Проблема межличностных отношений в психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 07.12.2022

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Рубцова, Т. А. Проблема межличностных отношений в психологии / Т. А. Рубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 283-286. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97300/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается проблема межличностных отношений в психологии, особенности формирования межличностных у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, игровая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся младшего школьного возраста с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: межличностные отношения, учащиеся младшего школьного возраста, дети с речевыми нарушениями, игровая деятельность.

Актуальностьтемы заключается в том, что проблема развития личности детей в младшем школьном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Жизнедеятельность любого человека пронизана контактами с другими людьми. В современном мире большое значение уделяется развитию социально-коммуникативных качеств личности человека. Только в общении и во взаимоотношениях с другими людьми человек способен ощутить и осознать самого себя, отыскать собственную роль в обществе. Так как первичная социализация ребенка формируется в детстве, один из важных видов деятельности, который способен благополучно решить задачу развития многообразной личности — игра. Проблемами игры занимались: К. Бюллер (1931), Ж. Пиаже (1999), З. Фрейд (1991), А. Н. Леонтьев (1995), Л. С. Выготский (2004) и др.

В зарубежной психологии существуют различные взгляды на феномен межличностных отношений. В зарубежной психологии аспект межличностных отношений широко известен в концепции условного интеракционизма (Дж. Мистри, Гл. Блумер (2005)). Согласно этой концепции, общение между людьми допустимо благодаря схожей концептуализации знаков. Человек способен подразумевать планы других людей, потому что он в раннем возрасте учится придавать значение конкретным объектам, действиям и поступкам, в данном случае это знаки [9 с. 65]. Репрезентация чужих целей происходит через личные навыки, понимание жестов, способность поставить себя на место другого человека и реализовать его смысл [5, с. 43].

В рамках условного интеракционизма формирование личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. Для того, чтобы общение было качественным, человек должен соблюдать самые важные законы и нормы, с которыми он вступает в контакт. Они считаются основой общих установок и необходимы для общения [9].

В рамках когнитивистского подхода, представителями которого выступают А. Бек, Дж. Келли (1955), межличностные отношения рассматриваются как информационный обмен, в результате которого происходит передача социокультурного опыта. Отношения между людьми дают понять каждому человеку, как другой человек осознает окружающую действительность [5, с. 174].

Концепция Е. А. Трошиной (2019) подразумевает, что базой взаимодействия среди народов считаются их индивидуальные особенности. Автор полагает, что любой индивид стремится отыскать равновесие среди выгод, что даст возможность ему совершить взаимодействие стабильным. Цикличность перемен в поступках устанавливается в зависимости с числа возмездий. Нежели большее их количество, этим стабильнее перемена воздействия. Согласно мнению психолога-исследователя, общество предрасположено устанавливать свои манеры и роли в поведении, чтобы это принесло именно ему выгоду. Если индивид желает удовлетворить собственные индивидуальные необходимости, некто ждет, то они практически никаких стараний к этому не прилагает [11, с. 39].

Зарубежные авторы-исследователи используют мысль аттракции, парадокса притяжения, с целью разъяснения натуры готовности одного лица к иному, ключевых основ возведения межличностных взаимоотношений. Выбор конкретного лица в процессе формирования межличностных взаимоотношений находится в зависимости не только лишь исходя из данных о его решительности, однако также о решительности с целью себе, возможности контактировать с партнёром в перспективе, в будущем (моделирование взаимодействия с целью себе).

Гуманистические психологи и терапевты подчёркивали большую роль общения. С позиции К. Роджерса (2017) на установление отношений большое влияние оказывает умение вступать в диалог и поддерживать его. Собеседник должен чествовать состояния оппонента [10, с. 276].

Понятие «межличностные отношения» тесно связано с различными видами общественных отношений. В работе К. А. Абульханова-Славской (2007) отмечается, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений представляет собой реализацию обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия [2, с. 99]. Межличностные взаимоотношения характеризуются психологической базой, психологическим скоплением людей, взаимодействующих друг с другом.

В. В. Абраменкова (2008) отметила то, что межличностные взаимоотношения характеризуются обоюдной ориентацией, так как общество никак не независимо от концепции надежд, стандартов, ориентаций, конструкций также склонностей, посредством призмы которых воспринимается, также оценивается общество [1, с. 97].

По мнению Е. С. Гребенец (2013), межличностные отношения людей –это такие отношения, которые сопровождаются эмоциональными переживаниями. Каждый человек испытывает в процессе общения различные эмоции, которые влияют на продолжительность и качество контакта [4, с. 156].

Г. А. Урунтаева (2015) анализирует межличностные взаимоотношения равно как обоюдные ориентации, которые формируются, также кристаллизируются около индивидов, пребывающих в процессе продолжительного или длительного взаимодействия. Данный тип взаимоотношений, по мнению автора, в любом случае находится в зависимости от индивидуальных особенностей личностей, вступающих в процесс межличностного взаимоотношения. Межличностные взаимоотношения, с точки зрения исследования других типов взаимоотношений, подразумевают собой конкретные установки, обязательства с обеих сторон [12, с. 76].

