Статья посвящена оценке развития налоговых процессов в стране и роли налоговой политики в формировании доходов бюджета. Налоговая система современного Туркменистана в основном характеризуется стремлением государства привлечь как можно больше денег в бюджет бюджетной системы за счет налогов и повлиять на поведение частных налоговых субъектов.
Ключевые слова: налоговая система, бюджет, доходы бюджета, налоговая эффективность, анализ.
В современном мире нет ни одной страны, в которой не функционировала бы та или иная налоговая система. Таким образом, налоги считаются одной из определяющих черт любого государства и неизменно выступают элементом его теоретического определения.
Ввиду указанной взаимосвязи налогов и государства понятие налогов является сложным и отражает различные аспекты в своем содержании. Основу налогов составляют два элемента, которые ее определяют — это экономическая и правовая составляющая, в зависимости от соотношения которых можно говорить о характере политических процессов в обществе и государстве. В современном мире налоги выступают основным источником пополнения бюджета государственного образования, позволяя государству должным образом обеспечивать выполнение своих функций, таких как защита страны, поддержание внутреннего правопорядка, реализация различных государственных программ в основных сферах общественной жизни, социальное обеспечение граждан, а также служат источником дальнейшего развития экономики и увеличения темпов ее роста.
Выступая в качестве основного источника формирования государственного бюджета, налоги, являясь обязательными бесплатными платежами, способствуют выполнению определенных функций по их установлению и введению.
В настоящее время законодательство о налогах Туркменистана направлено на достижение такой цели, как привлечение максимального объема денежных поступлений в государственные бюджеты для их дальнейшего использования в обеспечении экономического развития страны
Классификация доходов бюджетов представляет собой группировку доходов бюджетов, определяющую источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Доходы подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Укрупненная классификация статей доходов государственного бюджета приведена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация статей доходов государственного бюджета
№ |
Группы дохода |
Статьи дохода |
I |
Общие доходы |
|
II |
Текущие доходы |
|
III |
Налоговые доходы: |
Подоходный налог и налог на прибыль; Отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и государственное добровольное медицинское страхование; Налог на превышение фонда заработной платы; Налог на имущество. Внутренние налоги на товары и услуги; Налоги на международную торговлю и внешние операции; Другие налоги, сборы и пошлины. |
IV |
Неналоговые доходы: |
Доходы от предпринимательской деятельности и собственности; Административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и сопутствующих продаж; Поступления от штрафам и конфискациям; Прочие неналоговые поступления. |
V |
Доходы от операций с капиталом: |
Продажа основного капитала; Продажа государственных запасов товаров; Продажа земли и нематериальных активов; Капитальные трансферты из негосударственных источников. |
VI |
Погашение кредитов: |
Возврат основной суммы кредитов, предоставленных внутри страны. |
VII |
Полученные официальные трансферты: |
Трансферты из-за границы; Трансферты от других уровней государственного управления. |
VIII |
Заимствование: |
Внутреннее заимствование; Внешнее заимствование. |
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством и проявляются при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Создание рыночной экономики диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в возникновении денежных отношений, имеющих чёткую объективную обусловленность, что позволяет государству получать определённую сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный фонд, и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопление капитала, расширяя или сокращая платёжеспособность населения.
Кроме налогов в бюджет поступают сборы: сбор за рекламу, целевой сбор на обустройство территории городов, поселков и сельских населённых пунктов, сбор с владельцев автостоянок, сбор от реализации автомобилей.
К неналоговым платежам относятся: поступления от продаж и сдачи в аренду государственного имущества; средства, перечисляемые в бюджет за оказание услуг; платежи за использование товаров или за выдачу разрешений на использование товаров, за разрешение на осуществление деятельности; все виды штрафов и пени, государственные пошлины, сборы; другие текущие обязательные, невозвратные платежи.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определённого регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Немаловажным дополнительным источником доходной части Государственного бюджета Туркменистана становятся неналоговые доходы (платежи от аренды государственной собственности и доверительного управления, плата за пользование государственным имуществом, рента и другие финансовые инструменты), которые в настоящее время составляют незначительную долю в общем объёме доходной части бюджета. Вместе с тем, по мере экономического роста, проведения структурных реформ в экономике, особенно в сфере управления государственной собственностью, эти источники доходов бюджета станут более значительными.
Реформирование и реструктуризация государственных предприятий позволят улучшить управление государственным сектором экономики. Передача отдельных предприятий в доверительное управление либо продажа неликвидных предприятий позволит расширит инвестиционные возможности государства за счет доходов негосударственного сектора, привлечения его инвестиций в реформирование отдельных (неприоритетных для государства) отраслей.
Налоговые законодательство Туркменистана основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Главной целью налоговой политики страны является стимулирование развития экономики, обеспечение стабильного экономического роста, выравнивание налоговой нагрузки. Это достигается на основе справедливости, ясности, стабильности и предсказуемости условий налогообложения. Высокие темпы экономического развития страны и инвестиционная активность позволили обеспечить практически по всем основным налоговым источникам рост поступлений в бюджетную систему.
Литература:
- Гурбангулы Бердымухамедов. Государственное регулирование социально-экономического развития Туркменистана, Ашхабад: 2010;
- Хамурадов М. А. и Ибрагимова М. Т. (2018). Роль налоговой политики в формировании регионального бюджета;
- Поляк, Г. Б. (2019). Налоги и налогообложение. Москва: Изд-во Юрия. Дом.