Мотивация к достижению успеха у студентов техникума с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Синюга, О. Н. Мотивация к достижению успеха у студентов техникума с ограниченными возможностями здоровья / О. Н. Синюга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 287-291. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97451/ (дата обращения: 23.04.2024).



В статье анализируется мотивация к достижению успеха студентов техникума, рассматриваются такие понятия как мотив, мотивация, также рассматриваются виды мотивации. В статье приводятся экспериментальные данные, полученные в ходе исследования мотивации студентов Хабаровского промышленно-экономического техникума.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, мотивация к достижению успеха, учебная мотивация, мотивация к избеганию неудач, студенты с ограниченными возможностями здоровья, нормотипичные студенты, проективные методики.

Проблема мотивации непосредственно связана с процессом деятельности человека. Предполагается, что любая деятельность человека имеет цель, либо мотив. Как отмечают Шутова Н. В. и Смоловик О. В., формирование, развитие и усовершенствование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современного образования, проблемой как отечественной, так и зарубежной психологии [1, с.1].

Рассмотрим некоторые определения понятий «мотивация» и «мотив».

Согласно психологическому словарю, мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) имеет несколько определений:

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;

2) предметнонаправленная активность определенной силы;

3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [2].

Понятие «мотивация» определяется преимущественно как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность [1, с.2].

Мотивация — психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и возбуждающий животных, человека к удовлетворению своих потребностей; наличие причинно-следственной связи между чем-либо (поступками, действиями, явлениями); потребность, инстинкт, влечение.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [1, с.2].

И. А. Зимняя определяет мотивацию как «запускной механизм, который вызывает целенаправленную активность физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека» [1, с.2].

В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др. [3, с. 42]

Рожков Е. М. считает, что мотивация к достижению успеха — это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности [4, с. 44].

Мотив избегания неудачи подразумевает потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи [4, с. 45].

В данной статье приводятся результаты исследования, целью которого было определить уровень мотивации к успеху у студентов техникума с ограниченные возможностями здоровья. Мы предположили, что уровень мотивации к успеху студентов дифференцируется в зависимости от следующих переменных: а) пол респондента; б) состояние здоровья; в) направление учебной деятельности. Согласно нашей гипотезе, показатель «установка на преодоление препятствий» будет выше у респондентов с ограниченными возможностями здоровья, а уровень мотивации к успеху будет выше у юношей. Для чистоты эксперимента были выбраны респонденты одной возрастной группы — 15–17 лет, студенты первого курса промышленно-экономического техникума.

В качестве диагностического материала в практической части были использованы опросники Т.Элерса «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач», а также проективная методика «Дерево» Лапмена. Репрезентативность тестов обеспечивалась методом контрастных групп (группа № 1 — студенты с ограниченными возможностями здоровья, группа № 2 — нормотипичные студенты, без ограниченных возможностей здоровья).

Таким образом, в эксперименте приняли участие две учебные группы. Студенты первой группы специализируются на облицовке поверхностей зданий и сооружений, а студенты второй группы специализируются на отделочных, малярных работах. В связи со спецификой профессиональной деятельности, студентов мужского пола в численном составе данных групп больше, чем представительниц женского пола, поэтому распределить респондентов по полу в равном соотношении не представлялось возможным.

Ниже представлены таблицы с результатами диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудач по Элерсу (см. табл. 1, табл. 2). Для объективной оценки сформированности мотивации к успеху использовались два опросника «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Элерса.

Результаты двух выше указанных диагностик, проводимых с учащимися группы № 1 следующие:

Таблица 1

Результаты диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудачи по Элерсу. Группа № 1

Баллы

Уровень мотивации

Опросник «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху»

Опросник «Мотивация к избеганию неудач»

Респонденты (кол-во)

Респонденты (кол-во)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

1(2)-10

низкий

0

0

1

0

11–16

средний

3

1

2

1

17–20

(умеренно) высокий

2

0

4

0

21 и выше

слишком высокий

2

0

0

0

Можно заметить, что все студенты группы № 1 имеют мотивацию к успеху на среднем (4 чел.) и высоком уровнях (4 чел.). Примечательно, что, согласно полученным данным, юноши более мотивированы на достижение успеха, нежели их одногруппницы, что обусловлено превосходящим численным составом юношей в данной группе. У большинства респондентов наблюдается высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Это ярко выражено у юношей (4 чел.) и совсем не выражено у девушек.