В своих работах И. В. Дубровина (2004) отмечает, что данные отношения рассматриваются между личностями. Любые отношения между людьми предполагают диалог между друг другом, когда субъекты отношений начинают воспринимать и относиться друг к другу как к личности, они стремятся увидеть и понять своего собеседника, не обращая внимания на его социальный статус [5, с. 119].

Рассмотрение межличностных отношений с точки зрения совместной деятельности имеется в работах В. Н. Куницыной и соавторов. По мнению В. Н. Куницыной (2002), отношения между людьми являются взаимными ориентациями, которые могут находится в продолжительном контакте [8, с. 17].

Межличностные взаимоотношения подразделяют согласно последующим аспектам: согласно присутствию психологическому волнению, либо сопереживании: позитивные, негативные, безразличные; согласно присутствию взаимопонимания: правильно также несоответственно осмысленные, характеризующиеся когнитивным отождествлением среди субъектов взаимодействия, предрасположенностью к противодействию, содействию либо бездействию.

В последние годы в начальных школах все чаще и откровеннее обсуждается проблема трудностей в обучении. Учителя и родители знают об официальной статистике, которая показывает, что почти 40 % детей в начальной школе испытывают постоянные трудности в обучении. Это означает, что 10–12 детей в классе не верят в свои силы, не учатся читать и писать правильно и не имеют шансов успешно окончить школу и получить достойную карьеру. Эта проблема не только педагогическая, но и медицинская, психологическая и социальная. Тот факт, что не только дети, но и учителя и родители оказываются в положении неудачников, создает дополнительные проблемы

Поэтому обучение и развитие школьников с нарушениями речи традиционно находилось в центре внимания коррекционной педагогики и психологии. Эти дети имеют специфические особенности развития в целом и развития языка в частности. Это проявляется как в общих нарушениях внимания и ограниченности памяти (особенно вербальной), так и в трудностях формирования общих представлений у школьников с нарушениями речи, специфических проблемах в осуществлении ориентировочно-исследовательской деятельности, нарушениях слухового, зрительного, пространственного и временного восприятия, недостаточной самооценке и т. д. [3; 9].

Развитие межличностных отношений между учениками младших классов с нарушениями речи не только считается очень важным в наше время, но и будет важным всегда, потому что уровень развития этих отношений оказывает большое влияние не только на академическую успеваемость ребенка, но и на процесс социализации и формирования его личности в полной мере. По этой причине развитие межличностных отношений должно постоянно пересматриваться и совершенствоваться в соответствии с лучшими тенденциями в построении общества, в соответствии с новейшими технологиями и другими особенностями, которые оказывают большое влияние на воспитание детей и развитие межличностных отношений. Учителям необходимо ежегодно пересматривать методические пособия в этой области обучения детей, внедрять новейшие и совершенствовать существующие.

В современном мире разрабатывается большое количество новых и интересных методик преподавания, благодаря которым педагоги проводят игровые тренинги для своих учеников.

Особый вклад в изучение игры в конце XIX — начале XX века внес известный психолог П. Ф. Каптерев. Его исследование особенно важно сегодня, когда основные виды изменений в подходе к развлечениям в процессе обучения ребенка. Писатель отмечает, что при обучении мальчиков очень важно иметь возможность сосредоточить их собственный интерес на различных предметах. Это знаменитое искусство учит игре. Для выполнения этой миссии необходимо, чтобы не было антагонизма между забавой, а также учением, чтобы теория никак не считалась тогда очень сухой, а также отвергалась сообразно сути, а также сообразно фигуре [6].

Игра — это деятельность, которая выделяется из реальности окружающего общества; изменение бытовой ситуации. Общество регулярно строится что-то новое, что отличается от реального, которое их охватывает. Учитывая определенное стремление к красоте, идеальному обществу или идеальные условия жизни. Красоту и игру объединяют очень разнообразные и тесные связи. Каждое развлечение во всех его проявлениях — это самостоятельная, свободная деятельность.

Игра — это деятельность, предназначенная для самой игры. Чтобы получить удовольствие от роли в этой игре, что появляется в форме развлечения как такового [7, c. 314].

Игра — это то, что дается в случае, отражающем подход человека, его личности к окружающему обществу, к деятельности его жизни. Игровая деятельность — это не только основная работа для детей дошкольного года, она заманчива для любого возраста.

П. Ф. Каптерев указывал, что игра весьма характерное, существенное явление в детской жизни. Не понять его — значит не понять детства, не суметь удовлетворить потребности детей в игре — значит не дать ей самой нужной и подходящей к их возрасту пищи. С детской игрой серьезно должны считаться родители и воспитатели. Ребёнок в игре живет всем своим существом, действует разносторонне, а не только одним умом или мускулами. Игра есть явление очень сложное, одновременно физическое и психическое» [6, с. 76].

Е. И. Тихеева писала, что развлечения должны вызывать колоссальный и вдумчивый интерес. Игра считается главным событием детского существования, ведь это еще и период активного веселья в одном случае; она дает душе очень широкую возможность предстать во всей многогранности и характерных чертах своих собственных особенностей [7, с. 231].

