Теория интеллекта Ж. Пиаже | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2022

Статья просмотрена: 1915 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Теория интеллекта Ж. Пиаже / Е. Г. Огольцова, И. В. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 491-492. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97825/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье авторы рассматривают теорию развития интеллекта, создателем которой является швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Предметом исследования являются стадии, прохождение которых формирует понимание времени, пространства, собственного мнения и др.

Ключевые слова: ребенок, стадии развития, когнитивное развитие, психическое развитее, навык, интеллект

Многие выдающиеся ученые разрабатывали экспериментально-психологические теории развития интеллекта. С течением времени база этих теоретических направлений развивается и обогащается новыми фактами. Создателем одной из таких теорий является Жан Вильям Фриц Пиаже. Он известен работами по изучению психологии детей. Уже в начале своей научной карьеры Пиаже ясно обозначил свой интерес к эволюции человеческого интеллекта. У него появилась принципиально новая сторона проблемы познания, а именно — возможность его биологического объяснения. Любые психологические объяснения рано или поздно начинают опираться на биологию и логику (или же на социологию). По мнению некоторых исследователей, явления психики понятны лишь в том случае если они связаны с биологическим организмом.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эта методика вполне применима при изучении элементарных психических функций (сознание, моторная функция и т. д.) в качестве основы для развития интеллекта.

Теория развития интеллекта — это, первоначально, активная идея формирования интеллекта, рассматривающая течение его развития в ходе личного развития ребенка. Подобный подход именуют генетическим. [1]

Пиаже считал, что психическое развитее ребенка проходит 4 стадии. Важно отметить, что это свойственно всем детям, какой бы культуре они не принадлежали, в какой части земного шара бы не жили.

Стадия 1: Период сенсомоторного интеллекта

От рождения до двух лет. На этом этапе ребенок оживленно узнаёт мир с помощью пяти органов чувств. Его мозг желает видеть, слышать звуки, чувствовать запахи, проверять на вкус и трогать всё вокруг. Как ни удивительно, чем больше, тем лучше. Всё начинается с рефлексов. впоследствии появляются первоначальные привычки. С четырёх месяцев ребенок начинает ощущать мир не только в «своем теле», но и за его границами, а соответственно осуществлять целенаправленные действия. Еще один не менее важный этап — формирование рабочей памяти или, как это именовал Пиаже, представление о постоянстве объектов. Представим ситуацию: мама спрятала плюшевого мишку, но ребенок понимает, что мишка не бесследно пропал, а все также продолжает существовать, даже не находясь в поле зрения. У ребенка все больше и больше появляется любопытство, от чего хочется ощущать новые запахи, пробовать ранее е изведанную пищу, слышать новые звуки. Начинается познание мира. Ребенок учится ходить, бегать, сидеть. Эта высокая физическая активность помогает когнитивному развитию. Но ребенок остается эгоцентричным и не может воспринимать чужую точку зрения.

Стадия 2: Период дооперациональных представлений

От двух до семи лет. Мышление ребенка хоть и остается интуитивно, но он начинает воспринимать символы. Например, ложка с кашей — самолет или же крышка от чего-либо — это лодка. Начинается активно включаться фантазия, за счет чего многие предметы в глазах ребенка оживают. Но так как конкретные когнитивные операции еще недоступны, Пиаже именует эту стадию «дооперационной». Ребенок учится не только разговаривать, но и понимать слова, а также принимать на себя какие-либо новые, несвойственные реальности, образы. Процесс обучения ускоряется из-за большого желания узнавать что-то новое. В возрасте четырех лет большинство детей начинают активно задавать вопросы и интересоваться буквально всем. Также постепенно приходит и навык рассуждения, Пиаже называет это интуитивной стадией, так как все знания и навыки ребенок уже может как-то проявлять, но еще не понимает, откуда это у него появилось. На этой ступени развития ребенок все также не догадывается, что существует не только его точка зрения и другие люди способны видеть мир иначе.

