Платон как психолог | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 13.12.2022

Статья просмотрена: 1318 раз

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Платон как психолог / Е. Г. Огольцова, А. Д. Cапарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 489-491. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97657/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы пытаются определить суть идеализма и вклад Платона в психологию, рассмотрев его учения и диалоги.

Ключевые слова: Платон, душа, мир идей и вещей, идея жизни.

Изучение психологических идей Платона и его последователей имеет важное значение для современной науки по следующим причинам:

  1. Человек в понимании Платона обозначается именно как душа, и поэтому школа Платона впервые обратилась к исследованию реальности душевной жизни: Платон выдвигал различие души и тела.
  2. Платон первым в истории западноевропейской педагогики пытался создать методику воспитания — как со стороны личностной, так и в социально-государственной.

Особое внимание данной теме уделяет В. Г. Пичугин (кандидат психологических наук), который считает: «Психологическое влияние Платона стало применяться взамен грубой физической силы при разрешении конфликтов как внутри государства, так и между странами, что позволило развивать и совершенствовать дипломатические отношения» [3]. Также о вкладе Платона в психологию А. В. Лубков и А. Ф. Киселёв размышляют: «Можно сказать, что до него человеческое мышление было натуралистичным. Созданный им образ пещеры — это совсем не метафизическая конструкция, как считают многие интерпретаторы идей мыслителя, это метафора глубин человеческой души. Платон совершил подлинный прорыв в осмыслении путей достижения совершенства человеческой личности» [4].

Платон — это прозвище, означающее «широкий» и по одной версии было дано за его красивое телосложение его учителем гимнастики Аристоном. По другой же версии прозвище дал своему любимому ученику Сократ за широту его ума и взглядов. Его настоящим именем было Аристокл. У Платона со стороны обоих родителей было аристократическое происхождение. Род отца его восходил к царю Кодру, известный философ Солон был дядей матери Периктионы Платона, также готовившегося стать политиком, так как в то время многие шли в политику с желанием посвятить себя улучшению жизни народа [2].

Получив неплохое образование, Платон не упускал возможности знакомства с интересными современниками. Так он скептически приходит к Сократу, который к этому времени уже популярен и уже с первой встречи был очарован его умом. После Платон решительно меняет свои жизненные планы и решает стать философом, что считалось не хуже жизни политика.

Платон начинает поиск своего стиля. После казни Сократа, Платон, возмущенный приговором народа, пишет «Апологию» Сократа, передав миру его знаменитые диалоги. Наибольшее место психологическим проблемам отводит в сочинениях — диалогах «Филеб», «Пир», «Федр», «Федон», «Государство». Всего Платоном написано 36 произведений, но особых работ по психологии у него нет. Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В работе «Федр» дано религиозное описание души, в трактате «Федон» представлено учение о бессмертии души. В произведении «Государство» содержится учение Платона о строении души, делении ее на части [4].

Как нам уже известно, сам Сократ ничего не записывал. Всё, что мы о нем знаем сегодня — благодаря Платону, например, в диалоге «Теэтет» Платон рассуждает о природе знаний. Математик Теэтет беседует с Сократом и говорит источник истинного знания — это ощущение. Такой подход называется сенсуализмом, что в переводе с латинского означает «чувство», но Платон критикует это направление и считает утверждение Теэтета ложным. Сенсуалистом был также древнегреческий философ Протагор, которому принадлежит знаменитое высказывание «Человек есть мера всех вещей», и если это действительно так, а ощущения людей индивидуальны, значит не существует объективной истины. Всё течет, всё меняется, а человек с помощью ощущений только выхватывает образ вещи в конкретный момент времени. В каждом предмете есть некая умопостигаемая сущность, которую познает человек. Эту сущность Платон называл «идеей» [3]. Объясняя эту теорию идей, русский философ Алексей Федорович Лосев приводит пример: «Представим стол, он может быть любого формы, цвета, размера, но есть общая характеристика или «сто́ловость», благодаря которой мы понимаем, что это именно он. В этом есть идея стола. Стол можно покрасить, отпилить ему ножки, но невозможно сделать это с идеей стола, потому что она не материальна. Идеи производит разум. Из учебника античной философии В. Ф. Асмуса, мы узнаём историю о встрече Диогена и Платона. Диоген хочет высмеять идеи Платона, и говорит: «Чашу я вижу, а вот чашности нет». На что Платoн даёт ответ: «У тебя есть глаза, чтобы увидеть чашу, но нет ума, чтобы увидеть чашность» [3]. Идеи не могут существовать в сознании человека, иначе тогда были они были бы субъективными. Однако, идеи для всех одинаковы. Исходя из пособия для вузов по философии Миронова В. В., неоплатоники определяют 2 мира — мир идей и мир вещей [2].А Платoн видит этo как лестницу, где на нижних ступенях — мир вещей, а на верхних — мир идей. Нo сам указывает на недoстатки своей теoрии, он поясняет, что нет идеи грязи, но есть отсутствие идеи чистоты.

