Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Факультативы в системе среднего профессионального образования (проект «Фантастлаб»)

Педагогика
12.12.2022
31
Поделиться
Библиографическое описание
Болтаевский, А. А. Факультативы в системе среднего профессионального образования (проект «Фантастлаб») / А. А. Болтаевский, О. В. Дущенко, В. И. Фишер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97532/.


Авторы показывают возможности факультатива в системе среднего профессионального образования на примере проекта «Фантастлаб». В работе сделан вывод о том, что «Фантастлаб» предлагает не только приобщить учащихся к научно-фантастической литературе, но и повысить грамотность, расширить коммуникативные практики и способствовать творческому развитию.

Ключевые слова: творчество, факультатив, фантастика, саморазвитие, обучение, способности.

Не только прошедший двадцатый, но идущий на наших глазах двадцать первый век оказались ознаменованы такими кардинальными переменами, которые и не снились предшествующим поколениям. В самом деле, на рубеже XIX — XX вв. всего на протяжении жизни одного поколения в повседневность прочно вошли кинематограф, телефон, автомобиль, авиация и т. д. Ну, а полет Ю. А. Гагарина 12 апреля 1956 г. открыл космическую эру, воплотив в жизнь мечты миллионов людей на протяжении тысячелетий. Напомним, что еще эллины в мифологическом сюжете о Дедале и Икаре поведали о возможности полета с помощью изготовленных крыльев: и хотя авиация пошла по другому пути, тем не менее, фантазии о

Что касается отечественной научной фантастики, то ее яркими проявлениями могут быть «4338-й год» В. Ф. Одоевского, «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова, «Человек-амфибия» А. Р. Беляева. Получила неплохие отзывы и наша кинофантастика: «Планета бурь», экранизированная «Туманность Андромеды», «Москва-Кассиопея», многосерийный телеспектакль «Этот фантастический мир» и др. Примечательно, что советская фантастика отразила и проходившие на протяжении семи десятилетий колебания в политической линии: так, если в первых сериях «Этого фантастического мира» отчетливо заметна антивоенная линия (даже в экранизации казалось бы полукомического рассказа Р. Шекли «Мятеж шлюпки» в 11 выпуске «Случай с полковником Дарвиным»), то заключительные выпуски, снятые на закате Перестройки насыщены комизмом («Абсолютная защита» по рассказу Р. Шекли «Призрак-V») и даже уходом в фэнтэзи (16-й последний выпуск «Психодинамика колдовства»). Во многом, именно этот сериал знакомил массового советского зрителя с зарубежной научной фантастикой.

Методы и материалы

В своем исследовании мы опираемся на системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

Результаты

Каким же образом раскрывается на занятиях по литературе фантастический цикл? Вопрос не праздный, ведь ведь фантастика раскрывает по-новому литературные грани и, вне всякого сомнения, особенно привлекает молодежь своими яркими мазками.

На наш взгляд, самым удобным способом расширить представления учащихся о научно-фантастической литературе может кружковая деятельность. Среди реализуемых проектов особое значение имеет проект «Фантастлаб». Целью этого проекта является не только привлечение внимания подростков к чтению, но и в дальнейшем попробовать свои силы в написании коротких фантастических рассказов, объемом не более 1 страницы. Напомним, что еще А. П. Чехов говорил, что краткость — сестра таланта, а одним из самых лучших и вместе с тем самым коротким научно-фантастическим рассказом является следующий: «Последний человек на Земле сидел в комнате в полном одиночестве. Раздался стук в дверь…» [3].

Конечно, далеко не сразу приходящие в кружок ребята пробуют силы в прозе. Здесь не только стоит элементарное неумение к сочинительству (хотя многие ребята достаточно успешно пишут сочинения на предлагаемые темы в рамках стандартного учебного плана), но скорее барьер, или страх к написанию рассказов. И действительно, как нам кажется, основная проблема стоит прежде всего в том, что сам будущий автор боится зачастую раскрыть свои мыслительные образы на бумаге, памятуя возможно крылатые слова «рукописи не горят» и вспоминая известную пословицу: «Что написано пером, не вырубишь и топором». Именно снятие психологических барьеров является, на наш взгляд, способом раскрыть в молодом человеке не талант, конечно, но способность к творчеству.