Стадия 3: Период конкретных операций

От семи до одиннадцати лет. Ребенок умеет не только использовать символы, но и оперировать ими на логическом уровне, совершая конкретные когнитивные операции. К ребенку приходит понимание порядка, что за чем идет, из чего мы делаем вывод, что уже на данной стадии ребенок способен делать какие-либо умозаключения на примере увиденного. Например, ребенок видит, как мама готовит суп, и понимает, что через некоторое время будет обед. Также ребенок знакомиться с концепцией постоянства, начинает понимать сохранение вещества, а именно осознает, что если, например, перелить воду из маленький бутылки в большой стакан, то ее не станет больше. А вот тот, кто помладше, будет думать, что в большом стакане больше воды. Также ребенок учится решать задачи, понимает обратный порядок, но обобщать все ещё не умеет. От новых навыков появляется некий восторг и желание развиваться нарастает. В итоге ребенок узнает себя лучше и приходит осознание собственности мыслей и чувств, не только своих, но и чужих. От чего появляется собственный взгляд на мир.

Стадия 4: Период формальных операций

От двенадцати лет и старше. Во-первых, ребенок становится уже подростком, а во-вторых, его мышление способно быть как конкретным, так и абстрактным. За счет этого подросток способен воображать нечто уникальное, а также оперировать такими понятиями как любовь, успех, неудача, ненависть. Понимание себя как уникальной личности становится намного глубже, нежели на третьей стадии. Новые способности позволяют не только делать какие-то обобщающие выводы, но и в целом подросток способен стоить планы, расставлять приоритеты, размышлять на философские темы. Сам Пиаже считал, что обучение происходит на протяжении всей жизни, но настаивал, что именно четвертая стадия является последней в структуре когнитивного развития.

Ж. Пиаже предполагал, что внешние факторы, такие как, например, родители и окружающая среда, оказывают влияние на темп развития и скорость прохождения этапов. Но в дальнейшем было доказано, что независимо от вмешательства родителей (будь то поощрения или же желание скорее развить те или иные навыки у ребенка) ребенок не будет развиваться в том или ином направлении, пока не наступит как физическая, так и психологическая готовность.

Пиаже пришел к выводу, что психическое развитее — формирование интеллекта, а стадии психического развития — стадии формирования интеллекта. Сутью развития по Пиаже является приспособление к окружающей реальности с целью достижения равновесия с ней.

Подводя итоги, важно отметить, что для полноценного развития интеллекта необходимо прохождение абсолютно всех стадий развития, ведь каждая из них характеризуется появлением новых, более сложных способностей. Последовательность стабильная, а сам процесс перехода от одной ступени к другой — незаметен. Бывает, что переход у ребенка проходит иначе, нежели о других. В этом случае нельзя говорить о каком-то отклонении, это индивидуальная особенность и свой собственный темп развития. Самое главное, это не скорость прохождения данных этапов, а их последовательность, только благодаря правильному порядку прохождения стадий ребенок освоит все навыки и умения.

Литература:

  1. Пиаже Ж. Психология интеллекта. — Piter, 2003.
  2. Сергиенко Е. Модель психического и теория Ж. Пиаже //Психологические исследования. — 2009. — Т. 2. — №. 3.
  3. Ушаков Д. В. Системность в психологии интеллекта− теория, подход, методология //Идея системности в современной психологии/под ред. ВА Барабанщикова.–М.: Ин-т психологии РАН. — 2005. — С. 236–261.
  4. Ушаков Д. Интеллект: структурно-динамическая теория. — Litres, 2022.
  5. Тудэла Х. М. Теория Пиаже о когнитивном развитии детей. Теория множественного интеллекта //Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2019. — №. 4. — С. 51–57.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, стадий, когнитивное развитие, навык, стадий развития, теория развития интеллекта.


Ключевые слова

интеллект, навык, ребёнок, когнитивное развитие, стадии развития, психическое развитее

Похожие статьи

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на

Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие

На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление субъекта к равновесию

Пиаже считал, что на развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и...

Формирование познавательно-исследовательской деятельности...

Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, происходит не в вакууме

В теориях Выготского подчеркивается императивная роль социального взаимодействия и

Хотите бросить вызов навыкам вашего ребенка? Попробуйте эту игру памяти.

Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л. Н. Вахрушева.

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Ключевые моменты теории развития мышления ребенка.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа.

Ж. Пиаже назвал эту стадию рече-мыслительного развития детей, ограничив её 2–7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь

Возникновение ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.

