Взаимосвязь народного танца Республики Коми «шен» и французской кадрили | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Карлова, У. С. Взаимосвязь народного танца Республики Коми «шен» и французской кадрили / У. С. Карлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96921/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье проводится обзор традиционного танца «шен», бытующего в республике Коми, и французской кадрили. Рассматриваются общие черты лексических элементов и построения рисунков данных танцев.

Ключевые слова: традиционная хореография, фольклорный танец, республика Коми, кадриль, шен.

This article provides an overview of the traditional dance «shen» of the Komi Republic and the French quadrille.

Keywords: traditional choreography, folk dance, Komi Republic, quadrille, shen.

В основу данной статьи легли наблюдения автора о взаимосвязи элементов народного танца «шен» республики Коми и французской кадрили. Целью работы является обобщение имеющихся сведений о традиции исполнения танца «шен», бытующего в селениях «Помоздинского куста» Усть-Куломского района республики Коми, анализ танцевальных элементов, заимствованных из французской кадрили и привнесённых народом Коми, а также выявление общих черт танца с французской кадрилью.

Кадриль — французский танец, являющийся разновидностью контрданса, возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX века в Европе. В. Даль в «Толковом словаре» дал такое определение: «Кадриль» — название общественной пляски, обычно в четыре пары». В России танец появился только в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I — 26 ноября 1718 года им был издан указ о введении ансамблей — основным развлечением на которых были танцы. Точной датировки не имеется т. к. под словосочетанием «французская кадриль» могли понимать и популярные в те времена кадрили-котильоны, которые мы привыкли называть «русскими» или «немецкими» кадрилями.

Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе России, начала распространяться у русского народа в начале XIX века. Складывающаяся веками, богатая традициями танцевальная культура оказала огромное влияние на новые преобразования, подчинила кадриль своей национальной манере, стилю и характеру исполнения. В народе кадриль не только претерпевала изменения и совершенствования, но и буквально сочинялась заново, приобретая своеобразие движений и хореографических рисунков. Кадриль впитала в себя исконно русскую самобытную манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построения и название, которое часто изменялось на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. Кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бального танца говорили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но эти «искажения» подарили танцу новую, долгую жизнь.

Анализируя народный танец «шен», можно заметить черты, заимствованные из французской кадрили. Возможно, во времена широкого распространения французской кадрили, народ Коми познакомился с ней ближе, взяв из неё какие-либо особенности, и создал на её основе свой собственный танец, оставив лёгкое и простое название. Народные исполнители не вникали в смысл и историческую принадлежность французских кадрилей, следовательно, и их значение объяснить не могли. Можно сделать предположение, что название «шен» могло произойти от названия одной из фигур французской кадрили, которая называлась «шен» и по порядку исполнялась в самом начале. Помимо этого, во французской кадрили некоторые фигуры, исполняющиеся парами vis-à-vis (лицом к лицу), имели в своём названии «chaine» («Chaine de Dames», «Chaine Anglaise»), что могло повлиять на то, что традиционный танец «шен» почти во всех фигурах исполняется парами лицом к лицу, линейно.

Если быть точнее, то Chaine Anglaise даже не первая фигура французской кадрили, а элемент, который исполняется в начале кадрили, и это не единственный элемент. Подобных элементов с употреблением «chaine» во французской кадрили было два. Второй из них носил название Chaine de Dames. «Шен» — известная выступка, приём в пляске, «переборка», проход. Также, «шеном» в некоторых региональных традициях называется известная народная игра «тетера», «заметелица», имеющая разные локальные тексты. По народной этимологии, название «шен» происходит от коми-зырянского «шенасьны» — размахивать руками, махи, размахивание. Это движение характерно для «челночных» переходов в 6-й фигуре «Сад йöрин ке ныв гуляйтэ» («Во саду ли, в огороде»). В настоящее время 6-я фигура, а именно «шен», называется «киосьöм» (подавание руки). В элементе «Chaine de Dames» пары идут навстречу друг другу, подавая правые руки партнёру — визави.

Можно предположить, что элемент подачи рук партнёру для приглашения на танец заимствован именно у французов, только у коми он был переформирован в более шуточную форму, где юноши (девушки), подойдя к своей партнёрше (партнёру), грозят ему пальцем. Сначала они делают это правой рукой, одновременно притопывая правой ногой, затем наоборот. Такое своеобразное приглашение, по словам исполнителей, означает то, что во время танца партнёры должны хранить друг другу верность т. к. им придётся часто находиться вдали друг от друга и танцевать с другими партнёрами. Такое приглашение остаётся неизменным для всех участников танца.

Чижик

В танце «шен» начальный, «демонстрационный» элемент почти постоянно показывают одна или две пары. Возможно, такой способ «заигрывания» перенят у французской кадрили, поскольку в ней исполнение танца предполагало взаимодействие только двух пар. Первые упоминания о таком исполнении появляются в уже в первой половине XIX века, в романе «Евгения» 1836 г. Пять из шести фигур танца «шен» построены линейный типом кадрили, что также является одной из схожих черт с французской кадрилью.