У респондентов группы № 2 результаты данных диагностик отличаются от результатов группы № 1:

Таблица 2

Результаты диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудачи по Элерсу. Группа № 2

Баллы

Уровень мотивации

Опросник «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху»

Опросник «Мотивация к избеганию неудач»

Респонденты (кол-во)

Респонденты (кол-во)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

1(2)-10

низкий

2

2

1

2

11–16

средний

3

2

1

2

17–20

(умеренно) высокий

2

2

3

2

21 и выше

слишком высокий

0

0

2

0

В группе № 2 обучаются студенты с разным уровнем мотивации к успеху, причём низкий уровень и высокий выражен в равной степени у обоих полов (по 2 человека со средним и высоким уровнем среди юношей и девушек). Респондентов со средним уровнем мотивации к успеху больше среди юношей (3 и 2 человека, соответственно). Интересен тот факт, что юноши в данной группе больше боятся неудач, чем девушки (3 человека с высоким показателем и 2 человека с показателями выше нормы).

Сравним результаты диагностики на уровень самооценки по тесту «Дерево» Лампена. Ниже представлена диаграмма с общими показателями по выборам позиции для группы № 1:

Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 1

Рис. 1. Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 1

Согласно диаграмме, большинство учащихся (33 %) готовы преодолевать трудности, приспосабливаться к новым условиям, то есть адаптироваться к учебной среде (новые преподаватели, новый коллектив группы, новые дисциплины, требования, условия обучения и проживания и т. п.), при чём, реальное и желаемое положения совпадают по показателю «установка на преодоление препятствий». По остальным показателям совпадения не наблюдаются. Менее половины учащихся (22 %), примерно ¼ часть, успешно адаптировались к новым условиям. У 22 % учащихся присутствует потребность в общении, поддержке и у такого же количества учащихся есть тенденция к отстранённости от учебного процесса, уходу в себя. Полученные результаты указывают на то, что не все студенты заинтересованы в обучении в данном учреждении.

В учебной группе № 2 совершенно другие результаты по методике «Дерево» Лампена (см. диаграмму 2). У 19 % студентов группы реальное и желаемое положения совпадают по показателю «общительность, дружеская поддержка», по остальным показателям совпадения не наблюдаются. 25 % учащихся не заинтересованы в обучении (см. показатель «отстранённость от учебного процесса, уход в себя в идеальном положении) и не адаптированы (выбор позиции «адаптация и комфортное состояние» в идеальном положении). У четверти студентов (25 %) присутствуют тревожность отстранённость, замкнутость. Эти показатели в два раза выше, чем у группы студентов с ограниченными возможностями здоровья (группа № 1). А вот показатель позиции «преодоление препятствий» в реальном положении у нормотипичной группы (группа № 2) примерно в два раза ниже (19 %), чем у группы № 1 (33 %).

Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 2

Рис. 2. Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 2

Таким образом, гипотеза о том, что уровень мотивации к успеху студентов дифференцируется в зависимости от пола, состояния здоровья и направления учебной деятельности, частично подтвердилась. В ходе эксперимента выяснилось, что юноши и девушки примерно в равной степени мотивированы на успех.

Что касается второй переменной — состояние здоровья, то диагностики показали, что студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют более высокий уровень мотивации к успеху, по сравнению с нормотипичными студентами, не имеющих ограниченных возможностей здоровья. Студенты с ограниченными возможностями здоровья готовы преодолевать трудности, они быстрее адаптируются к окружающей их среде (учебной, бытовой).

Что касается мотивации к обучению, то, согласно данным исследования, студенты, обучающиеся по направлению «отделочные и малярные работы», менее заинтересованы в обучении, чем студенты, специализирующиеся на облицовке поверхностей зданий и сооружений (показатель «отстранённость от учебного процесса, уход в себя» у группы № 2 в идеальном положении составляет 25 %, в реальном — 0 %, у группы № 1 в идеальном положении — 22 %, в реальном — 11 %).

Литература:

  1. Шутова Н. В., Смоловик О. В. Анализ психологических подходов к проблеме мотивации личности. — Текст: электронный // Нижегородский психологический альманах. — 2015. — № 1. — URL: psykaf417.esrae.ru/1–6 (дата обращения: 04.12.2022). Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — с. 42–44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 04.12.2022).
  2. Мотив. Психологический словарь. — Текст: электронный // Мир психологии: [сайт]. — URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=523 (дата обращения: 04.12.2022).
  3. Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — с. 42–44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 04.12.2022).
  4. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных учёных. Текст: электронный // Психологические науки — 2014. — № 3. — с. 44–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, уровень мотивации, группа, мотивация, успех, достижение успеха, идеальное положение, избегание неудач, Методика диагностики личности, студент.


Ключевые слова

мотивация, мотивы, учебная мотивация, студенты с ограниченными возможностями здоровья, мотивация к достижению успеха, мотивация к избеганию неудач, нормотипичные студенты, проективные методики

Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

...и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач.

У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения [3].

Чем выше мотивация человека к успехудостижению цели, тем ниже готовность к риску.

Эмпирические (тест: «Методика диагностики личности на мотивацию достижения успеха и...

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

 В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов.

