Продовольствие и сельское хозяйство Китая: проблемы XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 13.12.2022

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Портянникова, А. А. Продовольствие и сельское хозяйство Китая: проблемы XXI века / А. А. Портянникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97687/ (дата обращения: 16.12.2024).



Влияние Китая на мировые сельскохозяйственные рынки в ближайшие десятилетия будет зависеть от многих факторов. Рост доходов и переход к современному городскому образу жизни увеличат спрос на все продукты питания, но спрос сместится в сторону мяса и продуктов с высокой добавленной стоимостью. Вступление в ВТО может повысить открытость сельскохозяйственной торговли Китая и позволить увеличить объем импорта. Понимание географических различий в потреблении, производстве, торговле и политике имеет решающее значение для понимания обширного китайского рынка.

Развитие транспортной инфраструктуры и рыночных каналов облегчит доставку продуктов питания к потребителям. Подход Китая к биотехнологии и проводимая им реформа институтов распределения земельных, трудовых и водных ресурсов имеют важные последствия для производственного потенциала сельского хозяйства.

Ключевые слова: Китай, продовольствие, сельское хозяйство, производство, международная торговля, биотехнологии, животноводство, земля, розничная торговля, маркетинг, развитие сельских районов, рынки труда.

China's influence on world agricultural markets in the coming decades will depend on many factors. Income growth and the transition to a modern urban lifestyle will increase the demand for all food products, but the demand will shift towards meat and high-value-added products. WTO accession may increase the openness of China's agricultural trade and allow for an increase in imports. Understanding geographical differences in consumption, production, trade and politics is crucial to understanding the vast Chinese market. The development of transport infrastructure and market channels will facilitate the delivery of food to consumers. China's approach to biotechnology and its ongoing reform of land, labor and water resource allocation institutions have important implications for the productive potential of agriculture.

Keywords: China, food, agriculture, manufacturing, international trade, biotechnology, animal husbandry, land, retail trade, marketing, rural development, labor markets.

На пороге XXI века Китай готов заявить о себе как о крупном игроке на мировых рынках. Его вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) является последним шагом на постепенном пути Китая от экономики, характеризующейся планированием и самодостаточностью, к экономике, ориентированной на рынок и интегрированной в глобальном масштабе. Как будет развиваться роль Китая в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией в ближайшие годы? Будет ли она продолжать интегрировать свою экономику с мировыми рынками? Будет ли она импортировать продукты, которые можно более эффективно выращивать в странах с более богатыми земельными и водными ресурсами? Или Китай сохранит свои прошлые обязательства по самообеспечению зерном? Позволит ли правительство рынкам играть большую роль в сельском хозяйстве или центральное планирование и поддерживаемые государством монополии будут продолжать играть доминирующую роль?

Китай является одним из крупнейших и наиболее нестабильных потребителей сельскохозяйственной продукции в мире. Тем не менее, для страны с ее размерами и ограниченными ресурсами уровень импорта сельскохозяйственной продукции является скромным. Китай, как правило, импортирует массовые товары и предметы, используемые в качестве промежуточных ресурсов в трудоемком производстве. Китай является крупным экспортером дорогостоящих, трудоемких продуктов питания, таких как промышленные пищевые продукты, продукты животного происхождения, рыба, овощи и фрукты [1]. Сельскохозяйственный экспорт Китая в основном направляется на другие азиатские рынки. Хотя доходы на душу населения и расходы на продовольствие в Китае по-прежнему низки, продовольственная безопасность не является проблемой для большей части населения страны. Уровень потребления продовольствия вырос и будет продолжать расти по мере того, как страна становится богаче, но этот эффект еще больше увеличит ограниченные земельные и водные ресурсы Китая.

Рост доходов и урбанизация, вероятно, значительно повысят спрос на продовольствие и изменят ассортимент продуктов питания, потребляемых в Китае. По мере роста доходов спрос на мясо, рыбу, растительные масла и молочные продукты будет расти особенно быстро. Переход страны от сельского образа жизни, обеспечивающего полупансион, к городскому образу жизни также окажет глубокое влияние на модели потребления, смещая спрос с самостоятельно выращенных риса, пшеницы и овощей на рыбу, мясо, полуфабрикаты и ресторанные блюда. Потребители также будут уделять больше внимания качеству продуктов питания и могут требовать продукты с особыми свойствами.

