Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 259 раз

Библиографическое описание:

Бибикова, О. О. Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма / О. О. Бибикова, С. Н. Степин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97322/ (дата обращения: 13.10.2024).



Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, что в последствии помогло читателям увидеть в литературных персонажах живых людей с их страхами и мечтами. Благодаря этому оказалось возможным раскрытие кризиса психологической индивидуальности героев художественного произведения. Использование Н. В. Гоголем приема психологизме в собственном творчестве заложило основание для будущей художественной психологии и практического изучения индивидуальности литературных героев.

Ключевые слова: психологизм, новаторство, внутренний монолог, писатель-психолог, психологический анализ героя, столкновение с реальностью, сновидения как форма психологизма, психологическая индивидуальность.

This article is devoted to the study of N. V. Gogol's innovation in the field of psychologism. The writer used different ways of using this technique. This allowed the author to create original characters with elaborated characters and spiritual secrets, which later helped readers to see living people with their fears and dreams in literary characters. Thanks to this, it turned out to be possible to reveal the crisis of the psychological individuality of the heroes of the work of art. N. V. Gogol's use of the method of psychologism in his own work laid the foundation for future artistic psychology and practical study of the individuality of literary heroes.

Keywords: psychologism, innovation, internal monologue, writer-psychologist, psychological analysis of the hero, collision with reality, dreams as a form of psychologism, psychological individuality.

Взяв за основу все многообразие задач, которые по традиции решаются посредством литературоведения, самой неочевидной, но в то же время наиболее важной из всех остальных значительных проблем, становится непосредственный процесс изучения личности писателя. Именно автор художественного произведения является тем главным носителем рассматриваемого в тексте смысла, духовного и эстетического предпочтения, вкуса. Сюда же относится образно-художественное мышление, словотворчество и определенный душевный склад, которые невероятным образом влияют на написание произведения и находят свое отражение в поворотных сюжетных линиях, описаниях, характеристиках героев — во всем тексте.

Именно психологизм, как художественный прием в эстетическом искусстве, определяется как уточняющая форма, позволяющая погрузиться в психологическую сторону личности. Использование такого сложного при реализации приема является ярким показателем проявления истинного таланта художника слова.

Чтобы полностью раскрыть психологические особенности того или иного персонажа, писателями используются разные особенности приема психологизма. В соответствии с этим разными исследователями предлагаются разнообразные трактовки данного термина. Например, психологом Л. С. Выготским предлагается следующее определение: «Психологизм — это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы» [3, с. 19].

Писатели так же уделяют большое внимание на воспроизведение внутреннего мира персонажей, который включается в себя всё то, что герой чувствует, думает и т. д. Особое значение придается выражению происходящих внутри сознания персонажа противоречий. Для описания психологии того или иного героя, авторы произведений чаще всего прибегают к использованию таких композиционных художественных форм, как внутренний монолог, письмо, дневник, исповеди героев, а также более сложные формы, направленные на что-то более глубокое, касающиеся подсознания персонажей — сны и галлюцинации.

Говоря обо всем вышесказанном, именно психологизм является наиболее ярко выраженным приемом, который использовался Н. В. Гоголев в его произведениях. Используя этот прием, автор смог в полной мере раскрыть личности созданных персонажей и постигнуть возможности каждого из них на пути духовного преображения.

Важно отметить, что вопрос об использовании приема психологизма в творчестве Н. В. Гоголя не исключает таланта автора и его нововведений в раскрытии художественного приема в условиях русской литературы. Именно об этом говорят литературоведы В. В. Гитюс и В. В. Зеньковский: «Гоголь был превосходным психологом в своих произведениях… между тем Гоголь (в очень многом) предвосхищает Достоевского, именно как психолог» [4, с. 39].

Творчеству Н. В. Гоголя свойственна полнота психологического анализа. Именно Николаем Васильевичем было заложено основание для «будущей художественной психологии и практического изучения индивидуальности» [4, с. 42].