Заметим, что написание текстов важно не только с точки зрения смысла и литературных изысканий, но и с точки зрения повышения грамотности. В этой связи настораживают результаты, полученные в ходе Всероссийских проверочных работ по русскому языку. Так, например, в школе № 10 г. Самары:

– «оптимальный уровень обученности по русскому языку (100 %-86 %) зафиксирован в параллели 5-х классов;

– допустимый уровень обученности по русскому языку (85 %-66 %) зафиксирован в параллели 7-х классах, параллели 8-х классов;

– оптимальный уровень успешности по русскому языку (100 %-51 %) зафиксирован в параллелях 5,6,7 –х классах;

– допустимый уровень успешности по русскому языку (50 %-30 %) зафиксирован в параллели 8-х классов» [1].

Примечательно, что на лицо падение успеваемости с каждым следующим возрастным порогом. Все это происходит на фоне увлечения современными подростками гаджетами и теми мультимедийными технологиями, которые фактически убирают навыки грамотности и чтения длинных текстов. Те же социальные сети отличаются исключительно короткими постами, ведь не случайно отдельные авторы пишут в преддверии длинных текстов некое предупреждение: «Много букв».

Еще одним очень важным аспектом для современного подростка является засилие иностранных слов в русском языке. Разумеется, если погрузиться в историческую ретроспективу, то мы увидим, что в различные эпохи уже отмечались схожие процессы. Но в наши дни тексты далеко не только интернет-изданий заполнены такими многочисленными англицизмами, что не все даже люди, причем не только старшего поколения, понимают смысл данных слов: кейтеринг, каршеринг,воркшоп,паркинг, продюсер, кастинг и др.

Вернемся к рассмотрению факультативных занятий в рамках системы среднего профессионального образования на конкретном примере. Все занятия проходят по окончании учебного дня, то есть после освоения учебных дисциплин, стоящих исходя из учебного плана по расписанию. Продолжительность занятий — два академических часа, то есть по сорок пять минут с пятнадцатиминутным перерывом.

В таблице указаны темы занятий, которые дают наглядное представление о структуре занятий.

Таблица 1

Тематический план занятий «Фантастлаб»

Тема

Количество часов

Введение в фантастику: от народных сказок до современных фантастов

2

Фольклор: от сказок до городских легенд

2

Утопии: от Атлантиды Платона до Томаса Мора

2

Антиутопии: фантастика наших дней

2

Англоязычная фантастическая проза XX в.

2

Франкоязычная фантастическая проза XX в.

2

Советская фантастическая проза XX в.

2

Фэнтази или фантастика?

2

Будущее фантастики третьего тысячелетия

2

Что касается публикации прозы начинающих авторов, то сегодня нет нужды обращаться к платным публикациям в различных журналах и альманахах, так как всегда есть возможность обратиться к интернет-порталам.

Заключение

Подведем некоторые итоги. Проект «Фантастлаб» предлагает не только приобщить учащихся к научно-фантастической литературе, но и повысить грамотность, расширить коммуникативные практики и способствовать творческому развитию. Большие перспективы у подобного проекта и в рамках деятельности студенческого научного общества.

Литература:

1. Анализ результатов ВПР (всероссийских проверочных работ) в 5–8, 11-х классах [Электронный ресурс]. URL: http://sch10uspsam.ucoz.ru/VPR/analiz_vpr_aprel_21.pdf (дата обращения: 11.10.2022).

2. Андрюшков А. А., Земцов Д. И. Кружки как полигоны практик будущего // Инновации. 2019. № 11 (253). С. 24–29.

3. Браун Ф. Стук в дверь / Пер. с англ. А. Елькова, Ю. Копцова // Чужая агония: Сборник. М.: Отечество, 1991. (Англо-американская фантастика)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
творчество
факультатив
фантастика
саморазвитие
обучение
способности
Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 165-167):
Часть 3 (стр. 157-231)
Расположение в файле:
стр. 157стр. 165-167стр. 231

Молодой учёный