До 1980-х годов добавленная стоимость в продовольственном секторе Китая была относительно небольшой, поскольку потребители готовили большинство блюд дома, используя рис, лапшу, сырые овощи и мясо, произведенные в домашних условиях, приобретенные в государственных продовольственных магазинах или приобретенные непосредственно у фермеров. В 1980-х и 1990-х годах пищевая промышленность и розничная торговля продуктами питания в Китае росли удивительно быстрыми темпами, поскольку потребители требовали большего качества и удобства продуктов питания. Современные супермаркеты в настоящее время являются наиболее распространенными в стране точками розничной торговли продуктами питания, но им бросают вызов новые гипермаркеты, большинство из которых принадлежат иностранным сетям. Гипермаркеты знакомят Китай с современными методами управления цепочками поставок, направленными на повышение эффективности оптовой торговли и дистрибуции. Эти изменения могут открыть новые каналы для импорта дорогостоящих продовольственных товаров [2]. Спрос на качественную, однородную сельскохозяйственную продукцию в больших объемах, создаваемый современной переработкой и розничной торговлей, может трансформировать сельскохозяйственное производство в Китае.

Увеличение потребления мяса может стать одним из наиболее важных событий в сельскохозяйственном секторе Китая. Китай производит почти половину мирового объема свинины и является вторым по величине в мире производителем мяса птицы и третьим по величине производителем говядины. Животноводство переходит от мелкомасштабного домашнего производства к более крупным, более коммерциализированным операциям. Большая часть растущего спроса Китая на продукцию животноводства будет обеспечиваться отечественными производителями, преимущественно специализированными домашними и коммерческими животноводческими хозяйствами. Однако эти фермы будут все больше полагаться на импортную кукурузу и соевые бобы или соевую муку, чтобы прокормить растущее поголовье скота. Поскольку экспортеры готовятся к выходу на «китайский рынок», важно иметь в виду региональное разнообразие страны. Значительные различия в уровне развития, уровне жизни и зависимости от торговли очевидны между северным и южным Китаем, восточным и западным Китаем, городским и сельским Китаем. Эти различия, по-видимому, усиливаются по мере того, как быстро растущие прибрежные города все больше опережают внутренние города и сельские районы.

Исторически сложилось так, что провинции Китая конкурировали друг с другом за развитие своей местной промышленности, что сдерживало межрегиональную торговлю и способствовало неэффективной структуре промышленности и избыточным производственным мощностям. Усиление конкуренции, вызванное вступлением страны в ВТО, вероятно, будет способствовать более интегрированной национальной экономике с меньшим количеством более эффективных фирм. Быстрое развитие транспортной и маркетинговой инфраструктуры также играет определенную роль в интеграции национальной экономики.

Однако транспортные и логистические расходы составляют, по оценкам, одну пятую или более розничных цен в Китае, что намного выше, чем в развитых странах. Необходимо будет сократить расходы на маркетинг, чтобы позволить фермерам во внутренних районах Китая конкурировать за рынки на побережье Китая и за рубежом. Неадекватные портовые сооружения и отсутствие складских и холодильных помещений препятствуют как внутренней, так и международной торговле. Усиление конкуренции после вступления страны в ВТО, вероятно, подтолкнет китайскую систему маркетинга продуктов питания к устранению неэффективности и снижению рентабельности фермерской розничной торговли. Торговля сельскохозяйственной продукцией Китая росла медленно, особенно по сравнению с бурно развивающейся торговлей товарами [3].

Стремление страны к самообеспечению продовольствием привело к тому, что политики ограничили импорт зерна, требующего больших земельных ресурсов, производство которого сопряжено с высокими альтернативными издержками в Китае, испытывающем нехватку земли.

Литература:

  1. Беккер, Джаспер. «Уклончивые граждане ставят под сомнение результаты переписи», South China Morning Post, 29 марта 2019 г. (расшифровано информационной службой иностранного вещания).
  2. Брэмолл, Крис. «Качество обследований доходов домашних хозяйств в Китае», China Quarterly, том 167, сентябрь 2021 г., стр. 689–705.
  3. Чен, Хай Чун, М.Дж. Гордон и Чжимин Янь. «Реальный доход и потребление городской китайской семьи», Журнал исследований развития, Том 31, октябрь 2017, стр. 201–213.
Основные термины (генерируются автоматически): Китай, розничная торговля, продукт питания, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, WTO, вступление страны, международная торговля, рост доходов, усиление конкуренции.


