Сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов по функционированию единых дежурно-диспетчерских служб | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 652 раза

Библиографическое описание:

Тиунова, Н. П. Сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов по функционированию единых дежурно-диспетчерских служб / Н. П. Тиунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 132-141. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97655/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье приведен сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов по функционированию и развитию органов повседневного управления на муниципальном уровне.

Ключевые слова: единая дежурно-диспетчерская служба, чрезвычайная ситуация, МЧС России, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации.

В 2022 году МЧС России проведена огромная работа по выработке единых подходов к вопросам функционирования и развития органов повседневного управления муниципального уровня, было разработано и одобрено протоколом заседания Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 29 ноября 2022 г. № 9 «Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования».

По вопросам создания и функционирования ЕДДС на федеральном уровне разработаны три основных документа:

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»;
  2. Методические рекомендации по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов Российской Федерации, 2017 года, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС РОССИИ;
  3. Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования» (одобрено протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 29 ноября 2022 г. № 9).

В сравнительной таблице 1 рассмотрим, как одни и те же вопросы отражены в основных документах по функционированию ЕДДС.


Таблица 1

Наименование

документа

Вопросы

ГОСТ Р 22.7.01–2021

«Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования» (одобрено протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 29 ноября 2022 г. № 9 )

Методические рекомендации по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов Российской Федерации, 2017 года

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС РОССИИ

Понятие ЕДДС

Орган повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) муниципального уровня, обеспечивающий деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и

привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена

информацией и оповещения населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Нет информации

Орган повседневного управления подсистемы единой государственной

системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального

уровня, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских

(дежурно — диспетчерских) служб (далее — ДДС), действующих на территории

муниципального образования, и создаваемый при органах управления специально

уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного

самоуправления

Целью создания ЕДДС

является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС

(происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе

экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по

предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий

органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению

мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в

границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС (происшествий), в том

числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Нет информации

является повышение готовности органов

местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию

на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности

взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных

оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях

по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение

исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных

образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской

обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах

муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС

(происшествий), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных

объектах, охране их жизни и здоровья.

Основные задачи ЕДДС:

1. прием от населения, организаций, технических систем сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);

2. анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию

которой входит реагирование на принятое сообщение;

3. сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по

предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;

4. сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга, действующих на территории муниципального образования, информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по

ликвидации ЧС (происшествий);

5. обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава

сил, привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;

6. обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и корректировка заранее разработанных и

согласованных со службами муниципального образования вариантов управленческих решений по

ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах, установленных вышестоящими органами полномочий);

7. доведение до глав муниципальных образований, ДДС и организаций экстренных предупреждений

об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);

8. оповещение руководящего состава органа местного самоуправления, органов управления и сил

РСЧС муниципального уровня, ДДС, действующих на территории муниципального образования об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий);

9. информирование ДДС, руководителей сил и средств РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС

(происшествий), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

10. доведение задач, поставленных органами вышестоящего уровня, до ДДС, сил и средств РСЧС,

привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий), контроль их выполнения и организация взаимодействия;

11.осуществление информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении

чрезвычайных ситуаций, мерах и способах защиты от поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

12.своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

13. мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся обстановки на основе

информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;

14. представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС (происшествий),

сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС

(происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов вышестоящим органом

управления по подчиненности;

15. предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности;

16. уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по

реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие по единому номеру "112";

17. контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по

единому номеру "112";

18. прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях), поступающих по единому номеру "112";

19. анализ и ввод в базу данных системы-112 информации, полученной по результатам реагирования.

1. обеспечение координации сил и средств РСЧС и ГО, их совместных действий, расположенных на территории муниципального образования,

доведение до них задач при подготовке и выполнении мероприятий по ГО, угрозе или возникновении ЧС (происшествий), а также по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других

ЧС (происшествий), доведение информации о принятии необходимых

экстренных мер и решений в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС муниципального образования, Планом гражданской обороны и защиты населения муниципального образования;

2. обеспечение организации информационного взаимодействия при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО,

с использованием информационных систем, в том числе АИУС РСЧС

(через «Личный кабинет ЕДДС»);

3.прием и передача сигналов оповещения и экстренной информации, сигналов (распоряжений) на изменение режимов функционирования органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС;

4. прием от населения, организаций, технических систем или иных источников информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (происшествия), анализ и оценка достоверности поступившей информации,

доведение ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

5.оповещение и информирование руководящего состава ОМСУ, органов управления и сил РСЧС муниципального уровня, ДДС о ЧС (происшествии);

