Ключевые слова: вирус оспы обезьян, ортопоксвирус, вакцина.
Вирус оспы обезьян — это ДНК-содержащий вирус из рода ортопоксвирусов, включающего также такие вирусы как коровья оспа и натуральная оспа.
Хотя оспа обезьян была первоначально описана у обезьян в 1958 году, естественным резервуаром этого вируса являются грызуны, а приматы, включая людей, являются случайными хозяевами. Случаи инфицирования у людей были впервые выявлены в Демократической Республике Конго в 1970 году.
Крупнейшая в истории вспышка оспы обезьян началась в мае 2022 года и с тех пор быстро распространилась по всему миру. Заражение людей происходит в результате контакта с инфицированным животным или человеком. Последующая передача инфекции от человека к человеку может происходить через дыхательные пути или при контакте с пораженной кожей.
Инкубационный период составляет от 7 до 21 дня, причем более короткие инкубационные периоды возникают при более инвазивном воздействии (укус или царапина).
Симптоматические случаи обычно разрешаются самостоятельно без лечения. Основными симптомами являются лихорадка, озноб и недомогание, которые предшествуют развитию сыпи на ладонях и подошвах ног. Хотя лихорадка может длиться до недели, сыпь развивается в течение 2–4 недель и варьирует от пятнисто-папулезной до везикулярной, от пустулезной до корковой.
В отличие от оспы, течение типичной инфекции оспы обезьян обычно характеризуются лимфаденопатией. Примечательно, что в ходе текущей вспышки стало ясно, что оспа обезьян также может протекать атипично, без лихорадки или сыпи, и только с поражениями кожи, которые могут быть асинхронными по внешнему виду. Часто эти поражения присутствуют только на гениталиях, слизистой оболочке полости рта или слизистой оболочке прямой кишки, в соответствии с точками половых контактов. Эта связь привела к ошибочной диагностике случаев оспы обезьян и неправильному или несвоевременному лечению, а также к новым клиническим синдромам, связанным с данной инфекцией, таким как уретрит, ректальная боль и задержка мочи.
Вспышки оспы обезьян происходили эпизодически в тех частях Африки, где вирус стал эндемичным, особенно в Демократической Республике Конго, Нигерии и других частях центральной и западной Африки. Однако число заражений, происходящих в эндемичных районах Африки, а также вспышек, происходящих в неэндемичных частях мира, растет. Этот рост может быть связан с сочетанием факторов, включая увеличение числа людей, не имеющих перекрестной защиты от ортопоксвируса (в связи с прекращением вакцинации против оспы после ликвидации в 1980 году), а также растущую легкость и скорость глобальных путешествий, что позволяет ранее изолированным кластерам быстро превращаться в глобальные эпидемии.
Случаи оспы обезьян быстро растут, и в настоящее время наибольшее число случаев зарегистрировано в США. В настоящее время основной риск заражения находится среди мужчин, имеющих половые контакты с мужчинами; передача инфекции в этом сообществе, по-видимому, ограничивается контактом кожа-к-коже, оральным, ректальным и перианальным интимным контактом и, возможно, через сперму.
Клинический фенотип в настоящее время простирается от типичной оспы обезьян с широко распространенной сыпью, лихорадкой и лимфаденопатией до единичных или нескольких поражений на гениталиях или слизистой оболочке полости рта и прямой кишки; поэтому необходимо провести тщательный медицинский осмотр и собрать подробные истории половых контактов.
Иммунный ответ на один ортопоксвирус может распознавать другие ортопоксвирусы и приводить к различным уровням защиты в зависимости от того, насколько тесно связаны различные ортопоксвирусы.
Данные, показывающие клиническую эффективность (~ 85 %) вакцин от оспы против оспы обезьян, получены в результате исследований эпиднадзора, проведенных в Центральной Африке в 1980-х годах и позже во время вспышек в том же районе. Данные о перекрестной иммунологической реактивности подтверждаются большим количеством исследований на животных (в основном на приматах) с заражением живым вирусом различными путями. Эти исследования единообразно показали высокую степень защиты и иммунитета против вируса оспы обезьян после вакцинации различными вакцинами против оспы.
В РФ для вакцинации применяется живая оспенная вакцина, для первого этапа при двухэтапной вакцинации — инактивированная оспенная вакцина ОспаВир, для ревакцинации — эмбриональная живая оспенная вакцина ТЭОВак. В США в настоящее время имеются две лицензированные вакцины против оспы: ACAM2000 и JYNNEOS. ACAM2000 лицензирован только для профилактики оспы, тогда как JYNNEOS был одобрен для профилактики оспы и оспы обезьян в 2019 году. Обе вакцины были оценены на предмет защиты от заражения вирусом оспы обезьян у животных. ACAM2000 — это вакцина второго поколения, полученная из единственного клонального вирусного изолята Dryvax, который проявлял пониженную нейровирулентность на животных моделях.
Вакцины против оспы и оспы обезьян можно использовать в двух ситуациях: до контакта — для предотвращения заболевания или же после контакта для облегчения течения заболевания. Предварительная вакцинация необходима для защиты лиц, подвергающихся наибольшему риску. Эта защита лучше всего достигается с помощью вакцины второго или третьего поколения. Постконтактная вакцинация в идеале проводится в течение 4 дней после контакта, чтобы предотвратить инфекцию, но ее можно использовать до 14 дней после контакта, чтобы уменьшить тяжесть заболевания.
Вакцины против оспы представляют собой эффективную контрмеру, которая может быть использована для борьбы со вспышками оспы обезьян. Однако вакцины против оспы действительно вызывают побочные эффекты, а способные к репликации вакцины второго поколения имеют противопоказания. Вакцины третьего поколения, хотя и более безопасны для применения среди населения с ослабленным иммунитетом, требуют двух доз, что является препятствием для быстрого реагирования на вспышку. Уроки, извлеченные из пандемии COVID-19, должны быть использованы для обоснования наших коллективных мер реагирования на эту вспышку оспы обезьян и на будущие вспышки.
Литература:
- Всемирная организация здравоохранения. Оспа обезьян // Информационные бюллетени. — 2022.
- Руководство по инфекционным болезням в 2 книгах / под ред. Ю. В. Лобзина, К. В. Жданова. — СПб.: Фолиант, 2011.
- Гаврилова Е. В., Максютов Р. А., Щелкунов С. Н. Ортопоксвирусные инфекции: эпидемиология, клиника, диагностика (обзор) // Проблемы особо опасных инфекций. — 2013. — № 4. — С. 82–88.
- Маренникова С. С., Щелкунов С. Н. Патогенные для человека ортопоксвирусы. — М.: КМК Scientific Press Ltd., 1988. — 386 с