Театрализованная деятельность как средство развития младших школьников с умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Зотова, С. О. Театрализованная деятельность как средство развития младших школьников с умственной отсталостью / С. О. Зотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97309/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной работе рассматриваются особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся основные задачи по их развитию, которые могут стоять перед специалистами и педагогами. Описывается важность творчества в жизни ребенка, а также анализируется театрализованная деятельность и то, как она может помочь в развитии младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова: младший школьный возраст, умственная отсталость, театрализованная деятельность.

Младший школьный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. Особенно значим он для детей, имеющих различные отклонения в умственном развитии. Младшие школьники с умственной отсталостью обычно характеризуются недоразвитием нервно-мозговых процессов и психики в целом. Это проявляется в нарушении восприятия, памяти, внимания, речи и мышления. Также у данных младших школьников проявляется незрелость в эмоционально-волевой сфере. Если рассматривать более подробно особенности данных детей, то можно обозначить нарушение коммуникативной функции речи, неустойчивое внимание, быструю утомляемость, плохую память, нарушение грамматического строя речи. Младшие школьники с умственной отсталостью могут проявлять скованность и робость. При этом сами дети относятся весьма некритично к данным дефектам. В целом, такие ученики не могут правильно сформулировать свою мысль или ответить на поставленные вопросы правильно, у них возникают затруднения в установлении контакта со сверстниками и взрослыми [2].

Младшие школьники с умственной отсталостью обычно являются детьми из многодетных, неблагополучных или малообеспеченных семей [6]. Следовательно, наблюдается тенденция, что большинство из них попросту не посещают дошкольные учреждения, и, соответственно, имеют в целом низкий уровень готовности к полноценному школьному обучению. Когда такие дети все же приходят в школу, то наблюдается следующее: речь недостаточно развита для их лет, присутствует бедный словарный запас и дефекты звукопроизношения. Фонетическое восприятие умственно отсталых первоклассников адекватно фонематическому развитию 2–3-х летнего нормально развитого ребенка.

Несомненно, такие дети нуждаются в помощи не только узконаправленных специалистов, но и педагогов. Педагог начальных классов, в свою очередь, может организовать свою деятельность таким образом, в результате которой ведущими задачами по развитию будут [7]:

1) нейтрализация отрицательных мотивов;

2) воспитание положительной мотивации учения;

3) формирование уверенности в своих возможностях;

4) целенаправленное формирование высших психических функций и, прежде всего, речи;

5) развитие разнообразных форм коммуникации;

6) развитие эмоциональной сферы.

Мы считаем, что охватить все вышепредставленные задачи и помочь младшим школьникам с умственной отсталостью в их полноценном развитии можно при помощи театрализованной деятельности.

Творческая деятельность сама по себе имеет важнейшее значение в жизни детей. Ведь в процессе творчества у детей (в том числе с умственной отсталостью) усиливается ощущение собственной личностной ценности, выстраиваются новые социальные контакты, появляется чувство внутреннего контроля. Творчество помогает справиться с различными внутренними трудностями ребенка, например, с острыми негативными переживаниями, которые зачастую трудно пережить ребенку в одиночку.

По мнению выдающихся педагогов, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему воспитания детей средствами театрального искусства. Это нашло свое отражение в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконина и других. Так, Л. С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку как самый частый и распространённый вид детского творчества [3]. В. А. Сухомлинский отмечает, что «театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [4].

Театрализованная деятельность в виде постановок и игр в театр помогает оптимизировать познавательное развитие младших школьников. В результате данной деятельности дети входят в богатый мир образов, человеческих отношений и поступков. Они учатся продумывать свои действия и действия героев, их высказывания, учатся подбирать позы и интонации для различных ролей. Зрелищность и увлекательность театрализованной деятельности помогает донести до ребенка также ряд других важных вещей: ценность дружбы, добра, справедливости и т. д. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Школьники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения [1].

Театрализованная развивающая среда, для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и пр.) и предупреждению вторичных отклонений. Театрализованные занятия — один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.

Творчество детей в театральной деятельности проявляется в трех направлениях:

1) как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

2) исполнительское (речевое, двигательное) — актерские способности;

3) оформительское (декорации, костюмы и т. д.).

На занятиях театральной деятельности значительно вырастают физические возможности детей с интеллектуальными нарушениями: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать. У детей совершенствуются навыки, помогающие устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений [5].

Средствами театрализованной деятельности могут быть охвачены все стороны коммуникативно-социального развития ребенка с интеллектуальными нарушениями: навыки инициации коммуникативного акта при использовании ситуационно адекватных способов и средств общения, закрепленных культурным контекстом; умение выстраивать однонаправленное общение при реализации той или иной задачи в рамках совместной деятельности, при учете потребностей и желаний другого человека; навыки эмпатической переработки эмоциональных проявлений другого человека, а также умение самостоятельного выражения собственных эмоциональных переживаний адекватными способами и средствами [7].