6. обеспечение оповещения и информирования населения о ЧС (происшествии);

7.организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления РСЧС, ОМСУ и ДДС, а также с органами управления ГО при подготовке к ведению и ведении ГО;

8. информирование ДДС, сил РСЧС, привлекаемых к предупреждению ЧС, а также ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

8. сбор и обработка данных, необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроль их исполнения;

9. мониторинг, анализ, прогнозирование, оценка и контроль сложившейся

обстановки на основе информации, поступающей от различных информационных систем и оконечных устройств, в пределах своих

полномочий;

10. регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений

и вызовов, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление

соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование отчетов по поступившей информации;

11. оповещение и информирование ЕДДС соседних муниципальных

образований в соответствии с планами взаимодействия при угрозе распространения ЧС на территорию соседних муниципальных образований;

12. организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающих по всем имеющимся видам и каналам связи, в том числе через

систему — 112 и контроля результатов реагирования;

13. взаимодействие в зоне своей ответственности с дежурными службами

территориальных (местных) гарнизонов для оперативного предупреждения об угрозах возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного

характера.

1. прием от населения и организаций сообщений об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия);

2. анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение

ее до ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

3. сбор и обработка данных необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также контроля их исполнения;

4. сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, систем мониторинга, действующих на территории муниципального образования, полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС

(происшествий);

−5. обработка и анализ данных о ЧС (происшествиях), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в один из режимов функционирования РСЧС;

6. обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации и реагированию на происшествие, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных со службами

муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации

ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

7. информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий),

подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

8. представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС

(происшествий), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествий) на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органом управления по подчиненности;

9. доведение задач, поставленных органами РСЧС вышестоящего уровня, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

10. предоставление оперативной информации о произошедших ЧС (происшествиях), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих

докладов по подчиненности;

11. доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей,

информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих

организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий;

12. уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб по реагированию на вызовы (сообщения о происшествиях),

поступающие по единому номеру «112»;

13. контроль результатов реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие по единому номеру «112» с территории

муниципального образования

Создание ЕДДС

ЕДДС создается в виде муниципального казенного учреждения, или в виде самостоятельного

структурного подразделения администрации муниципального образования за счет ее штатной численности.

ЕДДС создается на штатной основе.

ЕДДС создается ОМСУ как самостоятельное юридическое лицо либо в составе юридического лица или администрации муниципального образования

за счет ее штатной численности. Организационная структура и численность персонала зависят от категории ЕДДС и характеристик муниципального образования, определяются нормативным правовым актом высшего должностного лица муниципального образования.

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов

управления).

Количество человек заступающих одновременно

1 категория — 20 человек

2 категория — 15 человек

3 категория — 10 человек

4 категория — 3 человека

5 категория — 2 человека

Из числа дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС формируются ОДС из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от категории ЕДДС, характеристик муниципального образования (наличия ПОО, состояния транспортной инфраструктуры, наличия рисков возникновения ЧС (происшествий) (но не менее двух человек в ОДС)

Для муниципального района — 2 человека,

Для городского округа — 3 человека

Должности в ЕДДС V категорий

- начальник ЕДДС;

— заместитель начальника ЕДДС — старший дежурный оперативный;

— дежурные оперативные;

— помощник дежурного оперативного — оператор-112

Руководитель ЕДДС, заместители руководителя

ЕДДС (заместители руководителя ЕДДС — старшие дежурные оперативные);

дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС: старший дежурный

оперативный, дежурные оперативные, помощники дежурного оперативного –

операторы — 112 (с учетом решений проектно-сметной документации

по реализации системы — 112);

аналитик; специалист службы технической поддержки.

- начальник ЕДДС

— заместитель начальника ЕДДС — старший оперативный дежурный

— оперативный дежурный

— помощник оперативного дежурного — оператор 112

Квалификационные требования к дежурному оперативному ЕДДС

- наличие высшего образования;

— навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание Microsoft Office (Word,

Excel, PowerPoint), умение пользоваться электронной почтой, Интернет и информационно-справочными ресурсами);

— умение пользоваться программными средствами, используемыми в деятельности ЕДДС;

— умение пользоваться техническими средствами, установленными в зале оперативной дежурной

смены ЕДДС;

— знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;

— специальную подготовку по установленной программе по направлению деятельности;

— допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).

