Авторы показывают возможности факультатива в системе среднего профессионального образования на примере проекта «Фантастлаб». В работе сделан вывод о том, что «Фантастлаб» предлагает не только приобщить учащихся к научно-фантастической литературе, но и повысить грамотность, расширить коммуникативные практики и способствовать творческому развитию.
Ключевые слова: творчество, факультатив, фантастика, саморазвитие, обучение, способности.
Не только прошедший двадцатый, но идущий на наших глазах двадцать первый век оказались ознаменованы такими кардинальными переменами, которые и не снились предшествующим поколениям. В самом деле, на рубеже XIX — XX вв. всего на протяжении жизни одного поколения в повседневность прочно вошли кинематограф, телефон, автомобиль, авиация и т. д. Ну, а полет Ю. А. Гагарина 12 апреля 1956 г. открыл космическую эру, воплотив в жизнь мечты миллионов людей на протяжении тысячелетий. Напомним, что еще эллины в мифологическом сюжете о Дедале и Икаре поведали о возможности полета с помощью изготовленных крыльев: и хотя авиация пошла по другому пути, тем не менее, фантазии о
Что касается отечественной научной фантастики, то ее яркими проявлениями могут быть «4338-й год» В. Ф. Одоевского, «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова, «Человек-амфибия» А. Р. Беляева. Получила неплохие отзывы и наша кинофантастика: «Планета бурь», экранизированная «Туманность Андромеды», «Москва-Кассиопея», многосерийный телеспектакль «Этот фантастический мир» и др. Примечательно, что советская фантастика отразила и проходившие на протяжении семи десятилетий колебания в политической линии: так, если в первых сериях «Этого фантастического мира» отчетливо заметна антивоенная линия (даже в экранизации казалось бы полукомического рассказа Р. Шекли «Мятеж шлюпки» в 11 выпуске «Случай с полковником Дарвиным»), то заключительные выпуски, снятые на закате Перестройки насыщены комизмом («Абсолютная защита» по рассказу Р. Шекли «Призрак-V») и даже уходом в фэнтэзи (16-й последний выпуск «Психодинамика колдовства»). Во многом, именно этот сериал знакомил массового советского зрителя с зарубежной научной фантастикой.
Методы и материалы
В своем исследовании мы опираемся на системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Результаты
Каким же образом раскрывается на занятиях по литературе фантастический цикл? Вопрос не праздный, ведь ведь фантастика раскрывает по-новому литературные грани и, вне всякого сомнения, особенно привлекает молодежь своими яркими мазками.
На наш взгляд, самым удобным способом расширить представления учащихся о научно-фантастической литературе может кружковая деятельность. Среди реализуемых проектов особое значение имеет проект «Фантастлаб». Целью этого проекта является не только привлечение внимания подростков к чтению, но и в дальнейшем попробовать свои силы в написании коротких фантастических рассказов, объемом не более 1 страницы. Напомним, что еще А. П. Чехов говорил, что краткость — сестра таланта, а одним из самых лучших и вместе с тем самым коротким научно-фантастическим рассказом является следующий: «Последний человек на Земле сидел в комнате в полном одиночестве. Раздался стук в дверь…» [3].
Конечно, далеко не сразу приходящие в кружок ребята пробуют силы в прозе. Здесь не только стоит элементарное неумение к сочинительству (хотя многие ребята достаточно успешно пишут сочинения на предлагаемые темы в рамках стандартного учебного плана), но скорее барьер, или страх к написанию рассказов. И действительно, как нам кажется, основная проблема стоит прежде всего в том, что сам будущий автор боится зачастую раскрыть свои мыслительные образы на бумаге, памятуя возможно крылатые слова «рукописи не горят» и вспоминая известную пословицу: «Что написано пером, не вырубишь и топором». Именно снятие психологических барьеров является, на наш взгляд, способом раскрыть в молодом человеке не талант, конечно, но способность к творчеству.
Заметим, что написание текстов важно не только с точки зрения смысла и литературных изысканий, но и с точки зрения повышения грамотности. В этой связи настораживают результаты, полученные в ходе Всероссийских проверочных работ по русскому языку. Так, например, в школе № 10 г. Самары:
– «оптимальный уровень обученности по русскому языку (100 %-86 %) зафиксирован в параллели 5-х классов;
– допустимый уровень обученности по русскому языку (85 %-66 %) зафиксирован в параллели 7-х классах, параллели 8-х классов;
– оптимальный уровень успешности по русскому языку (100 %-51 %) зафиксирован в параллелях 5,6,7 –х классах;
– допустимый уровень успешности по русскому языку (50 %-30 %) зафиксирован в параллели 8-х классов» [1].
Примечательно, что на лицо падение успеваемости с каждым следующим возрастным порогом. Все это происходит на фоне увлечения современными подростками гаджетами и теми мультимедийными технологиями, которые фактически убирают навыки грамотности и чтения длинных текстов. Те же социальные сети отличаются исключительно короткими постами, ведь не случайно отдельные авторы пишут в преддверии длинных текстов некое предупреждение: «Много букв».
Еще одним очень важным аспектом для современного подростка является засилие иностранных слов в русском языке. Разумеется, если погрузиться в историческую ретроспективу, то мы увидим, что в различные эпохи уже отмечались схожие процессы. Но в наши дни тексты далеко не только интернет-изданий заполнены такими многочисленными англицизмами, что не все даже люди, причем не только старшего поколения, понимают смысл данных слов: кейтеринг, каршеринг,воркшоп,паркинг, продюсер, кастинг и др.
Вернемся к рассмотрению факультативных занятий в рамках системы среднего профессионального образования на конкретном примере. Все занятия проходят по окончании учебного дня, то есть после освоения учебных дисциплин, стоящих исходя из учебного плана по расписанию. Продолжительность занятий — два академических часа, то есть по сорок пять минут с пятнадцатиминутным перерывом.
В таблице указаны темы занятий, которые дают наглядное представление о структуре занятий.
Таблица 1
Тематический план занятий «Фантастлаб»
Тема |
Количество часов |
Введение в фантастику: от народных сказок до современных фантастов |
2 |
Фольклор: от сказок до городских легенд |
2 |
Утопии: от Атлантиды Платона до Томаса Мора |
2 |
Антиутопии: фантастика наших дней |
2 |
Англоязычная фантастическая проза XX в. |
2 |
Франкоязычная фантастическая проза XX в. |
2 |
Советская фантастическая проза XX в. |
2 |
Фэнтази или фантастика? |
2 |
Будущее фантастики третьего тысячелетия |
2 |
Что касается публикации прозы начинающих авторов, то сегодня нет нужды обращаться к платным публикациям в различных журналах и альманахах, так как всегда есть возможность обратиться к интернет-порталам.
Заключение
Подведем некоторые итоги. Проект «Фантастлаб» предлагает не только приобщить учащихся к научно-фантастической литературе, но и повысить грамотность, расширить коммуникативные практики и способствовать творческому развитию. Большие перспективы у подобного проекта и в рамках деятельности студенческого научного общества.
Литература:
1. Анализ результатов ВПР (всероссийских проверочных работ) в 5–8, 11-х классах [Электронный ресурс]. URL: http://sch10uspsam.ucoz.ru/VPR/analiz_vpr_aprel_21.pdf (дата обращения: 11.10.2022).
2. Андрюшков А. А., Земцов Д. И. Кружки как полигоны практик будущего // Инновации. 2019. № 11 (253). С. 24–29.
3. Браун Ф. Стук в дверь / Пер. с англ. А. Елькова, Ю. Копцова // Чужая агония: Сборник. М.: Отечество, 1991. (Англо-американская фантастика)