Распад СССР и последовавшее за ним образование независимых государств обострили противоречия между многими бывшими республиками.
С распадом СССР обострился до вооружённого противостояния многовековой этнополитический Карабахский конфликт между Азербайджаном, непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой и Арменией.
Российская Федерация, провозглашённая правопреемницей СССР в ООН и Совете Безопасности, также стала основной силой, осуществляющей миротворческие миссии под мандатом ООН в регионе.
Несмотря на принятие Советом Безопасности в 1993 году четырёх резолюций по Нагорному Карабаху (822, 853, 874, 884) [1, 2, 3, 4] ставящих основополагающей целями немедленное прекращение огня, фактически все требования этих резолюций были проигнорированы Азербайджаном.
ООН, и, в частности, Совет Безопасности, де-факто сделавшие Россию посредником в этнополитических конфликтах между бывшими советскими республиками, эффективно отказывались создавать общий миротворческий контингент, делегируя эту роль РФ, как постоянному члену Совбеза и гаранту стабильности в регионе.
Неэффективность данных резолюций Совбеза ООН, а также ставка азербайджанской стороны на силовое решение конфликта свидетельствовали о кризисе ООН как гаранта безопасности в Евразийском регионе. Это привело к поиску путей разрешения противоречий в рамках других международных организаций, а основным фактором, склонившим азербайджанскую сторону к дипломатическому разрешению конфликта, стали не резолюции, упорно ей игнорируемые, а серия военных неудач.
С созданием Содружества Независимых Государств (СНГ) одной из основополагающих её целей объявлялось мирное разрешение конфликтов и споров между её участниками с помощью дипломатии. Однако в рамках СНГ была создана и Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), с провозглашаемыми целями «укрепления мира, международной и региональной безопасности и стабильности» являющейся де-факто военно-политическим блоком.
В 2009 году был подписан документ о создании КСОР (Коллективных Сил Оперативного Реагирования) направленных на проведение военных операций, отражение агрессий, а также на антитеррористическую деятельность. Несмотря на функционирование в рамках ОДКБ отдельного миротворческого контингента, организация более пяти лет не может добиться от ООН мандата на проведение миротворческих операций за пределами стран-участниц ОДКБ.
Организация, в частности, подверглась критике со стороны одной из стран-участниц — Армении. Никол Пашинян раскритиковал организацию за бездействие во время просьбы его страны о помощи в 2020 году, а также во время заявляемой армянской стороной вооружённой агрессии Азербайджана. В 2022 году, после повторного обращения армянской стороны, организация вновь отказала в помощи Армении.
Данная реакция организации создала широкий слой людей в Армении, усомнившихся в способности России, являющейся основной военной и экономической силой ОДКБ, быть гарантом безопасности и стабильности в Евразии.
Следует также отметить усилия ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе) в поле поиска способов дипломатического урегулирования конфликтов, построения доверительных отношений между государствами-членами, контролю за распространением вооружений, защите прав человека и мониторинга прозрачности выборов.
Несмотря на созыв минской группы ОБСЕ в 1992 г. и дальнейших встреч в Риме для поиска преодоления существующих разногласий и обозначения условий будущего мира, фактическое подписание соглашения о прекращении огня состоялось лишь в 1994 г. по инициативе межпарламентской ассамблеи СНГ (Бишкекский протокол).
Функционирование ОБСЕ практически исключительно как организации превентивной дипломатии, равно как и отсутствие в её приоритетах проведения специальных миротворческих миссий фактически говорит о кризисе эффективности её работы в разрешении конфликтов.
Об этом свидетельствуют нарушение режима прекращения огня в Карабахе в 2016 году, неэффективность мер превентивной дипломатии в разрешении конфликта на Юго-Востоке Украины, следствием которой являлись неоднократные нарушения Минских соглашений.
Деятельность Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине началась в марте 2014 года с согласия всех стран-участниц организации. Её декларируемыми целями являлись мониторинг вооружённого конфликта на Донбассе и поиск путей диалога между Украиной и самопровозглашёнными ДНР и ЛНР. В регулярных отчётах миссии характеризовалась обстановка в зоне вооружённых столкновений, а также гуманитарная ситуация в зоне боевых действий. За 8 лет работы миссии ей было сформировано 2432 ежедневных и 242 оперативных отчёта [5].
В 2022 году из-за отсутствия консенсуса в рядах членов ОБСЕ на продление мандата работа Специальной мониторинговой миссии была приостановлена [5].
Следует отметить кризис международных организаций как основной миротворческой силы в регионе. В основном это связано с рекомендательным характером резолюций и документов, отсутствием реального влияния у данных организаций на разрешение противоречий, а также нормативно-правовой базы.
Игнорирование сторонами конфликтов нормативных документов международных организаций, отсутствие механизмов принуждения противоборствующих сторон к миру, а также ставка одной или обеих сторон конфликта на силовое решение свидетельствуют о неспособности международных организаций предотвращать и разрешать их.
Всё вышеперечисленное указывает на необходимость выработки новой стратегии региональной безопасности и формирования миротворческого контингента из наиболее влиятельных региональных игроков.
Литература:
1. Резолюция Совета Безопасности ООН № 822 от 30.04.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/247/73/PDF/N9324773.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.12.2022).
2. Резолюция Совета Безопасности ООН № 853 от 29.07.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/428/36/PDF/N9342836.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.12.2022).
3. Резолюция Совета Безопасности ООН № 874 от 14.10.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/557/43/PDF/N9355743.pdf?OpenElement (дата обращения: 03.12.2022).
4. Резолюция Совета Безопасности ООН № 884 от 12.11.1993. — Текст: электронный // ООН: Совет Безопасности ООН: Резолюции Совета Безопасности ООН 1993 года: [сайт]. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N93/631/22/PDF/N9363122.pdf?OpenElement (дата обращения: 04.12.2022).
5. Действующий председатель и Генеральный секретарь выразили сожаление по поводу отсутствия консенсуса для продления действия мандата СММ в Украине. — Текст: электронный // ОБСЕ: [сайт]. — URL: https://www.osce.org/ru/chairmanship/515015 (дата обращения: 05.12.2022).