Для раскрытия психологической стороны персонажей писателем чаще всего используются внутренние монологи. Исходя из определения, найденного в словаре литературоведческих терминов, под внутренним монологом понимается художественный прием психологизма, выражающийся в речевом воспроизведении героя, который обращается непосредственно к самому себе без произнесения реплик (текста) вслух. «Широко используется в художественных произведениях для того, чтобы раскрыть внутренние переживания героя, воссоздать его внутренний мир» [1, с. 109]. Предназначение этого средства заключается в возможности в деталях показать автором читателям душевую сторону жизни персонажей. Внутренние монологи способствуют постепенному качественному погружению во внутренний мир героя, что помогает читателям проследить весь описываемый писателем кризис психологической индивидуальности литературного персонажа.

Другим новаторством Гоголя в использовании психологизма как приема, является раскрытие героев произведений через осуществление психологического анализа личности. Среди ряда таких персонажей, некоторые из них описываются в художественных произведениях как замкнутые люди. Таким оказывается герой из повести Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего».

На протяжении всех событий, происходящих в произведении, герой разговаривает сам с собой. Можно проследить насколько разительно отличаются его реальный и внутренний миры. В монологах Попришина мы узнаем о том, что он влюблен в дочь директора; что герой очень критично относится к общественным обстоятельствам, собственной самооценке и деспотичности начальников.

Гоголь умело смог передать последовательность роста и развития душевной боли у литературных героев. Автор смог ярко показать, как осуществляется процесс расстройства сознания человека. Именно благодаря талантливо написанному писателем внутреннему монологу можно увидеть душевную боль, когда Попришин выступает против собственного начальство, которое долго унижало его: «Черт возьми, что у него лицо похоже несколько на аптекарский пузырек, да на голове клочок волос, завитый хохолком, да держит ее кверху, да примазывает ее какою-то розеткою, так уже думает, что ему только одному все можно». [2, с. 582]

Отличительной особенностью гоголевского психологизма так же является отсутствие желания у большинства персонажей столкнуться с реальностью. Герои не стремятся подстроиться под окружающую их действительность. Поскольку персонажи не смогли найти своего места в реальности, они стараются достичь своих целей на другом уровне, в мире фантазий и мечтаний.

Например, в другом произведении Н. В. Гоголя под названием «Невский проспект» герой, коим является Пискарев, грезит о безукоризненном мире. Персонаж продолжает жить в мечтах, потому что там ему на порядок комфортнее. Пискарев не желает мириться с тем, что женская красота может продаваться. От того он и приходит в отчаяние, когда его женщина решила не бросать неблагородное дело, которым занималась до этого. Гоголь описал размышления персонажа следующим образом: «В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная… она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях» [2, с. 594].

Использование Гоголем такой формы психологизма как сновидения, так не осталось в стороне, как способ для отражения психологических особенностей литературных персонажей в собственных произведениях. В таких случаях происходит борьба противоположных сил, которыми являются сознание и подсознание. Другими словами, сталкиваются в сопротивлении «намерение» и «осуществление этого намерения». В той же повести «Невский проспект» Пискарев предпочитает побег от ненавистной реальности в мир сновидений. Именно сны являются единственным местом, где герой может обретать долгожданное спокойствие в собственной душе. Писатель показывает читателям, что в данном художественном произведении лишь мир снов дает возможность литературному персонажу почувствовать радость, спокойствие и возможность обрести надежду на будущее, которое будет в разы лучше настоящего. Пискарев стремится заменить реальность, которая ему не нравится, на мечты, которые живут во снах. Но проблема заключается как раз в том, что мечты героя на самом деле противостоят его жизни в действительности.

