В данной статье было рассмотрено понятие физического воспитания, выявлена роль физического воспитания в семье. В процессе написания статьи был приведен широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи, и рассмотрено влияние совместного семейного активного времяпровождения на благоприятный климат внутри семьи.
Ключевые слова: физическое воспитание, член семьи, семья, ребенок, родитель, правильное физическое воспитание, физическая культура, вид спорта.
In this article the concept of physical education was considered, the role of physical education in the family was revealed. In the process of writing the article, a wide range of forms of active recreation for the whole family was given, and the influence of joint family active pastime on a favorable climate within the family was considered.
Keywords: physical education, family member, family, child, parent, proper physical education, physical culture, sport.
Воспитание ребенка — серьезный, сложный и ответственный процесс. Необходимо стараться воспитать здорового ребенка с раннего детства, ведь физические данные и двигательные навыки формируются у детей в раннем возрасте.
Физическое воспитание входит в общий термин «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, как и образование, это процесс решения определенных задач, для которого характерны общие черты педагогического процесса. Физические особенности воспитания основаны на том, что этот процесс направлен на развитие двигательных навыков и физических качеств, что приводит к укреплению здоровья 3, с. 90.
Физическое воспитание детей в семье — проблема не только педагогическая, но и социальная. Как известно, умственная нагрузка современного школьника возросла, а физическая снизилась в связи с использованием транспорта, внедрения в жизнь и в быт техники.
Жизнь городских школьников менее богата движением и физическим трудом, чем жизнь школьников сельской местности. Конечно, труд и движение присущи и городским школьникам, но в меньшей мере, чем сельским. Однако это вовсе не значит, что сельским школьникам нет необходимости заниматься физической культурой и спортом 8, с. 244.
Все школьники села и города должны заниматься физической культурой и спортом. Но городских школьников надо «догружать» за счет физкультуры и спорта до уровня общей физической нагрузки сельских школьников.
Чтобы правильно организовать физическое воспитание детей в семье, родители должны иметь научное представление о сущности физического развития детей.
Физическое развитие — это степень совершенства организма и степень соответствия основных физических показателей общепринятым средним возрастным нормам. Если все показатели (рост, вес, окружность груди, форма тела и конечностей, осанка, сила, подвижность) соответствуют этим нормам, то, следовательно, ребенок имеет нормальное физическое развитие 5, с. 41.
Термин физическое развитие имеет и второе значение, как процесс развития, становления, роста, совершенствования организма, как система средств, форм и методов направленного физического развития детей. Самый важный результат правильного физического воспитания — это здоровье на всю жизнь.
Также физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, эстетическим. В процессе физического воспитания происходит и умственное развитие детей. В нашем обществе созданы все условия, чтобы семья была крепкой, здоровой, дружной. Только в такой семье вырастают физически и духовно полноценные люди. Родители должны воспитать в детях твердую убежденность в том, что физкультура, спорт, труд — это средства приобретения здоровья, силы, выносливости, мужества, упорства и других ценных моральных и физических качеств 7, с. 352.
Главным условием для создания положительной атмосферы для физического воспитания ребенка в семье является то, что ребенок, словно губка, впитывает и повторяет за своими родителями. Это важно помнить и знать. Родителям, заботящимся о физическом здоровье своих детей, необходимо самим быть примером для подрастающего поколения. Это сильно облегчит физическое воспитание и также положительно скажется на здоровье самих родителей 10, с. 63.
В каждой семье родители должны воспитывать у детей интерес, уважение и любовь к физической культуре, спорту и труду. Здоровый быт семьи — это правильные, доброжелательные, основанные на взаимном уважении отношения между всеми членами семьи, здоровый нравственный климат, высокая культура отношений, гигиена жилища, личная гигиена каждого члена семьи, разумный и обязательный режим, здоровый отдых — одно из важных условий правильного физического воспитания детей 4, с. 352.
Вырастет ли ребенок физически развитым, здоровым или слабым и больным — это в значительной мере зависит от его детства, от семьи, от родителей. Родители должны систематически, с момента рождения ребенка и до совершеннолетия заниматься его физическим воспитанием.
Утренняя гимнастика, пешие прогулки, активные игры — также пример положительного физического воспитания в семье. Важно с детства формировать правильные привычки у детей и приобщать их к спорту. Активный семейный отдых — это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива 6, с. 168.
Практически любой вид спорта может стать семейным. Выбор зависит только от количества членов семьи и их возраста и, конечно же, от личных предпочтений. В настоящее время существует широкий спектр форм активного отдыха для всей семьи [2, с. 86]:
— Пеший туризм. Прогулка по парку всей семьей не только поднимет настроение, но и улучшит самочувствие.