-наличие высшего или среднего профессионально образования;

—умение пользоваться техническими средствами, установленными в зале ОДС ЕДДС;

—знание нормативных документов в области защиты населения и территорий;

—знание правил эксплуатации технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения, а также структуры, способов и порядка оповещения населения муниципального

образования;

— наличие специальной подготовки по установленной программе по направлению деятельности.

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу

работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по

специальности не менее 3 лет.

Дежурный оперативный ЕДДС должен знать

- риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для муниципального образования;

— нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий;

— административно-территориальное деление, численность населения, географические,

климатические и природные особенности муниципального образования и субъекта Российской

Федерации, а также другую информацию о регионе и муниципальном образовании;

— состав сил и средств постоянной готовности территориального звена РСЧС муниципального

образования, их задачи, порядок их привлечения, дислокацию, назначение, тактико-технические

характеристики специальной техники;

— зону ответственности ЕДДС муниципального образования и зоны ответственности служб

экстренного реагирования и взаимодействующих организаций, действующих на территории

муниципального образования;

— потенциально-опасные объекты, опасные производственные объекты, объекты социального

назначения, находящихся в зоне ответственности, их адреса, полное наименование и

характеристики;

— общую характеристику соседних муниципальных образований;

— функциональные обязанности и должностные инструкции;

— алгоритмы действий оперативного дежурного ЕДДС муниципального образования в различных

режимах функционирования;

— документы, определяющие действия оперативного дежурного ЕДДС по сигналам управления и

оповещения;

— правила и порядок ведения документации.

-осуществлять постоянный сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и контроль проведения работ по ликвидации ЧС (происшествий);

—проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;

—качественно и оперативно осуществлять подготовку управленческих, организационных и планирующих документов;

—применять в своей работе данные прогнозов развития обстановки;

—обеспечивать оперативное руководство и координацию деятельности органов управления и сил ГО и муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС;

—осуществлять мониторинг средств массовой информации в сети интернет;

—использовать все функции телекоммуникационного оборудования и оргтехники на АРМ, в том числе установленного комплекта

видеоконференцсвязи;

— применять данные информационных систем и расчетных задач;

—работать на персональном компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ офисного пакета, умение пользоваться

электронной почтой, интернет и информационно — справочными ресурсами);

— уметь пользоваться программными средствами, информационными системами, используемыми в деятельности ЕДДС (в том числе системой — 112,

АПК «Безопасный город», АИУС РСЧС (ИС «Атлас опасностей и рисков»),

МКА ЖКХ, ИСДМ-Рослесхоз и др.);

— безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 150 символов в минуту;

— четко говорить по радиостанции и телефону одновременно с работой

за компьютером;

— своевременно формировать установленный комплект документов по вводной (в рамках мероприятий оперативной подготовки) или

ЧС (происшествию);

— в соответствии с установленными временными нормативами осуществлять подготовку оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов, а также информирование руководства муниципального образования о ЧС, руководителей сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;

— запускать аппаратуру информирования и оповещения населения;

— использовать различные информационно — справочные ресурсы и материалы, в том числе паспорта территорий (объектов), необходимые для

подготовки оперативных расчетов, докладов, требуемых отчетных документов.

-проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;

—обеспечивать оперативное руководство и управление пожарно-спасательными подразделениями муниципального образования — при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами РСЧС — при реагировании на ЧС (происшествия);

—координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных

оперативных служб при реагировании на вызовы;

организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими

органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), с администрацией муниципального образования и органами местного

самоуправления;

— эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными

офисными приложениями для операционной системы Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint) или эквивалент;

использовать гарнитуру при приёме информации;

—четко говорить по радио и телефону одновременно с работой за компьютером;

применять коммуникативные навыки;

— быстро принимать решения;

повышать уровень теоретической и практической подготовки

Требования к помещениям ЕДДС

Зал оперативной дежурной смены ЕДДС должен обеспечивать возможность одновременной работы в едином информационном пространстве оперативной дежурной смены, а также главы муниципального образования (председателя КЧС ОПБ), заместителя председателя КЧС ОПБ,

старшего оперативного дежурного (для ЕДДС V категории должны быть предусмотрены минимум

пять автоматизированных рабочих мест).

ЕДДС представляет собой рабочие помещения для персонала ЕДДС (зал ОДС, кабинет руководителя ЕДДС, комната отдыха и приема пищи, серверная), оснащенные необходимыми техническими средствами

и документацией.

Зал оперативно-дежурной смены должен позволять работать одновременно минимум пяти человекам, двум оперативным дежурным, помощнику оперативного дежурного — оператору 112, главе муниципального образования, председателю КЧС и находиться в едином информационном пространстве, для чего необходимо иметь возможность вывода оперативной обстановки в городе или районе на большом электронном экране, позволяющем оценивать обстановку, принимать быстрые, эффективные решения, знать местоположение дежурных служб, знать расположение коммуникаций, которые проходят по территории.

