В статье рассматривается понятие и составляющие правового положения государственного служащего Российской Федерации.
Ключевые слова: правовое положение, государственная служба, государственный служащий, законодательство РФ.
Существует множество определений понятия правового положения государственного служащего. Охотский Е.В пишет, что это — установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений [3, с. 101]. Основываясь на его высказывании, а также принимая во внимание определения иных научных деятелей, можно сделать вывод, что правовое положение государственного служащего — это законодательно установленный комплекс мер, направленных на определение статуса государственного гражданского служащего, исходя из социальной значимости государственной службы, для эффективной реализации служащим своих должностных обязанностей.
Но все же это довольно узкое понятие, которого недостаточно для полного понимания данного термина. Чтобы более точно разобраться в этом, рассмотрим, что же включает в себя правовое положение государственного служащего. Согласно Федеральному закону № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», основу правового положения государственного служащего составляет 4 основных элемента (рис. 1).
Рис. 1. Правовое положение государственного служащего
Статья 14 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует основные права государственных гражданских служащих.
К ним относятся:
— право на обеспечение соответствующих организационно-технических условий, которые необходимы для исполнения своих должностных обязанностей;
— право на отдых, (нормальная продолжительность служебного времени), предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней и ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
— право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ;
— право на доступ к сведениям, которые составляют гос тайну, (при условии, что исполнение должностных обязанностей требует использование таких сведений);
— право на получение информации об отзывах о его профессиональной служебной деятельности, а также иных документов до момента внесения их в личное дело государственного служащего, ознакомление с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и прочих документов и материалов и т. д.
Кроме того, государственный служащий имеет право исполнять иную оплачиваемую работу (с предварительным уведомлением представителя нанимателя), при условии это не влечет за собой конфликт интересов.
Статья 15 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует основные обязанности государственных гражданских служащих.
К ним относятся:
— соблюдать законодательство РФ (Конституцию, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ);
— исполнять свои должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
— бережно относиться к гос. имуществу, в т.ч. которое было ему выдано для исполнения должностных обязанностей;
— предоставление предусмотренных законодательством сведений о себе и членах семье (т.е. сведения о доходах, имуществе и т.д.);
— уведомлять свое руководство (представителя нанимателя) если при исполнении должностях обязанностей, возникла личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов и т. д.
Можно сказать, что в соответствии с федеральным законом перечень обязанностей государственных служащих очень полон и обширен.
Статья 16 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует основные ограничения государственных гражданских служащих.
Гражданину может быть отказано в принятии на государственную службу по следующим основаниям:
— при признании решением суда (которое вступило в законную силу), лица недееспособным или ограниченно дееспособным;
— при наличии заболевания, которое препятствует исполнению обязанностей на должностях государственной службы;
— наличие близкого родства с государственным служащим (дети, сестры, супруги и др.) при непосредственной подчиненности или подконтрольности;
— прекращение гражданства РФ или наличие гражданства иностранного государства (подданства, вида на жительство или иного документа);
— при поступлении на гос. службу, предоставление заведомо ложных сведений или подложных документов и т. д.
Статья 17 Федерального закона № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регламентирует основные запреты государственных гражданских служащих.
К ним относится:
— занятие предпринимательской деятельности (как лично, так и через доверенных лиц);
— получение, покупку ценных бумаг, по которым возможно получение дохода;
— использовать гос. имущество, средства материально-технического и иного обеспечения не связанных с исполнением должностных обязанностей;
— использовать в своих интересах или разглашать сведения и иную служебную информацию, которые отнесены к сведениям конфиденциального характера;
— при предвыборной агитации или для агитации по вопросам референдума, использовать преимущества своего должностного положения и т. д.
Перечень запретов государственных служащих также обширен как и количество его обязанностей.
На современном этапе развития суверенного российского демократического правового государства одной из важнейших проблем административной реформы является реформа государственной службы и ключевого лица системы государственной службы — государственного служащего и его правового положения. Именно поэтому важно юридически верно, четко и детально регламентировать правовое положение государственного служащего.
Литература:
- Охотский, Е. В. Государственная служба: учебник и практикум для вузов/Е. В. Охотский [и др.]; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 340 с. —Текст: электронный//Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490079.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».