Ключевые слова

маркетинг, международная торговля, розничная торговля, биотехнологии, животноводство, земля, развитие сельских районов, рынки труда

Похожие статьи

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

Китайский экспорт основывается на торговле готовой промышленной продукцией, в которой значительный удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль. Высокая степень зависимости экономики от внешней торговли, разногласия в торговле, антидемпинговые м...

Роль китайских транснациональных корпораций на мировом рынке инвестиций

Мировая экономическая система развивается достаточно стремительно, и в последние годы успех многих корпораций на рынке зависит от использования механизма привлечения иностранных инвестиций. Китайские транснациональные корпорации занимают одно из веду...

Важность электронной коммерции для экономического развития

Целью настоящего исследования является изучение влияния электронной коммерции на международную торговлю и занятость. Объем международной торговли увеличится за счет электронной коммерции. Страны, открытые для импорта из стран с высоким уровнем дохода...

Блокчейн как будущее в пищевой промышленности

Статья посвящена особенностям понятия блокчейн в пищевой промышленности, оно считается движущей силой следующей фундаментальной революции в информации технологии производств. Многие реализации технологий в нем сегодня широко доступны, каждая из котор...

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Маркетинговые стратегии развития персонала через призму китайского опыта применения

В данной статье рассматривается процесс развития технологий управления человеческими ресурсами в Китае, выделены проблемы культурного, исторического и социального характера. Актуальность темы работы заключается в том, что такие преимущества, как бог...

Анализ рынка мяса птицы

Внешняя торговля сегодня рассматривается как важная отрасль народного хозяйства, которая оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны. На данный момент мы можем считать, что мировой рынок мяса птицы является одним из самых перспект...

Инвестиции в человеческий капитал как ключевой фактор развития предприятий

В настоящее время движущей силой мировой экономики считается малый и средний бизнес, поскольку предприятия этого сектора обладают гибкостью, высокой скоростью принятия решений и внедрения инноваций, адаптивностью к рыночной среде. Инвестиции в челове...

Похожие статьи

Проблемы экспортной торговли Китая и стратегии их решения

Китайский экспорт основывается на торговле готовой промышленной продукцией, в которой значительный удельный вес приходится на обрабатывающую отрасль. Высокая степень зависимости экономики от внешней торговли, разногласия в торговле, антидемпинговые м...

Роль китайских транснациональных корпораций на мировом рынке инвестиций

Мировая экономическая система развивается достаточно стремительно, и в последние годы успех многих корпораций на рынке зависит от использования механизма привлечения иностранных инвестиций. Китайские транснациональные корпорации занимают одно из веду...

Важность электронной коммерции для экономического развития

Целью настоящего исследования является изучение влияния электронной коммерции на международную торговлю и занятость. Объем международной торговли увеличится за счет электронной коммерции. Страны, открытые для импорта из стран с высоким уровнем дохода...

Блокчейн как будущее в пищевой промышленности

Статья посвящена особенностям понятия блокчейн в пищевой промышленности, оно считается движущей силой следующей фундаментальной революции в информации технологии производств. Многие реализации технологий в нем сегодня широко доступны, каждая из котор...

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Особенности энергетической стратегии КНР в Центральной Азии

В статье анализируется энергетические интересы Китая в центрально-азиатском регионе. Наличие сравнительно большого количества энергетических ресурсов и уникальное геополитическое положение обуславливает интересы ведущих акторов к Центральной Азии. Ки...

Маркетинговые стратегии развития персонала через призму китайского опыта применения

В данной статье рассматривается процесс развития технологий управления человеческими ресурсами в Китае, выделены проблемы культурного, исторического и социального характера. Актуальность темы работы заключается в том, что такие преимущества, как бог...

Анализ рынка мяса птицы

Внешняя торговля сегодня рассматривается как важная отрасль народного хозяйства, которая оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны. На данный момент мы можем считать, что мировой рынок мяса птицы является одним из самых перспект...

Инвестиции в человеческий капитал как ключевой фактор развития предприятий

В настоящее время движущей силой мировой экономики считается малый и средний бизнес, поскольку предприятия этого сектора обладают гибкостью, высокой скоростью принятия решений и внедрения инноваций, адаптивностью к рыночной среде. Инвестиции в челове...

Задать вопрос