Функции колоративной лексики в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 874 раза

Библиографическое описание:

Лобода, Е. И. Функции колоративной лексики в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» / Е. И. Лобода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 590-592. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96999/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматривается колоративная лексика в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Главное внимание обращено на семантику черного, красного и белого цветов. Доказывается, что колоративная лексика является важным изобразительно-выразительным средством и помогает понять художественный замысел автора.

Ключевые слова: колоратив, цвет, семантика, пейзаж, портрет, И. А. Бунин, рассказ «Чистый понедельник», цикл «Темные аллеи».

Использование колоративной лексики в художественном произведении не только отражает своеобразие стиля автора, его творческую индивидуальность, но и формирует в воображении читателя определенные эмоции и ассоциации.

Мастером цветописи, несомненно, можно назвать И. А. Бунина: в каждом его прозаическом произведении разнообразно представлено всё богатство колоративной лексики.

Обратившись к рассказу «Чистый понедельник», мы решили посмотреть, как колоративы помогают раскрыть художественный замысел автора.

Цветовая палитра произведения представлена такими прилагательными как серый ( день ) 2, с. 197, зеленые ( звезды ) 2, с. 198, розовые ( рябчики ) 2, с. 199, смугло - янтарное ( лицо ) 2, с. 199, золотые ( застежки ) 2, с. 199, желтоволосая ( Русь ) 2, с. 200, синеватые ( пятнагалок ) 2, с. 201, голубая ( лента ) 2, с. 202, сизая ( морда ) 2, с. 202, малиновый ( жгут ) 2, с. 205.

Однако преобладающими в художественной системе являются колоративы черный, белый и красный . Они встречаются на протяжение всего повествования и несут дополнительную смысловую нагрузку.

Черный цвет в русской культуре является символом печали и смерти. Часто он сопутствует описанию злых сил, предвещает неприятные события и беды. В анализируемом произведении чёрный цвет выступает в своем традиционном значении.

Символично уже само название цикла «Темные аллеи», в который входит рассказ «Чистый понедельник». С точки зрения О. А. Мещеряковой, «семантика прилагательного темный определяется не только физической сущностью света и цвета, но и эстетическими понятиями, нравственными категориями» . 3, с. 54 Использование адъектива темный в заглавии говорит не столько о малом количестве освещения, сколько о скрытых от посторонних глаз душевных переживаниях и страданиях человека.

В самом начале рассказа И. А. Бунин использует микрополе черного цвета и его оттенков при изображении московского вечера: « Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов — и разгоралась вечерняя , освобождающаяся от дневных дел московская жизнь; … в сумраке уже видно было, как с шипением сыпались с проводов зеленые звезды — оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие». 2, с. 197–198 С. Хэ отмечает: « Такие описания темных сумерек заставляют читателей испытать грусть и унылость, тяжесть в душе. Так писателем умело достигается перлокутивный эффект тревожного ожидания чего-то негативного. И. Бунин уже в начале повествования намекает на некий плохой финал». 5, с. 198 Описание городского пейзажа в темных оттенках усиливает напряжение, подчеркивает обыденность происходящих событий, предвещает грядущие изменения.

Встречи пары также всегда происходят в мрачной обстановке: «Приезжая в сумерки , я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем, … сидел возле нее в полутьме , не зажигая огня» ... 2, с. 200 Использование существительных, имплицитно указывающих на черный цвет, подчеркивает сложные отношения между героями. Сам рассказчик говорит о неопределенности их совместного будущего.

Нельзя не сказать о главной героине рассказа. Это противоречивая, умная, красивая, любящая развлечения девушка. В ее образе доминирующим является именно черный цвет. Внешность девушки индийская: у нее черные густые волосы , черные , как уголь , брови, темный пушок над верхней губой. Одежда, которую надевает героиня на протяжении всего рассказа, преимущественно в черных тонах: это и черные ботинки , и черные перчатки , и черное платье . Даже в Чистый понедельник девушка одета во все черное. Преобладание данного колоратива создает, с одной стороны, образ страстной натуры, а с другой — скрытной особы. Так, указывается на молчаливость девушки, ее постоянную погруженность в свои мысли. В. С. Шляпина отмечает, что «героиня растворяется в темноте, так как не стремится к счастью, ей не нужна ни светская жизнь, ни семья, она стремится к очищению через страдание». 6, с. 134 Черный цвет в образе девушки подчеркивает ее загадочность, таинственность, а также противоречивость ее внутреннего мира.

