Особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 15.12.2022

Статья просмотрена: 466 раз

Библиографическое описание:

Лупина, Е. А. Особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании / Е. А. Лупина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 400-403. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97806/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье раскрыты особенности просодической стороны речи у подростков и взрослых при заикании.

Ключевые слова : заикание, просодическая сторона речи, мелодика, интенсивность, темп, ритм, логическое ударение, паузирование, тембр.

Исследование компонентов речевой деятельности у лиц с заиканием является одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии, так как просодика играет значительную роль в овладении ребенка родным языком. Просодика создает специфическую эмоциональную окрасу речи, совместно с такими аспектами коммуникации как мимика, поза, взгляд, жест, позволяет ясно и точно выражать свои мысли, правильно передавать собеседнику необходимую информацию, чувства и эмоции. [4, с. 38]. Нарушения просодической стороны речи у заикающихся могут привести к трудностям коммуникации.

Под просодией (от греческого, prosodia — ударение, припев) понимают «членение речи и расчленение соединенных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение и замедление речи, и разрыв произнесения [1, с. 269].

О. С. Ахманова, Н. Д. Светозарова определяют просодию как общее название сверхсегментных свойств речи, а именно высоты тона, длительности (количества) и громкости (силы, амплитуды) [2, 3]. Основной составляющей просодии является интонация.

Многие исследователи в последнее время все больше внимания обращают на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. Л. З. Арутюнян говорит заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемеживающих нарушениях ударений. Эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы даже в отсутствие речевых судорог, а постановка ударения часто неправильная. Другая просодическая особенность речи заикающихся в ограничении в способности к модуляции голоса [4, с.38].

Р. Е. Левина, Л. И. Белякова считают существенной стороной данного дефекта нарушения темпа и ритма речи. Смазанная и монотонная речь, с одной стороны, и присущий заикающимся высокий уровень тревожности, с другой, обуславливают возникновение голосовых зажимов. Из-за этого изменяется тон голоса, который переходит в верхний регистр.

Анализ литературы определил цель нашего исследования — выявить уровень сформированности просодических компонентов речи у подростков и взрослых при заикании. В исследовании приняли участие 10 человек, из них 2 подростка и 8 взрослых заикающихся.

В исследованиях принимали участие заикающиеся с невротической формой заикания. Исследование просодической стороны речи подростков и взрослых включало 5 показателей: темп устной речи, модуляция голоса по силе, модуляция голоса по высоте, логическое ударение, основной тон высказывания.

При исследовании темпа устной речи мы получили следующие результаты: высокий уровень при выполнении заданий показали 10 % испытуемых, средний уровень — 60 %, низкий уровень 30 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 1.

Результаты исследования темпа устной речи у подростков и взрослых при заикании

Рис. 1. Результаты исследования темпа устной речи у подростков и взрослых при заикании

Стоит отметить, что в ходе исследования у 80 % испытуемых возникли трудности воспроизведении темпа устной речи, это было связано с наличием судорожных запинок в речи на момент исследования или же наоборот «форсированием» речи, желанием поскорее закончить фразу пока отсутствуют запинки.

У заикающихся часто бывает тихий голос, который сопровождается нечеткой дикцией. Данный способ говорения закрепляется со временем, это подтверждают данные исследования модуляции голоса по силе: высокий уровень владения голосовыми модуляциями по силе показали 30 % заикающихся, средний уровень — 50 %, низкий уровень 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 2.

Результаты исследования модуляции голоса по силе у подростков и взрослых при заикании

Рис. 2. Результаты исследования модуляции голоса по силе у подростков и взрослых при заикании

Далее мы исследовали модуляцию голоса по высоте, данное исследование позволило определить, насколько широк диапазон голоса у заикающихся. Высокий уровень показали 30 % заикающихся, средний уровень — 40 %, низкий уровень — 30 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 3.

Результаты исследования модуляции голоса по высоте у подростков и взрослых при заикании

Рис. 3. Результаты исследования модуляции голоса по высоте у подростков и взрослых при заикании

Следующий показатель — это логическое ударение. Умение продуцировать логическое ударение помогает подчеркнуть определенную часть высказывания, с помощью него достигается конкретика и понимание цели высказывания. При исследовании логического ударения высокий уровень показали 20 % заикающихся, средний уровень — 60 %, низкий уровень — 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 4.

Исследование логического ударения у подростков и взрослых при заикании

Рис. 4. Исследование логического ударения у подростков и взрослых при заикании

Хочется отметить, что при исследовании логического ударения самые высокие баллы группа набрала при воспроизведении логического ударения отраженно за логопедом.

Данные исследования основного тона высказывания следующие: высокий уровень показали 20 % заикающихся, средний уровень — 60 %, низкий уровень — 20 %. Результаты исследования представлены ниже на рисунке 5.

Исследование основного тона высказывания у подростков и взрослых при заикании

Рис. 5. Исследование основного тона высказывания у подростков и взрослых при заикании

Обобщив данные исследования просодических компонентов у подростков и взрослых, можем сделать вывод о том, что просодические компоненты речи в большей части показателей соответствуют среднему уровню сформированности, для них характерны трудности владения голосовыми модуляциями по силе и высоте, монотонность, ускоренный темп и сбивчивый ритм речи. В целом, заикающиеся нуждаются в проведении логопедической работы по формированию просодической стороны речи.

Литература:

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400с.
  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1966. — 608с.
  3. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. — 176 с.
  4. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). М.: Эребус, 1993–160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): логическое ударение, модуляция голоса, высокий уровень, заикание, просодическая сторона речи, уровень, устная речь, взрослый, основной тон высказывания, подросток.


Ключевые слова

интенсивность, темп, ритм, тембр, просодическая сторона речи, заикание, мелодика, логическое ударение, паузирование

Похожие статьи

Экспериментальное изучение темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием

В статье рассматриваются нарушения темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием. Представлен качественный анализ результатов сформированности таких компонентов, как темп и ритм. Описаны цели, задачи, направления и этапы констатирующего экс...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Похожие статьи

Экспериментальное изучение темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием

В статье рассматриваются нарушения темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием. Представлен качественный анализ результатов сформированности таких компонентов, как темп и ритм. Описаны цели, задачи, направления и этапы констатирующего экс...

Автоматизация навыков плавной речи у заикающихся дошкольников в процессе коммуникации и социализации

Цель данной статьи — раскрыть содержание логопедической работы по формированию беглости речи у детей с заиканием. Заикание — сложное расстройство речевого аппарата, при котором нарушается темпо-ритмическая организация высказываний, что приводит к деф...

Роль просодии в формировании начальных единиц общения у неговорящих первоклассников с расстройствами аутического спектра

В статье автор исследует взаимосвязь развития просодической стороны речи и формирования звуко-слоговых комплексов у неговорящих детей с РАС. Описывает методы работы по формированию начальных единиц речи на основе формирования ритмико-мелодико-интонац...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Исследование особенностей фонематического слуха у дошкольников с дизартрией

В статье авторами приведены результаты исследования особенностей фонематического слуха у группы дошкольников с дизартрией.

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Задать вопрос