Имеется раннее упоминание 1876 года о способе исполнении кадрили в колонну большим числом пар. В дальнейшем подобное построение встречается наравне с квадратным строением. Авторы подчёркивают, что построение в колонну происходит параллельно стенкам зала, за счёт чего задействовано всё его пространство. Колонна зачастую была одной, но имеются описания Стуколкина Л. П. о построении нескольких колонн. В третьей фигуре, которая называется «роч», парень и девушка при встрече обходят друг друга, не берясь при этом за руки. Такой элемент, исполняемый как одной, так и двумя парами, встречается во французских кадрилях. Например, когда две пары переходят на места vis-à-vis (лицом к лицу), обходя друг друга так, чтобы дама первой пары прошла между дамой и кавалером второй пары, а дама второй пары между кавалером и дамой первой пары. Такой парный «обход» помимо республики Коми распространён на территории всего Русского Севера.

Березка

Ещё одним признаком схожести французской кадрили и танца «шен» является количество фигур. Все имеющиеся источники сходятся во мнении, что ранее французская кадриль представляла из себя строгую последовательность из шести основных фигур. Несмотря на то, что названия фигур (Pantalon, L’Été, Poule, Trénis, Pastorelle, Finale) были известны в России, народ видоизменял их, придумывая новые названия (Марш, Чижик, Роч, Берёзка, Ночка, Во саду ли, в огороде), а иногда вовсе используя вместо французских слов номерной порядок.

Проанализировав народный танец республики Коми «шен» и французскую кадриль, можно сделать вывод о схожести их лексических элементов и форм построения. Черты, присущие французской кадрили, с появлением в России, в частности на Русском Севере, не искоренились, а были адаптированы народными исполнителями, и лаконично внедрились в традиционную культуру местной традиции.

Литература:

  1. Чисталев П. И. Коми народные танцы / П. Чисталев, И. Скляр. — Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. — 151 с., Даль В. И.
  2. Толковый словарь В. И. Даля для школьников: содержит более 10 000 слов. — Минск: Харвест, [2010]. — 511 с.
  3. Интернет-ресурс, https://docs.google.com/document/d/1Ky0ZleiTyggLoy3Com5YpBa4NvM7haN5Bq35SQ3qlDs/edit# Дата обращения: 10.11.2022.
  4. Интернет-ресурс https://old.hda.org.ru/ Дата обращения: 10.01.2022.
  5. Интернет-ресурс http://hdances.ru/ Дата обращения: 10.11.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): французская кадриль, пар, кадриль, республика Коми, Россия, фигура, друг друга, народный танец, Русский Север, традиционный танец.


Ключевые слова

Республика Коми, традиционная хореография, фольклорный танец, кадриль, шен

Похожие статьи

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Импровизация в народной пляске на основе базовых элементов

В данной статье рассматривается русская народная пляска, ее особенности, импровизация на основе простейших форм народной хореографии.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Локальные школы национального танца Узбекистана

В статье рассматриваются особенности хореографического языка танцевальных школ различных регионов Узбекистана. Развиваясь с древних времен, танцевальные школы получили значение яркого художественного явления национального искусства Узбекистана.

Театр танца как феномен хореографического искусства (на примере Севастопольского Академического театра танца имени Вадима Елизарова)

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Песни и обряды советской туристической школы

Цель данного исследования — разбор феномена советских туристических песен и ритуалов, именно с точки зрения обрядового фольклора.

Похожие статьи

К вопросу о сценическом оформлении танца. Костюм

В статье рассматривается создание костюма, дается описание тра-диционного костюма для испанского танца «Арагонская Хота», анализиру-ется его связь с танцевальной культурой.

Импровизация в народной пляске на основе базовых элементов

В данной статье рассматривается русская народная пляска, ее особенности, импровизация на основе простейших форм народной хореографии.

Изучение хоровода как одной из форм русского народного танца

Статья посвящена особенностям изучения одной из форм традиционного русского танца — хороводу, его истории, основным рисункам и техникам исполнения.

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Этапы построения занятия по народной хореографии у учащихся фольклорных отделений детской школы искусств

В статье дается характеристика основных этапов построения занятия, по народно-бытовой хореографии у учащихся ДШИ. Данная разработка создана на основе личного опыта, а так же с использованием теоретических и практических разработок выдающихся преподав...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Локальные школы национального танца Узбекистана

В статье рассматриваются особенности хореографического языка танцевальных школ различных регионов Узбекистана. Развиваясь с древних времен, танцевальные школы получили значение яркого художественного явления национального искусства Узбекистана.

Театр танца как феномен хореографического искусства (на примере Севастопольского Академического театра танца имени Вадима Елизарова)

Классификация традиционной хореографической культуры узбекского танца

В данной статье автор раскрывает и даёт краткий обзор узбекского танца в исторической перспективе, а также этап развития узбекской хореографии в области этнохореогафии.

Песни и обряды советской туристической школы

Цель данного исследования — разбор феномена советских туристических песен и ритуалов, именно с точки зрения обрядового фольклора.

Задать вопрос