Таким образом, лексемы микрополя черного цвета в рассказе передают грусть, создают мрачный колорит, усиливают печальную тональность рассказа, намекают на дальнейшее расставание, отмечая при этом всю сложность образа главной героини.

Эти значения усиливают оттенки красного цвета , символизирующего страсть, любовь, опасность и душевное напряжение.

На фоне хмурой и темной Москвы выделяются кирпично-кровавые стены Новодевичьего монастыря. Употребление сложного прилагательного, первая часть которого выступает в прямом значении, а вторая — в переносном, лишь подчеркивает напряженность событий.

Гранатовое платье героини особенно выделяется на фоне ее восточной внешности. Такого же цвета и туфли героини в самом начале повествования. Дважды подчеркиваются пурпурные губы девушки. По мнению М. В. Никифоровой, «гранатовое платье свидетельствует о страстности героини, плотском искушении, так как в гранатовом цвете отражено сочетание таких цветов, как красный и чёрный». 4, с. 23 Использование единицы, в семантике которой присутствует сравнение с плодом, создает образ не кроткой, а волевой девушки.

«Вполне вероятно, что красный позволяет писателю передать семантику напряженных поисков героини, ее духовных мучений и терзаний», — объясняют О. В. Богданова, Ц. Лю. 1, с. 14 Микрополе красного цвета усиливает негативную семантику черного, добавляет тревогу и напряжение.

Белый цвет в рассказе носит традиционное значение чистоты и невинности.

Действие происходит накануне Чистого понедельника. Это первый день Великого Поста, время задуматься над своими поступками. Уже в названии произведения адъектив Чистый вызывает определенные цветовые ассоциации: чистый значит не имеющий грязи, белый, светлый.

Темным оживленным городским улицам с большим количеством людей Бунин противопоставляет уединенные тихие места. Прогулка по кладбищу описана без определённых цветовых номинаций: « Скрипя в тишине по снегу , мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было светло , дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее …». 2, с. 203 Проводится ассоциативная параллель с конкретными природными явлениями: такие слова как « снег » и « иней » рисуют картины в светлых оттенках. Здесь колоратив белый указывает на чистоту, начало чего-то нового.

Подобный пейзаж возникает и в следующей картине: « Дорогой молчала, клоня голову от светлой лунной метели, летевшей навстречу. Полный месяц нырял в облаках над Кремлем, — «какой-то светящийся череп», — сказала она». 2, с. 207 Белый цвет снова не называется. Но образы метели, луны и месяца вызывают ассоциации с прозрачностью, белизной и бледностью. По мнению С. Хэ, луна — « предзнаменование разлуки героев, зловещий признак». 5, с. 7 Действительно, это последняя встреча героев перед расставанием.

В конце рассказа героиня предстаёт уже не в привычном для нее черном цвете — она вся в белом. «Переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте наблюдается в заключительной части рассказа. Здесь четыре раза повторяется слово «белый», дающее код к дешифровке главной идеи рассказа», — заключает М. В. Никифорова. 4, с. 24 Это следующие словосочетания: «княгиня в белом » 2, с. 210, « белый обрус » 2, с. 210, « белая вереница поющих» 2, с. 210, « белый платок» 2, с. 210. Именно в Чистый понедельник героиня очищается от всего греховного и находит свою любовь в служении Богу. Она предпочитает забавам и мирской жизни религию. И. А. Бунин показывает очищение души от пошлости с помощью смены колоративов: черные и красные оттенки в описании пейзажа, интерьера, одежды и внешности героини сменяются моносемным прилагательным белый.

Наличие большого количества колоративной лексики свидетельствует о том, что цвет для И. А. Бунина является важным изобразительно-выразительным средством. Писатель использует его для передачи внутренних и внешних характеристик человека, пейзажных зарисовок. Именно колоративы помогают акцентировать внимание читателя на отдельных, наиболее важных моментах повествования.

