В статье раскрыты особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании.
Ключевые слова : заикание, просодическая сторона речи, мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование, тембр.
Исследование компонентов речевой деятельности у лиц с заиканием является одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии, так как просодика играет значительную роль в овладении ребенка родным языком. Просодика создает специфическую эмоциональную окрасу речи, совместно с такими аспектами коммуникации как мимика, поза, взгляд, жест, позволяет ясно и точно выражать свои мысли, правильно передавать собеседнику необходимую информацию, чувства и эмоции. [4, с. 38]. Нарушения просодической стороны речи у заикающихся могут привести к трудностям коммуникации.
Под просодией (от греческого, prosodia — ударение, припев) понимают «членение речи и расчленение соединенных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение и замедление речи, и разрыв произнесения [1, с. 269].
О. С. Ахманова, Н. Д. Светозарова определяют просодию как общее название сверхсегментных свойств речи, а именно высоты тона, длительности (количества) и громкости (силы, амплитуды) [2, 3]. Основной составляющей просодии является интонация.
Многие исследователи в последнее время все больше внимания обращают на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. Л. З. Арутюнян говорит заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемеживающих нарушениях ударений. Эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы даже в отсутствие речевых судорог, а постановка ударения часто неправильная. Другая просодическая особенность речи заикающихся в ограничении в способности к модуляции голоса [4, с.38].
Р. Е. Левина, Л. И. Белякова считают существенной стороной данного дефекта нарушения темпа и ритма речи. Смазанная и монотонная речь, с одной стороны, и присущий заикающимся высокий уровень тревожности, с другой, обуславливают возникновение голосовых зажимов. Из-за этого изменяется тон голоса, который переходит в верхний регистр.
Анализ литературы определил цель нашего исследования — выявить уровень сформированности просодических компонентов речи у подростков и взрослых при заикании. В исследовании приняли участие 10 человек, из них 2 подростка и 8 взрослых заикающихся.
В исследованиях принимали участие заикающиеся с невротической формой заикания. Исследование просодической стороны речи подростков и взрослых включало 5 показателей: темп устной речи, модуляция голоса по силе, модуляция голоса по высоте, логическое ударение, основной тон высказывания.
При исследовании темпа устной речи мы получили следующие результаты: высокий уровень при выполнении заданий показали 10 % испытуемых, средний уровень — 60 %, низкий уровень 30 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты исследования темпа устной речи у подростков и взрослых при заикании
Стоит отметить, что в ходе исследования у 80 % испытуемых возникли трудности воспроизведении темпа устной речи, это было связано с наличием судорожных запинок в речи на момент исследования или же наоборот «форсированием» речи, желанием поскорее закончить фразу пока отсутствуют запинки.
У заикающихся часто бывает тихий голос, который сопровождается нечеткой дикцией. Данный способ говорения закрепляется со временем, это подтверждают данные исследования модуляции голоса по силе: высокий уровень владения голосовыми модуляциями по силе показали 30 % заикающихся, средний уровень — 50 %, низкий уровень 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты исследования модуляции голоса по силе у подростков и взрослых при заикании
Далее мы исследовали модуляцию голоса по высоте, данное исследование позволило определить, насколько широк диапазон голоса у заикающихся. Высокий уровень показали 30 % заикающихся, средний уровень — 40 %, низкий уровень — 30 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 3.
Рис. 3. Результаты исследования модуляции голоса по высоте у подростков и взрослых при заикании
Следующий показатель — это логическое ударение. Умение продуцировать логическое ударение помогает подчеркнуть определенную часть высказывания, с помощью него достигается конкретика и понимание цели высказывания. При исследовании логического ударения высокий уровень показали 20 % заикающихся, средний уровень — 60 %, низкий уровень — 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 4.
Рис. 4. Исследование логического ударения у подростков и взрослых при заикании
Хочется отметить, что при исследовании логического ударения самые высокие баллы группа набрала при воспроизведении логического ударения отраженно за логопедом.
Данные исследования основного тона высказывания следующие: высокий уровень показали 20 % заикающихся, средний уровень — 60 %, низкий уровень — 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 5.
Рис. 5. Исследование основного тона высказывания у подростков и взрослых при заикании
Обобщив данные исследования просодических компонентов у подростков и взрослых, можем сделать вывод о том, что просодические компоненты речи в большей части показателей соответствуют среднему уровню сформированности, для них характерны трудности владения голосовыми модуляциями по силе и высоте, монотонность, ускоренный темп и сбивчивый ритм речи. В целом, заикающиеся нуждаются в проведении логопедической работы по формированию просодической стороны речи.
Литература:
- Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400с.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1966. — 608с.
- Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. — 176 с.
- Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). М.: Эребус, 1993–160 с.