Платон утверждает, что вещи — тень идей, так как материя искажает идею. В сборнике статей Булгаковой С. Н. «Проблема идеализма» упоминается oтрывок из диалога «Государство», где философ объясняет эту мысль на примере аллегории пещер. Вот как он это описывает: «В большой пещере с самого рождения живут узники, сидя спиной ко входу и не могут повернуться, ведь их руки, ноги и шеи были скреплены цепями. Позади этих людей существовал костер и другие люди, несущие вокруг огня изображения объектов и существ, чьи тени были спроецированы на стену пещеры. Поскольку заключенные оказались в ловушке, заключенные могли видеть только тени изображений, принимая это за реальные вещи. Некоторые из них замечают закономерности, например, что за тенью человека всегда следует тень лошади, остальные же считали их гениями. Всё же эти «гении» никак не приближаются к истине, потому что изучают лишь тени. Однажды один из людей, запертых в этой пещере, освобождается от цепей и выходит во внешний мир. Он никак не мог поверить, что это реальный мир, а то что было в пещере — всего лишь отражение. Сначала солнечный свет и разнообразие цветов и форм удивили его настолько, что он захотел вернуться в пещеру и поделиться с другими узниками всеми чудесами, которые существовали снаружи. Однако люди в пещере не поверили ему и решили, что их обманывают и, чтобы его идеи не привлекли других людей к «опасностям безумия», заключенные убили беглеца» [1].

Этот пример носит скрытый смысл о Сократе, который тоже пытался донести до людей истину, но поплатился за это жизнью. Платон объясняет, что мир вещей дает нам искаженный образ бытия. Прояснить его можно только с помощью философского усилия поэтому задача философа — вывести людей из пещеры к истине [4].

Также Платон приводит 6 доказательств бессмертия души. Главное доказательство звучит так: «Если душа бессмертна, значит душа — это идея. Душа вносит в тело жизнь и покидает его. Так мы определяем живое это тело или мертвое, поэтому душа является идеей жизни. Но идея жизни не может умереть также, как квадрат не может стать круглым. Тело выступает лишь тюрьмой для души, а смерть становится освобождением. Все души созданы богом и до своего воплощения в телах, они лицезреют мир идей. По мнению философа, прежде чем попасть в тела, они пьют из реки забвения, а потому забывают всё, что видели в мире идей. Душа уже знает все идеи, поэтому человеку достаточно их вспомнить и помогает ему в этом метод философствования, придуманный Сократом — майевтика, что в переводе с греческого означает «повивальное искусство» [2].

На основе учения о душе Платон формулирует свою теорию о государстве. По его мнeнию, государство должно состоять из 3 каст: ремесленников и земледельцев с чувствeнной душой, стражей или воинов с яростной душой, и правителей с разумной. Правителями должны быть философы, так как они способны видеть истинное благо. И только тогда государство может быть справeдливым, а люди в нем счастливыми. Философ считает, что контролироваться должна не только политичeская, но и личная жизнь. Он много уделил и воспитанию, считал, что дети после рождения должны передаваться в воспитательные дома, где их будут, обучать философы. Такой подход позволил бы увидеть в каждом взрослом своего родителя, а в каждом сверстнике брата или сестру [4].

На основе вышеописанного, можно сделать вывод, что Платон является фундаментом всей европейской мысли и первым представителем объективного идеализма, а практическая психология, так или иначе, работает в зоне идеализма, то есть с субъективным миром клиента. С объективной точки зрения окружающий нас мир для всех одинаков, но каждый из нас мыслит, радуется и страдает в мире своих представлений.