Таким образом, организуя воспитательный процесс в специальной (коррекционной) образовательной организации театрализованной деятельности можно и нужно уделять особое внимание, так как она помогает:

1) сформировать правильную модель поведения в современном мире;

2) повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

3) познакомить детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

4) совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, то есть развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. В целом, театрализованная деятельность помогает младшим школьникам с умственной отсталостью не только в развитии, но и в коррекции существующих дефектов.

Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Лнвченко и др. — М.: «Академия», 2001. — 248 с.
  2. Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2000. — 36 с.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Педагогический очерк: книга для учителя. / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991–93 с.
  4. Голышева И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева // Молодой учёный. — 2016. — № 27. — С. 659–662.
  5. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. — М.: Российское педагогическое агенство, 1997. –192 с.
  6. Куликова Н. С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием // Специальное образование. — 2016. — № XII. — С. 180–184.
  7. Помагаева А. Н. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью средствами социально-психологического тренинга / А. Н. Помагаева // СМАЛЬТА. — 2021. — № 4. –С. 107–116.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, умственная отсталость, ребенок, интеллектуальная недостаточность, школьник, младший школьный возраст, нарушение, развитие, театральная деятельность, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Особенности развития социального интеллекта младших...

Театрализованная деятельность позволяет школьникам выражать свои чувства, а также

...младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности.

Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки...

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший.

Развитие социально-коммуникативной активности у младших...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативно-социальных

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности...

Разработанная программа развития эмоциональной сферы младших школьников с.

Формирование творческого мышления младших школьников...

Работа над формированием творческого мышления младших школьников с нарушением

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети.

Опыт работы с такими детьми показывает, что в коррекции эмоционально-волевой сферы.

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного...

Библиографическое описание: Новикова, А. А. Эмоциональное развитие детей младшего

Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному.

— М.:ТЦ Сфера, 2002 г. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников.

ребенок, нарушение интеллекта, умственная отсталость, психическая деятельность...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны

Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в

Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

У детей с тяжелой умственной отсталостью игровая деятельность, как ведущая

Игровая деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени.

В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на.

Как подчеркивает М. П. Парахина, в процессе обучения умственно отсталых детей и.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Ключевые слова: нарушение, ребенок, младший школьный возраст.

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с нарушениями развития заключаются в том, что они не знают

Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников.

Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова.

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Поэтому программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью была составлена таким образом, что сначала дети учились выражать свои эмоции, а затем уже понимать эмоциональные состояния других людей.

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе...

У многих детей с ОВЗ отмечаются типичные симптомы эмоциональных нарушений

В системе творческих игр особое место занимает театрализованная игровая деятельность.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

У этих детей предметная деятельность не формируется своевременно.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны.

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется.

ребенок, нарушение, обучение детей, часть детей, глубокая умственная отсталость, множественное нарушение развития...

Похожие статьи

Особенности развития социального интеллекта младших...

Театрализованная деятельность позволяет школьникам выражать свои чувства, а также

...младших школьников определяют специфику их интеллектуальной деятельности.

Младший школьный возраствозраст интенсивного развития и перестройки...

умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, ребенок, младший.

Развитие социально-коммуникативной активности у младших...

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативно-социальных

Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью особенности...

Разработанная программа развития эмоциональной сферы младших школьников с.

Формирование творческого мышления младших школьников...

Работа над формированием творческого мышления младших школьников с нарушением

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети.

Опыт работы с такими детьми показывает, что в коррекции эмоционально-волевой сферы.

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах.

Эмоциональное развитие детей младшего школьного...

Библиографическое описание: Новикова, А. А. Эмоциональное развитие детей младшего

Моторная недостаточность у различных групп детей проявляется по-разному.

— М.:ТЦ Сфера, 2002 г. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников.

ребенок, нарушение интеллекта, умственная отсталость, психическая деятельность...

Особенности развития эмоциональной сферы умственно...

Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны

Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в

Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной...

У детей с тяжелой умственной отсталостью игровая деятельность, как ведущая

Игровая деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени.

В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на.

Как подчеркивает М. П. Парахина, в процессе обучения умственно отсталых детей и.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения...

Ключевые слова: нарушение, ребенок, младший школьный возраст.

Лексико-семантические нарушения у младших школьников с нарушениями развития заключаются в том, что они не знают

Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников.

Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников / В. Г. Петрова, И. В. Белякова.

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Поэтому программа развития эмоциональной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью была составлена таким образом, что сначала дети учились выражать свои эмоции, а затем уже понимать эмоциональные состояния других людей.

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОВЗ в процессе...

У многих детей с ОВЗ отмечаются типичные симптомы эмоциональных нарушений

В системе творческих игр особое место занимает театрализованная игровая деятельность.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

У этих детей предметная деятельность не формируется своевременно.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны.

Эмоциональная сфера детей с интеллектуальными нарушениями характеризуется.

ребенок, нарушение, обучение детей, часть детей, глубокая умственная отсталость, множественное нарушение развития...

Задать вопрос