Оснащение ЕДДС (комплекс средств автоматизации ЕДДС)

Предназначен:

— своевременного представления главе муниципального образования, руководителям местной

администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и

актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций на территории

муниципального образования;

— оперативной подготовки дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей

обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по

предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий);

— накопление и обновление социально-экономических, природно-географических, демографических и

других данных о городе (муниципальном районе), городских (районных) органах управления (в том

числе их дежурно-диспетчерских службах), силах и средствах постоянной готовности к действиям в

ЧС, потенциально опасных объектах, критически важных объектах, объектах транспортной

инфраструктуры и среды обитания, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и

ликвидации ЧС;

— сбор и передачу данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях

сил и средств;

— мониторинг, анализ, прогнозирование, оценку и контроль сложившейся обстановки на основе

информации, поступающей от различных автоматизированных систем и оконечных устройств;

— подготовку данных для принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, их отображение

на электронной (цифровой) карте территории муниципального образования;

— представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим органам

управления.

В целях обеспечения приема и передачи документов управления,

обмена всеми видами информации со всеми взаимодействующими органами

управления в установленные сроки и с требуемым качеством доведения

сигналов оповещения до органов управления и населения в ЕДДС должна быть

создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура

с соответствующим уровнем информационной безопасности, включающая:

КСА ЕДДС; единый центр оперативного реагирования АПК «Безопасный

город»; КСА системы — 112 (с учетом решений проектно-сметной документации

по реализации системы — 112); систему связи и систему оповещения.

В целях обеспечения приема и передачи документов управления, обмена

всеми видами информации с вышестоящими, взаимодействующими и подчиненными органами управления в установленные контрольные сроки

и с требуемым качеством, доведения сигналов оповещения до органов управления

и населения на ЕДДС должна быть создана информационно-телекоммуникационная инфраструктура, которая должна состоять из следующих

основных элементов:

система телефонной связи;

система хранения, обработки и передачи данных;

система видеоконференцсвязи;

система отображения информации;

система радиосвязи;

система оповещения персонала;

система внутренней связи;

система мониторинга транспортных средств;

система бесперебойного электропитания

Финансирование ЕДДС

Нет информации

Финансирование создания и деятельности ЕДДС является

расходным обязательством органов местного самоуправления и осуществляется из средств бюджетов муниципальных образований или иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации.

Уровень заработной платы сотрудников ЕДДС должен быть не ниже средней заработной платы по муниципальному образованию.

С целью повышения статуса и требований к персоналу ЕДДС необходим перевод с должностей диспетчеров на оперативных дежурных, увеличение уровня заработной платы сотрудников ЕДДС исходя из уровня средней заработной платы по муниципальному образованию


Исходя из данных сравнительной таблицы можно сделать вывод, что Примерное положение о ЕДДС 2022 года полностью соответствует требованиям ГОСТ Р 22.7.01–2021 в нем более подробно прописаны задачи и функции, выполняемые органом повседневного управления на муниципальном уровне.

С целью повышения статуса сотрудников ЕДДС впервые появился раздел о финансировании ЕДДС, где приведена формула и расписаны прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на финансирование ЕДДС, сюда вошли:

– начисления на выплаты по оплате труда персонала ЕДДС;

– прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на оплату услуг связи и программного обеспечения;

– прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на закупку материальных запасов, исходя из ежегодного потребления ЕДДС, могут включать расходы на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей, форменного обмундирования и прочие затраты;

– прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на закупку основных средств, могут включать расходы на закупку мебели, оборудование системы видеоконференцсвязи, оргтехники и др. исходя из установленных сроков эксплуатации;

– прогнозируемые расходы бюджета ОМСУ на оплату коммунальных услуг, оказываемых ЕДДС.

Руководители муниципальных образований при формировании бюджетов также должны учитывать, что уровень заработной платы сотрудников ЕДДС должен быть не ниже средней заработной платы по муниципальному образованию.

По данным сравнительной таблицы Методические рекомендации, разработанные еще в 2017 году, конечно отличаются прописанными требованиями к созданию ЕДДС, к штатной численности, название должностей не соответствует ни ГОСТ, ни Примерному положению о ЕДДС 2022 года и конечно же требуется актуализация методических рекомендаций.