— Сезонный спорт. Зимой можно заняться катанием на коньках и лыжах, а летом можно покататься на велосипеде, скейтборде и роликовых коньках. Отличная альтернатива — тюбинг как на воде, так и на горных склонах.
— Бассейн. Плавание поможет вам расслабиться и держать мышцы в тонусе. Также необходимо научить ребенка важному навыку — уметь сохранять спокойствие на воде.
— Поход. Смена обстановки — это всегда хорошо. Это отличная идея, чтобы отправиться всей семьей в поход на несколько дней. Коллективная поддержка и взаимопомощь — прекрасный бонус к физической активности.
— Байдарки, рафтинг, катамараны. Путешествие также может быть по воде. Он не только способствует сближению семьи, но и повышает закалку организма как физически, так и морально.
— Активные парки. Для активных семей есть парки, где доступны все экстремальные и не только виды спорта: каякинг, рафтинг, канатные дороги, альпинизм и т. д.
— Групповые игры на свежем воздухе. Целью таких игр обычно является сплочение коллектива, что поможет создать дружескую атмосферу в семье и раскрыть каждого участника игры как самостоятельную личность 11, с. 72.
Лучшим методом приучения к физическим упражнениям является личный пример родителей и других членов семьи. Совместное занятие физкультурой и спортом родителей и детей способствует духовному сближению старших и младших членов семьи, что является основой взаимопонимания между ними. Так, например, во время походов или туристических вылазок каждый член семьи выполняет определенные обязанности, благодаря которым каждый ощущает себя полезным и равноправным членом дружного коллектива. Во время семейных поездок можно участвовать в совместных играх: футбол, вышибалы, веселых эстафетах 9, с. 69.
Физкультура в семье способствует укреплению семейных отношений. Совместная деятельность детей и родителей в процессе физического воспитания является огромным фактором, объединяющим семью, укрепляющим нравственный климат, создающим добрые традиции и общие интересы. Чехословацкие ученые в ходе проведённых экспериментов выяснили, что физическое воспитание в семейной форме не только хорошо влияет на физическое развитие детей и укрепляет их здоровье, но и положительно влияет на семейный климат, отношения между родителями, а также возрастает их роль в воспитании ребенка 1, с. 98.
Таким образом, самый важный результат правильного физического воспитания — это здоровье на всю жизнь. В нашем обществе созданы все условия, чтобы семья была крепкой, здоровой, дружной. Только в такой семье вырастают физически и духовно полноценные люди. Родители должны воспитать в детях твердую убежденность в том, что физкультура, спорт, труд — это средства приобретения здоровья, силы, выносливости, мужества, упорства и других ценных моральных и физических качеств.
Утренняя зарядка, прогулки, активные игры также являются примерами положительного физического воспитания в семье. Важно с детства формировать у детей правильные привычки и привлекать их к занятиям спортом. Практически любой вид спорта может стать семейным. Выбор зависит только от количества членов семьи и их возраста и, конечно же, от личных предпочтений.
Литература:
- Васильева, С. Ю. Правильное физическое воспитание в семье — залог здоровья / С. Ю. Васильева, Н. Н. Мацукова, О. Н. Мишурова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 мая 2017 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. — С. 97–98.
- Давронов, И. Э. Физическое воспитание детей в семье / И. Э. Давронов, З. Х. Кулдашева // Вестник культуры. — 2017. — № 2(38). — С. 86–89.
- Дмитриева, Е. В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в семье / Е. В. Дмитриева, А. В. Гафурова // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 13 декабря 2020 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. — С. 90–97.
- Долгова, Е. К. Физическое воспитание в семье / Е. К. Долгова // Аллея науки. — 2018. — Т. 8. — № 5(21). — С. 352–355.
- Иванина, А. И. Роль семьи в физическом воспитании ребенка / А. И. Иванина, Т. И. Цыгулева // Вестник научных конференций. — 2017. — № 2–6(18). — С. 41–42.
- Колосов, Г. Н. Роль и важность физического воспитания в семье / Г. Н. Колосов // Вопросы педагогики. — 2022. — № 1–2. — С. 168–171.
- Крутихина, Т. А. Физическое воспитание в семье / Т. А. Крутихина // Научные исследования современных ученых: XXV Международная научно-практическая конференция, Москва, 30 октября 2017 года. — Москва: Научный центр «Олимп», 2017. — С. 352–353.