Следует отметить, что проблема соотношения мотивации достижения успеха и

феномена наличие мотивации достижения успеха исключает наличие мотивации избегания неудач [20].

Таким образом, результаты диагностики мотивации достижения у старшеклассников и студентов...

Исследование мотивации успеха у основной, специальной...

Уровень мотивации успеха у основной группы выше, чем у специальной, а у специальной

Мотивация достижения играет главную ведущую роль, как в спорте, так и в учебе.

В спорте чаще всего мотивацию достижения успеха называют соревновательностью.

В исследовании мотивации к достижению успеха в группу испытуемых вошли студенты специальной (25...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха...

Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.

проблема тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач относительно хорошо исследованы.

Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использовался опросник А.А. Реана, для

При низком уровне тревожности преобладает тенденция мотивации на неудачу.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

...уровня мотивации достижения успеха, тенденции к аффилиации, и понижением уровня мотивации

– потребность во власти; – стремление к соперничеству. Мотивация достижения — один из

Личности, которые, имеют высокую мотивацию к достижению, обычно активны

Для студентов-психологов старших курсов важна мотивация в потребности достижения и...

О необходимости развития у детей мотива достижения успехов...

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей, важно иметь в виду

[4, с.52] Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей

Для лучшего осмысления переведём смысл вышесказанного на личность учителя.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение...

Применение тренинга, направленного на снижение уровня...

Мотивация избегания неудач не показала достоверного влияния на показатель «девальвации достижений» (p>0,05). Следовательно, спортсмены, мотивированные на избегание неудач, более выражено испытывают «эмоциональное/физическое истощение».

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции...

Мотивация успеха, конечно, носит положительный характер. При данном виде мотивации

Мотивация к избеганию неудач и ее тенденция у испытуемых выявлены не были.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Мотивация достижения успеха играет.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы...

Мотивация достижения успеха современных старшеклассников

Ключевые слова : мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, старшеклассники. Существует мнение, что выпускников сельских школ ждут менее масштабные успехи, чем тех, кто окончил общеобразовательные заведения в крупных городах.

Похожие статьи

Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач»...

...и отрицательная мотивации - это мотивации к достижению успеха и избеганию неудач.

У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения [3].

Чем выше мотивация человека к успехудостижению цели, тем ниже готовность к риску.

Эмпирические (тест: «Методика диагностики личности на мотивацию достижения успеха и...

Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов

 В работе рассматривается вопрос мотивации к успеху у школьников и студентов.

Следует отметить, что проблема соотношения мотивации достижения успеха и

феномена наличие мотивации достижения успеха исключает наличие мотивации избегания неудач [20].

Таким образом, результаты диагностики мотивации достижения у старшеклассников и студентов...

Исследование мотивации успеха у основной, специальной...

Уровень мотивации успеха у основной группы выше, чем у специальной, а у специальной

Мотивация достижения играет главную ведущую роль, как в спорте, так и в учебе.

В спорте чаще всего мотивацию достижения успеха называют соревновательностью.

В исследовании мотивации к достижению успеха в группу испытуемых вошли студенты специальной (25...

Связь тревожности c мотивацией достижения успеха...

Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей.

проблема тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач относительно хорошо исследованы.

Для диагностики мотивации успеха или боязни неудачи использовался опросник А.А. Реана, для

При низком уровне тревожности преобладает тенденция мотивации на неудачу.

Мотивационный профиль личности студентов-психологов...

...уровня мотивации достижения успеха, тенденции к аффилиации, и понижением уровня мотивации

– потребность во власти; – стремление к соперничеству. Мотивация достижения — один из

Личности, которые, имеют высокую мотивацию к достижению, обычно активны

Для студентов-психологов старших курсов важна мотивация в потребности достижения и...

О необходимости развития у детей мотива достижения успехов...

При попытке понять, как развивается мотивация достижения успехов у детей, важно иметь в виду

[4, с.52] Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей

Для лучшего осмысления переведём смысл вышесказанного на личность учителя.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение...

Применение тренинга, направленного на снижение уровня...

Мотивация избегания неудач не показала достоверного влияния на показатель «девальвации достижений» (p>0,05). Следовательно, спортсмены, мотивированные на избегание неудач, более выражено испытывают «эмоциональное/физическое истощение».

Особенности мотивационной направленности и волевой регуляции...

Мотивация успеха, конечно, носит положительный характер. При данном виде мотивации

Мотивация к избеганию неудач и ее тенденция у испытуемых выявлены не были.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: Мотивация достижения успеха играет.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы...

Мотивация достижения успеха современных старшеклассников

Ключевые слова : мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, старшеклассники. Существует мнение, что выпускников сельских школ ждут менее масштабные успехи, чем тех, кто окончил общеобразовательные заведения в крупных городах.

Задать вопрос