Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами

Психология
12.12.2022
322
Поделиться
Библиографическое описание
Самохвалова, С. С. Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами / С. С. Самохвалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 492-494. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97636/.


В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Ключевые слова : агрессивность, агрессивное поведение, конструктивная агрессия, эмпирические исследования.

The article studies the gender characteristics of the manifestation of constructive and destructive aggression. The data on the features of the manifestation of constructive and destructive aggression in the male and female samples are given.

Keywords: aggressiveness, aggressive behavior, constructive aggression, empirical research.

Существуют различные подходы к пониманию агрессии, они находятся в континууме от деструктивного до конструктивного полюса.

Традиционно в психологии агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения [1].

В тоже время, ряд авторов эволюционного и гуманистического подходов связывают агрессию с успешной адаптацией личности. Так, А.Маслоу выделил ряд характеристик самоактуализирующейся личности, среди которых есть конструктивная агрессия [5].

На наш взгляд, в современном высоко конкурентном обществе, достаточно важно уметь проявлять конструктивную агрессивность, для того чтобы сохранить свою позицию, отстоять границы, удовлетворить потребности, в том числе, потребность в самоактуализации, самосовершенствовании, саморазвитии.

Цель научной работы . Целью нашей работы является выявление и описание особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке

Методы, организация исследования . Для изучения половых особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в исследовании был использован «Я-структурный тест Аммона».

Обработка данных осуществлялась в статистическом пакете SPSS Statistics с помощью t-критерия Стьюдента.

Психодиагностическое обследование носило групповой характер, в состав выборки вошли испытуемые мужского и женского пола в возрасте от 23 до 37 лет (75 человек).

Результаты исследования.

В исследовании анализировались половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке. Проанализируем получившиеся исследовательские результаты.

Результаты «Я-структурного теста Аммона» группируются по шести основным Я-функциям: Агрессия, Тревога/Страх, Внешнее отграничение Я, Внутреннее отграничение Я, Нарциссизм и Сексуальность. Каждая из этих функций, по Аммону, может быть конструктивной, деструктивной и дефицитарной, что и измеряется соответствующими шкалами. В данном исследовании проанализируем только данные по такой «Я-функции», как «Агрессия».

Обработав данные, полученные в нашем исследовании, мы пришли к выводу, что существует ряд особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке. Проанализируем их подробнее, представив результаты статистического анализа в виде таблицы.

Таблица 1

Статистическая значимость различий в показателях агрессии мужчин и женщин

Показатели

Среднее значение показателя

Значение критерия

Уровень значимости различий

Женщины

Мужчины

Конструктивная агрессия

52,72

56,526

3,789

0,000

Деструктивная агрессия

49,77

51,80

2,016

0,046

Дефицитарная агрессия

51,11

51,98

0,875

0,383

Проведенный нами статистический анализ позволяет утверждать, что существуют статистически значимые различия между мужчинами и женщинами по показателям конструктивной и деструктивной агрессии, при этом, проявления как конструктивной, так и деструктивной агрессии выше в группе мужчин

Таким образом, мужчинам, с одной стороны, более характерна склонность к разрушению контактов и отношений, деструктивная активность, более интенсивное выражение гнева и ярости, конфликтность и стремление конфронтации, взрывчатость и жестокость.

С другой стороны, средние значения по показателям конструктивной агрессии также выше в группе мужчин. То есть можно предположить, что активный, деятельный подход к жизни, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и возможность достигать их даже в неблагоприятных условиях, преодолевая сопротивление среды, умение отстаивать свои принципы, мысли и идеи, способность к активному и творческому преобразованию окружающей среды, также более выражены в мужской выборке

Статистически значимых различий в показателях дефицитарной агрессии между выборками мужчин и женщин в исследовании установлено не было.

Выводы:

Проведенное исследование позволило установить статистически значимые различия в показателях конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке. Перспективным нам представляется проведение дальнейших исследований, проверка выявленных закономерностей на количественно более репрезентативных выборках, установление существования не только половых, но и возрастных различий в проявлении конструктивной и деструктивной агрессии, изучение «психологического портрета» лиц, склонных к проявлению конструктивной и деструктивной агрессии в поведении и деятельности, с чем мы и связываем перспективы дальнейших исследований в рамках заявленной темы.

Литература:

  1. Большой психологический словарь /сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  2. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1.
  3. Заусенко И. В. Связь агрессивности и самоактуализации личности // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-agressivnosti-i-samoaktualizatsii-lichnosti (дата обращения: 11.11.2022).
  4. Лоренц К. Агрессия. — М.: РИМИС, 2009. — 352 с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
агрессивность
агрессивное поведение
конструктивная агрессия
эмпирические исследования
Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 492-494):
Часть 7 (стр. 455-533)
Расположение в файле:
стр. 455стр. 492-494стр. 533

Молодой учёный