В научной статье рассматривается понятие «прослушивание телефонных переговоров», правовое регулирование данного оперативно-розыскного мероприятия, включая основания, условия и порядок проведения прослушивания телефонных переговоров. Также анализируются особенности проведения ПТП, определяются субъекты, правомочные осуществлять ПТП, в том числе лица, в отношении которых проводится данное ОРМ, а также рассматривается вопрос фиксации результатов ОРМ.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, прослушивание телефонных переговоров, преступления, конституционные права.
The scientific article discusses the concept of wiretapping, the legal regulation of this OPM, including the grounds, conditions and procedure for conducting PTP. It also analyzes the features of the PTP, determines the subjects authorized to carry out the PTP, including the persons in respect of whom the ORM is carried out, and also considers the issue of fixing the results of the ORM.
Keywords: operational investigative activities, operational investigative measures, wiretapping, crimes, constitutional rights.
Лучше всего начать работу с понятия. Что же такое прослушивание телефонных переговоров? Под прослушиванием телефонных переговоров понимается оперативно-розыскное мероприятие, проводимое только по судебному решению (предусмотрено ч. 2 ст. 23 Конституции РФ) и состоящее в конспиративном (негласном) прослушивании аудиозаписей, которые содержат телефонные переговоры, ведущихся по каналам телефонной связи, в целях получения оперативно-значимой информации для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
Данное оперативно-розыскное мероприятие закреплено в ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности». Указанный Федеральный Закон является основополагающим для осуществления прослушивания телефонных переговоров как оперативно-розыскного мероприятия. Из указанного выше понятия прослушивания телефонных переговоров следует, что правовое регулирование указанного оперативно-розыскного мероприятия основано на Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение данного права допускается только на основании судебного решения. [1]
В то же время, в вопросе правового регулирования прослушивания телефонных переговоров необходимо отличать данное оперативно-розыскное мероприятие от контроля и записи телефонных переговоров, как следственного действия, предусмотренного ст. 186 УПК РФ, в которой определяется, что при наличии достаточных оснований полагать, что телефонные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения. Данное оперативно-розыскное мероприятие проводится только по поручению следователя на основании судебного решения. [2]
В ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а именно:
1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ [3].
Согласно общим правилам, прослушивание телефонных переговоров ограничивает конституционные права граждан, из этого следует, что его проведение может быть только на основании судебного решения при наличии предусмотренной ч. 2 ст. 8 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» информации о:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.
При этом, в случаях, не терпящих отлагательств, которые могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии) и создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 2 ст. 8 ФЗ от 12.08.1995 N 144ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности», с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Также в случаях, когда возникает угроза жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда в течение 48 часов [3].
Круг субъектов, в отношении которых может проводится прослушивание телефонных переговоров предусмотрен ч. 4 ст. 8 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности». Данное ОРМ может проводится в отношении:
1. Подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких (Также к указанной группе можем отнести лиц, разрабатываемых и проверяемых по делам оперативного учета).
2. Лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях (Законодатель имеет ввиду свидетелей, очевидцев и иных лиц, обладающих сведениями о преступной деятельности). [4]
Отличительной чертой данного оперативно-розыскного мероприятия является, во-первых, контроль переговоров общих абонентов, путем использования средств подключения или сканирования радиосигнала. Прослушивание телефонного разговора только одного из абонентов, в том числе и с использованием технических средств, без вторжения в сеть связи не является прослушиванием телефонных переговоров, а представляет собой разновидность электронного наблюдения [5, с. 349].
Во-вторых, контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемый персоналом исправительного учреждения, не является, таким оперативно-розыскным мероприятием, как прослушивание телефонных переговоров, на основании части 5 статьи 92 УИК РФ, которая гласит, что телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений [6].
В-третьих, любой гражданин вправе зафиксировать обращенные к нему требования и сообщить их следователю либо суду, если эти требования являются посягательством на права, а также законные интересы пострадавшего [7, с. 34].
Как правило, ход и результаты прослушивания телефонных переговоров оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения. Также результаты данного оперативно-розыскного мероприятия могут быть оформлены в виде справки, а также актом прослушивания аудиозаписи. В оперативно-служебных документах указывается: время, а также место прослушивания, содержание самой фонограммы, средства звукозаписи с указанием их технических характеристик и др.
Фонограммы, которые были получены в результате прослушивания телефонных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и передачи посторонними лицами и в дальнейшем приобщаются к итоговому оперативно-служебному документу и представляются инициатору в опечатанном виде.
Согласно ч. 5 ст. 8 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» в случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств [3].
В соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» данные материалы могут представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, в допустимом объеме и пределах, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами [3].
Подводя итоги рассматриваемой темы, хочется отметить важность проведения такого оперативно — розыскного мероприятия как прослушивание телефонных переговоров, поскольку его осуществление в рамках оперативно-розыскной деятельности вносит существенный вклад в предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступной деятельности, а также привлечение виновных к уголовной ответственности. Проанализировав данное ОРМ, можно сделать вывод, что оно является сложным оперативно-техническим, длящимся, требующим процедуры четкого соблюдения действующего законодательства и ведомственных НПА.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ: принят Гос. Думой 22.11.2001 г. Советом Федерации 05.12.2001 г. (ред. от 07.10.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ: принят Гос. Думой 05.07.1995 г. (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
4. Прослушивание телефонных переговоров — Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел (общая часть) [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://ordrf.ru/uchebnik/page152.html (дата обращения 20.11.2022).
5. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г. К. Синилова, А. Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 349. (дата обращения 21.11.2022).
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ: принят Гос. Думой 18.12.1996 г. Советом Федерации 25.12.1996 г. (последняя редакция) [Электронный ресурс] Доступ из СПС «КонсультантПлюс». — Текст электронный.
7. Козырев Г. Документирование прослушивание и звукозаписи телефонных и иных переговоров // Законность. — 1993. — № 4. — С. 34 (дата обращения 21.11.2022).