Таким образом, в «Чистом понедельнике» цвет помогает показать путь от беспокойной жизни к умиротворению, от тьмы к свету.

Колоративная лексика рассказа открывает широкие перспективы для дальнейшего исследования не только сборника «Темные аллеи», но и для изучения всего художественного стиля И. А. Бунина.

Литература:

  1. Богданова, О. В. Образ героини в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» / О. В. Богданова, Ц. Лю. — Текст: непосредственный // Успехи современной науки и образования. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 10–16.
  2. Бунин, И. А. Чистый понедельник / И. А. Бунин // Собрание сочинений в четырех томах / Сост. Н. М. Любимова; ил. Г. Д. Новожилова. — Москва: Правда, 1988. — С. 197–210. — Текст: непосредственный.
  3. Мещерякова, О. А. Ах, тёмен, тёмен мир... (роль «цветовых» слов в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи») / О. А. Мещерякова. — Текст: непосредственный // Русский язык в школе. — 2008. — № 9. — С. 54–58.
  4. Никифорова, М. В. Цветосветовая символика в рассказе И. А. Бунина «чистый понедельник» / М. В. Никифорова. — Текст: непосредственный // Современные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и вузе: Материалы межрегиональной научно- методической конференции, Кострома, 28 октября 2019 года / Отв. редакторы Н. Г. Коптелова, М. А. Фокина. — Кострома: Костромской государственный университет, 2020. — С. 20–25.
  5. Хэ, С. Цвет как инструмент создания семантики трагического в рассказе И. А. Бунина «чистый понедельник» / С. Хэ. — Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. — 2020. — № 3. — С. 193–203.
  6. Шляпина, В. С. Соотношение цветовой палитры женских образов в цикле И. А. Бунина «тёмные аллеи» и иконописи / В. С. Шляпина. — Текст: непосредственный // Научные исследования XXI века. — 2022. — № 3(17). — С. 131–135.
Основные термины (генерируются автоматически): черный цвет, Белый цвет, Чистый понедельник, героиня, изобразительно-выразительное средство, красный, красный цвет, лексика, Темная, художественный замысел автора.


Ключевые слова

пейзаж, цвет, семантика, портрет, И. А. Бунин, колоратив, рассказ «Чистый понедельник», цикл «Темные аллеи»

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины

В статье автор делится опытом своей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством метода погружения в художественные картины, описывает последовательность этой работы с помощью приемов «Волшебный фонарик», «Зоркий глаз», «Вол...

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон»

В статье рассматривается роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон». Отдельное внимание уделяется типам эмоционально-экспрессивной лексики.

Текстовая лексико-тематическая группа «Мир вещей» (на материале романов К. Булычева)

В статье проводится анализ лексических вербализаторов мира вещей, окружающего персонажей в ирреальном пространстве. Объединение слов в текстовые лексико-тематические группы позволяют реконструировать идеографическую картину ирреального мира.

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Похожие статьи

Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины

В статье автор делится опытом своей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством метода погружения в художественные картины, описывает последовательность этой работы с помощью приемов «Волшебный фонарик», «Зоркий глаз», «Вол...

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон»

В статье рассматривается роль эмоционально-экспрессивной лексики в романе «Тихий Дон». Отдельное внимание уделяется типам эмоционально-экспрессивной лексики.

Текстовая лексико-тематическая группа «Мир вещей» (на материале романов К. Булычева)

В статье проводится анализ лексических вербализаторов мира вещей, окружающего персонажей в ирреальном пространстве. Объединение слов в текстовые лексико-тематические группы позволяют реконструировать идеографическую картину ирреального мира.

Мотив страха в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В статье рассматривается чувство страха у персонажей романа «Анна Каренина», которая имеет глубокие корни. Изображение страха, тревоги, боязни являются ключевыми для понимания произведений Л. Н. Толстого, оно позволяет увидеть множество оттенков внут...

Метафора в языке прозы И. А. Бунина (на материале рассказов цикла «Темные аллеи»)

Статья посвящена исследованию метафорических средств изобразительности и создания выразительности в текстах рассказов И. А. Бунина, вошедших в цикл «Темные аллеи». В центре внимания находятся семантические особенности метафор. В результате проведенно...

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Задать вопрос