Эффективность работы всей Единой системы зависит от своевременного сбора и обмена информацией о ЧС между всеми и организациями, и органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. Вовремя принятые меры по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также проведенного своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших ЧС возможно только при наличии сформировавшейся и реально действующей нормативно-правовой базы их обеспечения на всех уровнях власти: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном. Для каждого из видов муниципальных образований необходимо определить минимально необходимый перечень муниципальных правовых актов, которые, в случае их принятия, могли бы послужить основой правового регулирования отношений, складывающихся в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на местном уровне.

Литература:

  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»;
  2. Методические рекомендации по совершенствованию и развитию единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъектов Российской Федерации, 2017 года, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС РОССИИ;
  3. Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования» (одобрено протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 29 ноября 2022 г. № 9).
  4. Е. Дмитриев, Ю. Капральный. ЕДДС — Ключевое звено антикризисного управления// Гражданская защита, 2022, № 10, (566). С.16–18.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, происшествие, ликвидация, угроза возникновения, местное самоуправление, орган управления, сложившаяся обстановка, область защиты населения, дежурный, муниципальный уровень.


Похожие статьи

Проблемы развития единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований на территории Пермского края

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы функционирования единых дежурно-диспетчерских служб на территории Пермского края.

Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

В статье автором рассматриваются основные аспекты функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. Выделяются ключевые особенности данной системы, а также перспективы ее развития в современных условиях на основ...

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

Разработка рекомендаций по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением

В статье предлагаются пошаговые рекомендации по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением в г. Волгограде. Раскрыто понятие единой диспетчерской службы и ее основные задачи. Перечислены результаты внедрения автоматизирован...

Исследование теоретических аспектов функционирования дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан

В статье проведен анализ нормативно-правовых основ и теоретических положений, регламентирующих повседневную деятельность дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.

Организация и осуществление деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

В статье рассмотрены аспекты взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации со специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на примере города Москвы.

Системы документации, анализ состава и оформления документов, образующихся делопроизводством в ОВД России

В статье приводится классификация и анализ состава системы документационного обеспечения управления органов внутренних дел. Описывается необходимость совершенствования системы документационного обеспечения управления органов внутренних дел.

Анализ нормативно-правовых актов по взаимодействию добровольных поисково-спасательных отрядов и Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС

В настоящей статье произведен анализ НПА в области взаимодействия ДПСО и ЦУКС МЧС России.

Правовой статус ДПС ГИБДД МВД России как органа надзора в сфере безопасности дорожного движения

В статье рассмотрена роль ДПС ГИБДД в обеспечении безопасности дорожного движения. Раскрыто организационное построение ДПС, описаны основные функции службы.

Совершенствование организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизона

В статье рассмотрены правовые проблемы деятельности территориального пожарно-спасательного гарнизона, особенности управления и возможные направления развития и совершенствования организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизон...

Похожие статьи

Проблемы развития единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований на территории Пермского края

В статье рассмотрены основные проблемные вопросы функционирования единых дежурно-диспетчерских служб на территории Пермского края.

Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

В статье автором рассматриваются основные аспекты функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. Выделяются ключевые особенности данной системы, а также перспективы ее развития в современных условиях на основ...

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

Разработка рекомендаций по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением

В статье предлагаются пошаговые рекомендации по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением в г. Волгограде. Раскрыто понятие единой диспетчерской службы и ее основные задачи. Перечислены результаты внедрения автоматизирован...

Исследование теоретических аспектов функционирования дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан

В статье проведен анализ нормативно-правовых основ и теоретических положений, регламентирующих повседневную деятельность дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.

Организация и осуществление деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

В статье рассмотрены аспекты взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации со специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на примере города Москвы.

Системы документации, анализ состава и оформления документов, образующихся делопроизводством в ОВД России

В статье приводится классификация и анализ состава системы документационного обеспечения управления органов внутренних дел. Описывается необходимость совершенствования системы документационного обеспечения управления органов внутренних дел.

Анализ нормативно-правовых актов по взаимодействию добровольных поисково-спасательных отрядов и Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС

В настоящей статье произведен анализ НПА в области взаимодействия ДПСО и ЦУКС МЧС России.

Правовой статус ДПС ГИБДД МВД России как органа надзора в сфере безопасности дорожного движения

В статье рассмотрена роль ДПС ГИБДД в обеспечении безопасности дорожного движения. Раскрыто организационное построение ДПС, описаны основные функции службы.

Совершенствование организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизона

В статье рассмотрены правовые проблемы деятельности территориального пожарно-спасательного гарнизона, особенности управления и возможные направления развития и совершенствования организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизон...

Задать вопрос