Административно-правовые аспекты обеспечения государственного санитарного надзора в г. Минске | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чепелев, С. Н. Административно-правовые аспекты обеспечения государственного санитарного надзора в г. Минске / С. Н. Чепелев, В. В. Жуковский, Н. А. Заяц. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 571-573. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97050/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье проанализированы административно-правовые аспекты обеспечения государственного санитарного надзора в г. Минске за период с 2016 по 2019 гг. По результатам исследования выявлен дисбаланс, заключающийся в том, что либерализация предпринимательской деятельности способствует росту количества объектов с установленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Беларусь.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, государственный санитарный надзор, контрольная (надзорная) деятельность, административно-правовое обеспечение.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одной из основных задач, стоящих перед здравоохранением Республики Беларусь [1]. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [2]. Функцию по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Беларусь выполняет санитарно-эпидемиологическая служба [3]. Ведущим учреждением, обеспечивающим санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, является центр гигиены и эпидемиологии, основными целями деятельности которого являются: управление качеством среды обитания, повышение санитарной культуры населения, внедрение здорового образа жизни, разработка и реализация нормативных правовых актов по проблемам санитарно-эпидемиологического благополучия населения [3]. Стратегическая задача, стоящая перед санитарно-эпидемиологической службой, — выполнение межотраслевых функций по интеграции, координации, организации и контролю деятельности по всем направлениям укрепления здоровья населения. Целью государственной политики в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является выявление стратегических направлений эффективного и оптимального административно-правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Беларусь и внесение предложений по повышению эффективности его правового регулирования.

Цель исследования — проанализировать особенности административно-правового обеспечения государственного санитарного надзора в г. Минске.

В качестве источников исследования проанализированы ежегодные сведения из отчетов, предоставленных государственным учреждением «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», по результатам государственного санитарного надзора по г. Минску в 2016–2019 годах. В данных отчетах было исследовано количество проведенных плановых, выборочных, внеплановых проверок и мониторингов, изучено наличие либо отсутствие нарушений у объектов, подвергнутых разным формам контрольной (надзорной) деятельности, проанализирована административная ответственность лиц за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Также было осуществлено научное толкование различными способами нормативных правовых актов, регулирующих санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Беларусь, с учетом вносимых изменений и дополнений в них в исследуемых период.

В ходе государственного санитарного надзора по г. Минску за период с 2016 по 2017 г. было проведено 6640 проверок. Со второй половины 2017 г. плановые проверки не проводились, поскольку был введен мораторий Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», действовавший до 01.01.2019 (начиная с 2019 г. плановые проверки были заменены на выборочные) [4]. Также данным Указом были изменены основания для начала внеплановых проверок, в частности убрали такое основание, как «получение доказательств по делу об административном правонарушении». Еще одним важным событием стало вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 23 ноября 2017 г. «О развитии предпринимательства», который способствовал значительной либерализации предпринимательской деятельности [5]. Данный Декрет включает в себя следующие основные принципы: приоритетность направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за со-вершенные субъектами хозяйствования нарушения; персонализация ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан. Установлено, что в 2016 г. было проведено 4760 проверок, из которых 2654 (59,87 %) плановых и 2106 (40,13 %) внеплановых. В 2017 г. было проведено 1880 проверок, из которых 1534 (78,21 %) плановых и 346 (21,79 %) внеплановых.

По результатам проведении плановых проверок был проверен 3641 объект в 2016 г. (нарушения были установлены на 3531 объекте) и 2010 объектов в 2017 г. (нарушения были установлены на 1938 объектах). По результатам внеплановых проверок был проверен 2441 объект в 2016 г. (нарушения были выявлены на 2112 объектах) и 560 объектов в 2017 г. (нарушения были выявлены на 525 объектах).

При анализе мониторингов, проведенных при осуществлении государственного санитарного надзора по г. Минску за период с 2016 по 2019 гг. было установлено, что всего проведено 23975 мониторинга, из которых 2689 (11,22 %) — в 2016 г., 5176 (21,59 %) — в 2017 г., 7797 (32,52 %) — в 2018 г. и 8313 (34,67 %) — в 2019. Выявлено, что наблюдается тенденция к росту числа мониторингов при осуществлении государственного санитарного надзора по г. Минску с 2016 по 2019 гг.

В 2016 г. в ходе мониторингов было охвачено 8360 объектов, из которых установлены нарушения в 4407 объектах (52,72 %), в 2017 г. — 12657 объектов, из которых в 6981 объектах (55,16 %) установлены нарушения, в 2018 г. охвачено мониторингами 13180 объектов, из которых установлены нарушения в 8841 объектах (67,08 %), в 2019 г. охвачено мониторингами 12248 объектов, из которых установлены нарушения в 9161 объектах (74,80 %). Установлено, что отмечается тенденция к росту числа объектов, на которых были выявлены нарушения по результатам мониторингов, проведенных при осуществлении государственного санитарного надзора по г. Минску за период с 2016 по 2019 гг. Данная тенденция может быть объяснена тем, что в результате не проведения проверок начиная со второй половины 2017 г. и осуществления, в основном, мер профилактического (предупредительного) характера при проведении государственного санитарного надзора, объекты начали игнорировать соблюдением тех или иных требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что и сказывается на росте числа объектов с нарушениями. Данный факт может свидетельствовать о том, что предупредительно-профилактический подход не является достаточно эффективным, поскольку рост объектов с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к возникновению как инфекционных, так и неинфекционных заболеваний у населения.

