В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.
Ключевые слова: читательский интерес, геймификация, старший дошкольник.
Реалии современного общества задают новые требования к личности дошкольника, важным новообразованием которой стало целостное личностное мировосприятие. Это новообразование в личности дошкольника обусловлено гуманизацией образовательной системы и возведением в приоритет самого ребенка с его индивидуальными особенностями, потребностями, взглядами, эмоциями. Согласно Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, А. В. Петровский) [1] и ФГОС ДО [3] одним из векторов развития дошкольника является погружение ребенка в общечеловеческую и национальную культуру, из которой можно черпать образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических, эстетических и социальных оценок. Таким образом, для дошкольника должны быть созданы условия приобщения к художественной культуре, искусству — литературе, музыке, живописи, театру.
Для соблюдения данного требования педагогу дошкольного образования следует учитывать и актуализировать в своей деятельности все возможности современной образовательной среды, адаптируя их в соответствии с возрастными, физиологическими, психическими особенностями старших дошкольников. Образовательный процесс, как и многие другие сферы деятельности человека, на сегодняшний день активно подвергается цифровизации, которая сопряжена с появлением понятия «сетевая личность». Сетевая личность — личность, способная и осознающая как ценность свои возможность и право на удовлетворение гносеологической (познавательной) и коммуникативной потребности в момент ее возникновения (на пике интереса) [2]. Дети-дошкольники являются такими же сетевыми личностями, которые помимо процесса социализации проходят и процесс киберсоциализации со всеми его положительными и отрицательными сторонами. Поэтому задачей современного педагога становится использование достоинств процесса киберсоциализации, их анализ и соотнесение с технологическими и методическими особенностями образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Одним из технологических новшеств, требующих конкретизации и систематизации, является геймификация. Главным отличием данной технологии является то, что она сохраняет неизменным содержание деятельности, меняя лишь способ организации этой деятельности. Таким образом, данная технология имеет потенциал адаптации применительно к пространству дошкольного образования. Основной целью геймификации является стимулирование вовлеченности субъектов образовательного процесса в деятельность, как если бы они играли в занимательную игру. Таким образом, данная технология безупречно соотносится и с базовым структурным компонентом читательского интереса — заинтересованностью, и с возрастной спецификой старших дошкольников, ведущим типом деятельности которых является игра.
Читательский интерес — это целенаправленный познавательный процесс, предполагающий чтение/слушание литературного произведения, в процессе которого ребенок испытывает эмоциональный подъем, результатом же является освоение культурно-исторического опыта и наделение его личностными смыслами. Формирование читательского интереса дошкольников — сложный, многогранный процесс, требующий от педагога понимания природы читательской деятельности ребенка, нахождения путей эффективного воспитания читателя.
Педагогическая возможность формирования интереса к чтению у старших дошкольников обусловлена тем, что дети данного возраста способны достаточно глубоко осмысливать содержание литературного произведения, выразительные средства языка, осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Задачей педагога в этом случае становится мотивация старших дошкольников к раскрытию своего возрастного потенциала, а также индивидуальных особенностей. Одним из современных технологий, позволяющих задействовать старших дошкольников в активную деятельность, увлечь, погрузить в реалистичное пространство художественного произведения, а также решить образовательные цели на материале конкретного текста является технология геймификации.
При планировании процесса формирования читательского интереса старших дошкольников следует выстраивать последовательность возрастосообразных принципов игрового взаимодействия воспитанников, отражающих особенности использования технологии геймификации в образовательном пространстве:
- Начало игрового взаимодействия должно максимально вовлекать воспитанников, для этого следует избегать излишней искусственности игровой ситуации. Основная задача — получить эмоциональный отклик воспитанников для последующего погружения.
- Погружение в игровой мир предполагает выход из реальности. Игровой мир должен иметь свои ярко выраженные особенности, осязаемые ребенком, которые легки для восприятия воспитанника: это может быть волшебный замок, заколдованное болото, дремучий лес и т. д. Важны детали игрового мира, которые создают общую атмосферу нового, нереального пространства.
- Принятие роли воспитанником, которое выражается в отождествлении себя с тем или иным героем, имеющим как внешние особенности, так и черты характера, выполняемые действия (например, Принц — красивый, смелый, спасает возлюбленную; тролль — маленький, вредный, чинит препятствия).
- Выстраивание многоуровневого игрового мира, когда воспитанник сталкивается с задачами различного уровня сложности для движения к итоговой цели, задачи должны быть представлены по логике «от простого к сложному». Например, волшебный замок имеет несколько башен — низкую, среднюю и высокую, где в заточении находится Принцесса. Для того чтобы попасть в низкую башню, надо раскрасить героев, которые присутствовали в рассматриваемой сказке. Попасть в среднюю башню можно, отгадав загадки, которые придумала злая ведьма. Высокая башня откроет свои двери, если Принц придумает альтернативное продолжение для уже изученной сказки.
- Прохождение каждого этапа, уровня сопровождается наградой — это придуманное вознаграждение, которое перекликается с содержанием рассматриваемого литературного произведения. Награда может иметь свои варианты использования — ее можно копить, чтобы получить главный приз, можно «расплачиваться» ею за ошибки в ходе игры и т. д.
- В процессе игрового взаимодействия важно использовать и индивидуальные, и групповые формы работы. Каждый воспитанник должен испытать как чувство соперничества, так и ощутить командный дух.
- Задания, предлагаемые в процессе игрового взаимодействия, направлены и на актуализацию имеющихся знаний, и на получение новых.
- Выстраивание игрового взаимодействия должно предполагать интеграцию различных видов деятельности дошкольников — продуктивной, творческой, познавательной, коммуникативной.
Таким образом, адаптация принципов технологии геймификации применительно к цели формирования читательского интереса старших дошкольников позволяет по-новому взглянуть на весь процесс погружения дошкольников в мир художественной литературы.
Литература:
- Концепция дошкольного воспитания / авт.-сост. В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др. — М.: Просвещение, 1989. № 5. С. 10–23.
- Сазонова А. Н. Представленность феноменов «сетевое образовательное взаимодействие» и «сетевая личность» в педагогическом сознании / А. Н. Сазонова, А. А. Ахаян, В. В. Кравцов // Педагогическое образование в России. — 2021. — № 3. — с. 39–49.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки / ред.-сост. Т. В. Цветкова. — Москва: Творческий центр Сфера, 2015. — 96 с.