В статье рассмотрены основные проблемы участников инвестиционно-строительной деятельности. Проведен анализ и предложены способы реструктуризации отношений участников инвестиционного процесса.
Ключевые слова: инвестиционный процесс, инвестиционный проект, строительство, инвестор, эффективность деятельности, финансово-строительные группы, департамент.
Инвестиционная стратегия материализации накопления включает в себя исследование современных приоритетов и параметров инвестиционного процесса, инвестиционной политики, создание эффективного механизма функционирования и управления инвестиционным процессом в строительстве. Целесообразно объединить все эти фирмы в единую интегрированную структуру, осуществляющую свою деятельность либо самостоятельно, либо в составе крупной корпоративной структуры (в данном случае рассмотрим интеграцию этих фирм в структуру финансово-строительных групп (ФСХ)). При увеличении масштабов деятельности ФСХ рациональной будет интеграция специфических участников инвестиционного процесса, т. е. (далее департамент). В функцию этого департамента входит доведение соинвесторам и финансовой составляющей ФСХ целесообразности и привлекательности именно данного инвестиционного проекта, согласование направлений и механизмов инвестирования с возможностями и потребностями ФСХ и соинвесторов, сопоставление ожидаемого эффекта с возможными рисками и потерями, предложение оптимального механизма взаимодействия соинвесторам инвестиционного процесса, а также принятие на себя полного объема функций по планированию, мониторингу и организации воплощения проекта [2, 3]. Алгоритм, функционально структурирующий деятельность департамента по оказанию консультативных и управленческих услуг в инвестиционной сфере в процессе реализации инвестиционного проекта, можно кратко изложить как совокупность таких этапов [4]: Первоочередной задачей департамента является его организационно-правовое оформление в виде определенной организационной структуры. Департамент должен определиться по приемлемым для него формам взаимодействия с руководством ФСХ и другими участниками инвестиционного проекта. После окончательной разработки функционального назначения и стратегии департамента и адекватной оценки собственных возможностей в предоставлении специфических услуг на инвестиционном рынке при наличии избыточных департамент имеет возможность прибегнуть к поиску потребителей собственных услуг — внешних инвесторов. Результатом согласования роли, места, функций и возможностей департамента в обеспечении интересов ФСХ в процессе реализации инвестиционного проекта является разработка бизнес-плана инвестиционного проекта и заключение сделок с дополнительными внешними инвесторами. Следующим шагом является анализ инвестиционных возможностей ФСХ, ее мотивации, намерений и ожиданий от реализации инвестиций. В соответствии с пятым этапом осуществляется анализ рынка объектов реальных инвестиций. Приняв решение о целесообразности реализации конкретного инвестиционного проекта руководство ФСХ поручает департаменту провести его технико-экономическое исследование. Последующая оценка объектов инвестирования осуществляется на этапе технико-экономического обоснования. Проверка технической способности объектов вложений — проектов включает три направления: производственное, строительное, инвестиционное [5]. Заключительным шагом к началу инвестиционного процесса является разработка комплексного инвестиционного бизнес-плана (инвестиционного паспорта) с участием департамента для дальнейшего его представления на рассмотрение и утверждение в банк или другое учреждение, осуществляющее финансово-кредитное обслуживание проекта в составе ФСХ или его совместное инвестирование вместе с внешними инвесторами. В этом плане на основе ранее проведенных ТЭД и ТЭО обосновывается целесообразность и эффективность реализации проекта, гарантирующих возвратность реализации проекта, гарантирующих возврат кредитных средств и процентов по ним [7].