Литература:

  1. Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — 3-е изд. — Москва: ТК Велби, 2017. — 608 c. — Текст: непосредственный.
  2. Чанышев, А. Н. История философии Древнего мира / А. Н. Чанышев. — Москва: Высшая школа, 2018. — 703 c. — Текст: непосредственный.
  3. Пичугин, Г. В. Формы психологического влияния в античной философии / Г. В. Пичугин. — Текст: непосредственный // Социальная психология. — 2020. — № 3. — С. 69–75.
  4. Киселёв, А. Ф. Идеалы личности от Античности до наших дней / А. Ф. Киселёв, А. В. Лубков. — Текст: непосредственный // Междисциплинарные исследования. — 2019. — № 2. — С. 73–79.
Основные термины (генерируются автоматически): мир идей, душ, идея, идея жизни, мир вещей, диалог, идея стола, пещера, тело, философ.


Ключевые слова

душа, платон, мир идей и вещей, идея жизни

Похожие статьи

Материализм и идеализм в психологии античности

В статье авторы пытаются определить суть материализма и идеализма, рассмотрев истоки, исходящие со времен античности.

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Человек и бог в учении Эпиктета

В статье предпринята попытка разобраться во взаимоотношениях человека и бога, ответить на вопросы: является человек частью бога, кем является бог для людей, как быть угодным богу.

Рассудок как форма мышления в философии И. Канта

В данной работе рассматривается понятие рассудка в качестве формы мышления в философии Иммануила Канта (1724–1804). Главным образом эта работа ссылается на фундаментальный труд Канта «Критика чистого разума», вышедший в 1781 году.

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Природа познавательного опыта по Джону Локку

Проанализированы философские основы познавательного опыта в концепции Джона Локка. Определены основные направления критики Локка теории врожденных идей. Предложена авторская интерпретация сенсуалистических взглядов философа, очерчено их значение в фи...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Осмысление философии права И. Канта в поисках обновления правовой системы современных государств

В предлагаемой статье авторами рассматривается правовой аспект философского учения Иммануила Канта. Рассматривается связь между моралью и законом. Сделан акцент на тезисах международного права.

Телесность как предмет античной философии

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена телесности в Древней Греции. В ходе работы было выявлено двойственное отношение к телу: негативное и позитивное. В результате исследования было выявлено, что данное противоречие разрешается в фил...

Похожие статьи

Материализм и идеализм в психологии античности

В статье авторы пытаются определить суть материализма и идеализма, рассмотрев истоки, исходящие со времен античности.

Религиозный аспект в диалогической философии Мартина Бубера

В статье раскрываются религиозные воззрения Мартина Бубера в рамках диалогической философии XX века, выявляется специфическое понимание диалога мыслителем как взаимоотношений между Я, Ты и Оно — личностью, Богом и его творением.

Человек и бог в учении Эпиктета

В статье предпринята попытка разобраться во взаимоотношениях человека и бога, ответить на вопросы: является человек частью бога, кем является бог для людей, как быть угодным богу.

Рассудок как форма мышления в философии И. Канта

В данной работе рассматривается понятие рассудка в качестве формы мышления в философии Иммануила Канта (1724–1804). Главным образом эта работа ссылается на фундаментальный труд Канта «Критика чистого разума», вышедший в 1781 году.

Мозг и психика. Проблема идеального

В статье рассматриваются ключевые моменты для раскрытия проблемы идеального: как воспринимается категория идеального для общества и личности; как наше сознание связано с ней; возможно ли ее отнести не только к идеализму, но и к материализму.

Влияние, оказанное С. Н. Булгаковым на российскую экономику

В статье рассматривается место С. Н. Булгакова в мировой экономической истории как мыслителя, обозначившего путь примирения социализма и либерализма через философское осмысление экономического процесса. Авторы наглядно показывают, как Булгаков пришел...

Природа познавательного опыта по Джону Локку

Проанализированы философские основы познавательного опыта в концепции Джона Локка. Определены основные направления критики Локка теории врожденных идей. Предложена авторская интерпретация сенсуалистических взглядов философа, очерчено их значение в фи...

Сознание — «интегральный момент психических процессов»

В статье предложен анализ классических и современных трудов по философии и афазиологии, рассмотрены вопросы взаимоотношения категорий «мышление», «сознание», «язык», «речь», освещена структура категории «сознание» и его источники.

Осмысление философии права И. Канта в поисках обновления правовой системы современных государств

В предлагаемой статье авторами рассматривается правовой аспект философского учения Иммануила Канта. Рассматривается связь между моралью и законом. Сделан акцент на тезисах международного права.

Телесность как предмет античной философии

Цель данной работы заключается в рассмотрении феномена телесности в Древней Греции. В ходе работы было выявлено двойственное отношение к телу: негативное и позитивное. В результате исследования было выявлено, что данное противоречие разрешается в фил...

Задать вопрос