По результатам анализа изменений и дополнений в законодательстве, регламентирующем контрольную (надзорную) деятельность органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, по г. Минску за период с 2016 по 2019 гг. выявлен феномен «перекреста» («ножниц»): чем более лояльно отношение к поднадзорным субъектам хозяйствования (применяются меры профилактического и предупредительного характера, также в разы меньше привлекается объектов к административной ответственности, нежели проводятся выборочные и внеплановые проверки, которые при выявлении нарушений сопровождаются административной ответственностью), тем больше нарушений в данных объектах выявляется, причем с каждым годом доля объектов с установленными в них нарушениями растет.

Литература:

1. Жукова, Н. П. Государственный санитарный надзор г. Минска. Выявление нарушений и профилактика / Н. П. Жукова // Государственный контроль: анализ, практика, комментарии. — 2015. — № 4. — С. 42–43.

2. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь от 07 января 2012 г. № 340-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2019 г. № 217-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022.

3. Глушанко, В. С. Организация деятельности службы государственного санитарного надзора: учеб.-метод. Пособие / В. С. Глушанко, А. П. Тимофеева, А. П. Грузневич. — Витебск: ВГМУ, 2013. — 144 с.

4. О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022.

5. О развитии предпринимательства [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 23 ноября 2017 г., № 7: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.04.2020 г. № 143 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный санитарный надзор, минск, Беларусь, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушение, нарушение были, проверка, санитарно-эпидемиологическое законодательство, административная ответственность, административно-правовое обеспечение.


Ключевые слова

санитарно-эпидемиологическое благополучие, государственный санитарный надзор, контрольная (надзорная) деятельность, административно-правовое обеспечение

Похожие статьи

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования

В статье государственный контроль и надзор в сфере недропользования рассматривается как позитивная деятельность государства по регулированию процессов отношений в области недропользования в интересах ее граждан и обеспечения минерально-сырьевой безоп...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация

В статье на основе рассмотрения существующих подходов к определению контроля и надзора в административно-правовой науке и законодательстве раскрывается административно-правовое содержание и определяются границы контрольно-надзорной деятельности Госав...

Применение форматно-логического контроля при проверке сертификатов соответствия и деклараций о соответствии средств, обеспечивающих пожарную безопасность и пожаротушение

Статья посвящена процедуре подтверждения соответствия средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. В статье авторы проводят анализ нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности и работы контрольно-надзорных органо...

Профилактика внутрибольничных инфекций — требование времени

В данной публикации раскрываются результаты и достигнутые успехи в области профилактики внутрибольничной инфекции в Республике Узбекистан. Разработанные новые санитарно-эпидемиологические правила, касающиеся профилактики внутрибольничной инфекции буд...

Административно-правовые основы охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности

В данной статье автор освещает основные законодательные нормы, регулирующие вопросы санитарно-эпидемиологического направления, а также отмечает, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции, был задействован весь их спектр. Однако, по мнению некот...

Организационно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы надзорной деятельности природоохранных прокуратур за соблюдением законодательства в экологической сфере. Приводятся научные точки зрения, статистические данные о количестве правонарушений...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

Значение архитектурных особенностей строений при обеспечении пожарной безопасности образовательной организации

Исследование посвящено изучению вопросов обеспечения пожарной безопасности в рамках комплексной безопасности образовательных учреждений. Рассмотрены требования норм законодательства к зданиям и сооружениям образовательных учреждений, а также уделено ...

Похожие статьи

Актуальные проблемы законодательного регулирования контрольно-надзорной деятельности в сфере промышленной безопасности

В статье приведены объективные факты, указывающие на необходимость реализуемых в настоящее время преобразований нормативно-правовой базы, регулирующей контрольно-надзорную деятельность в сфере промышленной безопасности, показана необходимость дальней...

Регламентация государственного контроля и надзора в сфере недропользования

В статье государственный контроль и надзор в сфере недропользования рассматривается как позитивная деятельность государства по регулированию процессов отношений в области недропользования в интересах ее граждан и обеспечения минерально-сырьевой безоп...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация

В статье на основе рассмотрения существующих подходов к определению контроля и надзора в административно-правовой науке и законодательстве раскрывается административно-правовое содержание и определяются границы контрольно-надзорной деятельности Госав...

Применение форматно-логического контроля при проверке сертификатов соответствия и деклараций о соответствии средств, обеспечивающих пожарную безопасность и пожаротушение

Статья посвящена процедуре подтверждения соответствия средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. В статье авторы проводят анализ нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности и работы контрольно-надзорных органо...

Профилактика внутрибольничных инфекций — требование времени

В данной публикации раскрываются результаты и достигнутые успехи в области профилактики внутрибольничной инфекции в Республике Узбекистан. Разработанные новые санитарно-эпидемиологические правила, касающиеся профилактики внутрибольничной инфекции буд...

Административно-правовые основы охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности

В данной статье автор освещает основные законодательные нормы, регулирующие вопросы санитарно-эпидемиологического направления, а также отмечает, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции, был задействован весь их спектр. Однако, по мнению некот...

Организационно-правовые основы прокурорского надзора за исполнением экологического законодательства

В данной статье рассматриваются организационно-правовые основы надзорной деятельности природоохранных прокуратур за соблюдением законодательства в экологической сфере. Приводятся научные точки зрения, статистические данные о количестве правонарушений...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

Значение архитектурных особенностей строений при обеспечении пожарной безопасности образовательной организации

Исследование посвящено изучению вопросов обеспечения пожарной безопасности в рамках комплексной безопасности образовательных учреждений. Рассмотрены требования норм законодательства к зданиям и сооружениям образовательных учреждений, а также уделено ...

Задать вопрос