Основа когнитивного развития детей с тяжелыми...

...и строение схем — схем восприятия вселенной — в «стадии развития», времени, когда малыши получают

Говоря об особенностях и возможностях развития детей с ТМНР, давайте уточним, что

У таких детей наблюдается выраженный недостаток когнитивного развития в сочетании с

Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего...

Жан Пиаже выделял четыре стадии развития интеллекта ребенка.

Более важную роль играет развитие когнитивных навыков, которые активно влияют на развитие речи у детей раннего возраста. Вторая стадия — период дооперационных представлений (от 2 до 7 лет).

Основываясь на теории развития интеллекта Жана Пиаже и понимая особенности двух...

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Сорокина, Л. И. Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста / Л. И. Сорокина.

Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, — это взаимодействие с внешним пространством.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

Нельзя не отметить, что интеллектуальное развитие спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок

По мнению Р. С. Буре одним из показателей развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного...

Проблема нервно-психического и речевого развития ребёнка...

Ведущие теории и концепции нервно-психического и речевого развития ребёнка.

Теоретические формулировки Э.Эриксона [1] касаются исключительно развития эго.

В основе психического развития ребёнка с позиции когнитивных теорий лежит развитие интеллекта, от которого

Умственное развитие Ж.Пиаже соотносит с четырьмя периодами/стадиями.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема...

П. Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных

внимание на собственном творческом аспекте познания, различая мышление от шаблонных умственных процессов и навыков.

Мышление — это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и.

Логическое мышление является высшей стадией развития мышления.

Похожие статьи

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Основными механизмами, благодаря которым ребенок переходит с одной стадии развития на

Благодаря ассимиляции, аккомодации и равновесию происходит когнитивное развитие

На основании теории развития, в которой основным законом служит стремление субъекта к равновесию

Пиаже считал, что на развитие интеллекта ребенка влияют созревание, опыт и...

Формирование познавательно-исследовательской деятельности...

Когнитивное развитие, как и все аспекты развития, происходит не в вакууме

В теориях Выготского подчеркивается императивная роль социального взаимодействия и

Хотите бросить вызов навыкам вашего ребенка? Попробуйте эту игру памяти.

Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Л. Н. Вахрушева.

Взаимосвязь ключевых моментов теории мышления ребенка...

Ключевые моменты теории развития мышления ребенка.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа.

Ж. Пиаже назвал эту стадию рече-мыслительного развития детей, ограничив её 2–7 годами, дооперациональной по той причине, что здесь

Возникновение ее важно для дальнейшего развития мышления и интеллекта.

Основа когнитивного развития детей с тяжелыми...

...и строение схем — схем восприятия вселенной — в «стадии развития», времени, когда малыши получают

Говоря об особенностях и возможностях развития детей с ТМНР, давайте уточним, что

У таких детей наблюдается выраженный недостаток когнитивного развития в сочетании с

Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего...

Жан Пиаже выделял четыре стадии развития интеллекта ребенка.

Более важную роль играет развитие когнитивных навыков, которые активно влияют на развитие речи у детей раннего возраста. Вторая стадия — период дооперационных представлений (от 2 до 7 лет).

Основываясь на теории развития интеллекта Жана Пиаже и понимая особенности двух...

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Сорокина, Л. И. Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста / Л. И. Сорокина.

Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, — это взаимодействие с внешним пространством.

Характеристика интеллектуальной сферы детей старшего...

Нельзя не отметить, что интеллектуальное развитие спонтанно, оно проходит ряд стадий, порядок

По мнению Р. С. Буре одним из показателей развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста

Рис. 2. критерии развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного...

Проблема нервно-психического и речевого развития ребёнка...

Ведущие теории и концепции нервно-психического и речевого развития ребёнка.

Теоретические формулировки Э.Эриксона [1] касаются исключительно развития эго.

В основе психического развития ребёнка с позиции когнитивных теорий лежит развитие интеллекта, от которого

Умственное развитие Ж.Пиаже соотносит с четырьмя периодами/стадиями.

Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема...

П. Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных

внимание на собственном творческом аспекте познания, различая мышление от шаблонных умственных процессов и навыков.

Мышление — это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и.

Логическое мышление является высшей стадией развития мышления.

Задать вопрос