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что использование Н. В. Гоголем таких психологических деталей, как внутреннего монолога для характеристики душевного состояния персонажа, и осуществление психологического анализа личности героя является его значительными новаторствами в плане раскрытия особенностей литературных персонажей в художественных произведениях. Раскрытие кризиса психологической индивидуальности личности в произведениях автора также происходит посредством использования писателем таких приемов психологизма как сновидения, составление четкой характеристики одежды и деталей героев. Кроме того, новаторство Гоголя в области психологизма просматривается еще и на уровне построения характеров и внутреннего мира персонажей. Они отличаются от других героев похожих произведений тем, что являются более продуманными и оригинальными личностями. Писатель использовал психологизм как способ распознавания скрытых в каждой личности обрисовываемых персонажей внутренних противоречий и душевных тайн. Именно это смогло преподнести для читателей героев произведений как настоящих живых людей. Как итог можно сказать, что Н. В. Гоголь благодаря своему писательскому таланту смог вывести прием психологизма в художественный литературе на новый уровень.

Литература:

  1. Белинский, В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В. Г. Белинский. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952. — 320 с.
  2. Гоголь, Н. В. Сочинения в двух томах. Повести / Н. В. Гоголь. — М.: Издательство «Художественная литература», 1969. — Т.1. — 518 с.
  3. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 177 с.
  4. Зеновский, В. В., Медведова, Р. К. Русские писатели и Европа / В. В. Зенвский, В. В. Медведова. — М.: Издательство «Республика», 2005. — С. 263.
  5. Смирнов, А. А. Пособие по русской литературе / А. А. Смирнов. — М.: Издательство Московского университета, 1993. — С. 128.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренний монолог, герой, Гоголь, литературный персонаж, персонаж, писатель, произведение, художественное произведение, будущая художественная психология, внутренний мир.


Ключевые слова

новаторство, внутренний монолог, психологизм, писатель-психолог, психологический анализ героя, столкновение с реальностью, сновидения как форма психологизма, психологическая индивидуальность

Похожие статьи

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении пр...

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Комическое как принцип смысловой организации образа в творчестве И.И. Сосницкого

В статье рассматривается вопрос о роли комического в творчестве петербургского актера И.И. Сосницкого (1794–1871). Утверждается, что комическое у него являлось одним из основных принципов смысловой организации образа. Анализируются функции комическог...

Прецедентные феномены в искусствоведческом дискурсе: лингвопрагматический аспект

Статья посвящена рассмотрению функционирования прецедентных феноменов в искусствоведческом дискурсе, а также лингвопрагматического потенциала, которым различные виды прецедентных феноменов обладают. В процессе анализа контекстов, выбранных методом сп...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Похожие статьи

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении пр...

Идиостилевые особенности художественных текстов М. А. Шолохова

Данная статья посвящена художественному миру М. А. Шолохова, который представляется глубоко выразительным психологизмом, пропитывающим всю художественную систему, моделированию идиостиля автора на основании анализа лексики, часто встречающейся в его ...

Концепция творческой личности в произведениях М. А. Булгакова

В статье авторы пытаются определить концепцию творческой личности в произведениях Булгакова, выделить связь между героями и биографией автора, проследить эволюцию героев.

Комическое как принцип смысловой организации образа в творчестве И.И. Сосницкого

В статье рассматривается вопрос о роли комического в творчестве петербургского актера И.И. Сосницкого (1794–1871). Утверждается, что комическое у него являлось одним из основных принципов смысловой организации образа. Анализируются функции комическог...

Прецедентные феномены в искусствоведческом дискурсе: лингвопрагматический аспект

Статья посвящена рассмотрению функционирования прецедентных феноменов в искусствоведческом дискурсе, а также лингвопрагматического потенциала, которым различные виды прецедентных феноменов обладают. В процессе анализа контекстов, выбранных методом сп...

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Функциональные аспекты эмотивности в герметичном тексте (на примере рассказа З. Прилепина «Белый квадрат»)

В статье рассмотрены способы выражения эмоциональных пере-живаний в речи рассказчика, со стороны психологии героя выделены ха-рактерные для авторского стиля З. Прилепина приемы повествования.

Изучение мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах (на примере романа «Мастер и Маргарита»)

Данная статья рассматривает аспекты изучения мифопоэтического мира в творчестве М. А. Булгакова на уроках литературы в профильных классах. Выделены основы анализа мифопоэтического мира произведений. Рассмотрены различные мифологические образы, ситуац...

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Задать вопрос