Согласно концепции Л. С. Выготского (2004), игра — это не просто воспоминание о пережитых эмоциях, это творческая их обработка, в ходе которой информация о навыке комбинируется для создания новой реальности, соответствующей увлечениям и потребностям. Л. С. Выготского, игра никак не может обходиться без психологических компонентов. Игра постоянно сопровождается приятным чувством, наличие игровых предметов не только увлекает детей, но и приносит радость. Для ребенка самым главным и желанным развлечением является самостоятельность, которая сама по себе создает удовольствие. Игра позволяет ощутить нечто вроде как радости победы, так и удовлетворения простого эгоизма, который заканчивается триумфом [3, с. 128].

Игровая деятельность — это определенные физиологические, психические и чувственные действия, направленные на выполнение задач игры. Эта деятельность имеет свои отличительные черты, внешние свойства.

При планировании игр следует учитывать возраст детей, что их интересует, что их возбуждает и что они хотят отразить в своих играх. Все это поможет определить содержание игровых заданий и действий, которые будут интересны детям.

Таким образом, отношения с другими людьми имеют огромное значение для формирования личности ребенка, особенно в период дошкольного и младшего школьного возраста. Насколько удачным будет процесс приобретения первых навыков межличностного общения, настолько благоприятным будут складываться взаимоотношения и процесс межличностного общений у взрослой личности, когда ребенок станет взрослым.

На феномен межличностных отношений в психологии существуют различные взгляды. Межличностные взаимоотношения — индивидуальные взаимосвязи, какие появляются из-за их прямого взаимодействия, также сопровождаются чувственными также иными переживаниями личностей, вступающих во взаимоотношения. Данный тип взаимоотношений среди людей реализуется в процессе общения и установления контактов в трудовой и профессиональной деятельности. Межличностные взаимоотношения предполагают собою связь среди сторон общения, которая проявляется в базе единых тем также полнее, идентификации индивидов с собственной командой, личностно важного нахождения коллективной работы.

В игре легко и незаметно для ее участника у детей формируются способности общения с людьми и воздействия на окружающие объекты реальной действительности. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.

Игра — это деятельность, которая выделяется из реальности окружающего общества; изменение бытовой ситуации. Игра — это то, что дается в случае, отражающем подход человека, его личности к окружающему обществу, к деятельности его жизни.

Игровая деятельность — это не только основная работа для детей дошкольного года, она заманчива для любого возраста. Игровая деятельность — это определенные физиологические, психические и чувственные действия, направленные на выполнение задач игры. Эта деятельность имеет свои отличительные черты, внешние свойства. При планировании игр следует учитывать возраст детей, что их интересует, что их возбуждает и что они хотят отразить в своих играх. Все это поможет определить содержание игровых заданий и действий, которые будут интересны детям.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В. В. Абраменкова. — Москва: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение филос., методол. и конкретно-науч. подходов к проблеме индивида) / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Мысль, 2007. — 224 с.
  3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2017. — 200 с.
  4. Гребенец Е. С. Воспитание коммуникативной толерантности как направление внеучебной деятельности в общеобразовательном учреждении / Е. С. Гребенец // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». — 2013. — № 3. — С. 17–21.
  5. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М.; под ред. Дубровиной И. В. — М.: Академия, 2004. — 464 с.
  6. Козлова С. А. Значение дидактических игр в развитии детей / С. А. Козлова // Проблемы педагогики. — 2020. — № 1 — с.46–52
  7. Котова, Е. В. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25–29.
  8. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, Н. В. Погольша. — СПб.: Питер, 2002. — 367 с.
  9. Мокина Я. А. Особенности межличностных отношений младших школьников / Я. А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. — 2016. — № 6. — С. 118–122.
  10. Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию: [перевод] / К. Р. Роджерс. — Москва: ИОИ, 2017. — 237 с.
  11. Трошина Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина // Вестник ЛГУ. — 2019. — № 2. — С. 89–94.
  12. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина; под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. — 290 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, отношение, игровая деятельность, младший школьный возраст, ребенок, взаимоотношение, окружающее общество, деятельность, нарушение речи, тип взаимоотношений.


Похожие статьи

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Похожие статьи

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Развитие коммуникативных умений при помощи игровой деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста и раскрыты широкие возможности игры в их развитии.

Педагогические психологические основы разногласий, возникающих между учащимися младшего школьного возраста

В статье рассматриваются способности детей младшего школьного возраста разрешать конфликты, отражающие их опыт и направленность в процессе обучения и воспитания. Исследование посвящено обоснованию способностей разрешать конфликты, как условие развити...

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Формирование познавательной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика предупреждения проблем в обучении у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению состояния познавательной сферы детей с задержкой психического развития, а также её изменений у выборки испытуемых посредством проектной деятельности.

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями

В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...

Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.

Формирование межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллектуального развития со сверстниками

В статье представлен опыт работы по формированию межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта со сверстниками.

Телесно ориентированные игры как средство формирования межличностных отношений дошкольников

В статье автор рассматривает телесно-ориентированные игры как средством формирования межличностных отношения детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Задать вопрос