Кредит имеет высокую цену, пользование им требует безупречной мотивации. Кроме мотивированной функции быстрого реагирования на своевременный возврат кредитов для инвестирования, предлагаемого к строительству объекта, инвестиционный план решает оперативно-тактическую функцию комплексной подготовки и реализации инвестиционной деятельности (проектирование, строительство, эксплуатация). В инвестиционном плане указываются механизмы управления инвестиционным проектом, функции и отношения участников, формы контроля за проектированием, строительством и эксплуатацией готовых производственных мощностей. Инвестиционный план рассчитывается на эффективный жизненный цикл до полной амортизации основных фондов. Утверждением инвестиционного плана руководством ФБХ и соответствующим финансово-кредитным учреждением завершается первая стадия деятельности департамента. Теперь можно подвести первые выводы относительно эффективности выполнения департаментом своих функций в данном инвестиционном проекте и внести необходимые коррективы в процесс управления в дальнейшем департаментом в соответствии с делегированными полномочиями департамент принимает на себя ответственность за организацию конкурсов на выполнение проектно-изыскательских работ, участвует в организации тендера на выполнение подрядных работ с целью выбора подрядчика, который лучше удовлетворял бы условиям инвесторов, а также в разработке соглашений заказчика с генподрядчиком и другими функциональными участниками проекта. Если департаменту условиями соглашения делегированы соответствующие полномочия, то он может осуществлять определенную работу по непосредственному управлению натурной реализацией проекта, выполняя мониторинг отклонений в реализации проекта и разрабатывать основы для их устранения. Завершением работы департамента в рамках данного инвестиционного проекта является прием готовых к эксплуатации вновь (реконструированных) зданий и сооружений, введение их в эксплуатацию для производства продукции, то есть завершение натурной реализации инвестиционного проекта. Важность и сложность задач, стоящих перед департаментом в процессе реализации инвестиций, требующих взвешенных подходов к формированию такой организационной структуры управления, которая бы отвечала стратегическим планам ФСХ, обеспечивала бы департаменту эффективное взаимодействие с руководством ФСХ и внешними инвесторами и другими участниками инвестиционного проекта, стала бы залогом достижения намеченных целей и задач. Понятно, что организационная структура не может оставаться устойчивой, поскольку претерпевают изменения ее внешнее окружение, а также стратегия и задачи. При ее построении следует использовать преимущества функциональной департаментализации и адаптивных (проектных и матричных) структур. Департамент по предоставлению управленческих услуг в инвестиционной сфере как эффективное звено, интегрированное в состав организационной структуры ФСХ при предоставлении должного уровня полномочий от совета инвесторов на осуществление действий по управлению инвестиционным проектом, может стать одним из важных участников и активных регуляторов инвестиционной рыночной среды в строительной отрасли 2, 3]. Такой подход расширяет возможности инвестиционной деятельности, позволяет использовать параметрические эффекты, в случае необходимости дает право добавлять новые эффекты, теоретически не ограничивая их количество, упрощая процедуру экспертной оценки данных. Вместе с тем оптимальная последовательность выполнения проектов станет известна только после разработки по методам управления проектами расписания мультипроекта и его оптимизации. Когда известна реальная картина основного производства и четко осознаны направления его дальнейшего развития, не существует принципиальных трудностей оценки затрат, необходимых для модернизации предприятий или строительства новых для соответствующих отраслей. Затруднения возникают как при получении инвестиций, так и при оплате за их использование, особенно если заказать их на покрытие всей суммы необходимых инвестиционных расходов или, по крайней мере, большей части. Поэтому, во-первых, следует тщательно проанализировать выполняемый мультипроект на предмет поиска внутренних резервов, способных покрыть хотя бы часть инвестиционных проектных расходов [7]. Такие возможности есть даже в неприбыльных социально значимых проектах модернизации предприятий, на которых существует прибыль, хотя и в неявном виде. Следовательно, объединенные в одну финансово-строительную группу структуры дают возможность более эффективно использовать инвестиции.
Правомерным будет рассмотрение взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса в виде сложной и вероятностной системы. Ниже представлен ряд признаков, которые об этом говорят:
— единая цель;
— большое количество элементов;
— каждый из этих элементов относительно независим в своем поведении;
— сложные внутренние связи и взаимоотношения;
— состояние системы обладает вероятностным характером.
Цель ее функционирования заключается в том, чтобы своевременно ввести объекты в эксплуатацию. Элементами системы являются взаимоотношения, которые складываются между теми или иными участниками определенного инвестиционного цикла.
На ее функционирование влияет большое количество различных случайных факторов, поэтому и нужно говорить о вероятностном характере состояния этой системы [2].
В процессах строительства объекта принимают участие поставщики, заказчики, проектировщики, специализированные стройкомпании, подразделения МТС, производственно-технической комплектации и механизации. Их взаимоотношения должны быть урегулированы.
И в этих целях требуется правовая база, не имеющая каких-либо недостатков, что наблюдается во многих современных договорах. Далее будут представлены некоторые противоречия отношений заказчика и генподрядчика в рамках договоров.
Управление такими взаимоотношениями нужно рассматривать в:
— экономическом;
— организационном;
— правовом аспектах.
Экономический аспект. Он предполагает, что необходимо создать такой механизм мотивации, который побуждал бы каждого участника неукоснительно соблюдать условия договоров. В числе его составляющих: улучшение показателей оценки, работа над финансово-кредитным механизмом, над механизмами нормирования и ценообразования, улучшение форм организации процессов инвестиций и системы экономического стимулирования [3].
Организационный аспект. Данный аспект предполагает совершенствование системы отношений в рамках договоров, которая используется в качестве инструмента для управления интенсификацией. Помимо этого, важно обосновывать условия договоров, что заключается в работе над порядком согласования договоров и их заключения на основании пообъектных графиков взаимодействий между участниками процесса строительства, а также в обосновании выбора конкретных экономических партнеров.
Вероятностный характер строительного производства также должен учитываться для того, чтобы улучшать надежность взаимоотношений между участниками данного процесса.
Правовой аспект заключается в том, чтобы создать систему имущественной ответственности, которая была бы эффективной. В этих целях нужно улучшать методы, используемые для расчета экономических потерь.
Как показала практика, наиболее важный партнер генподрядчика — это заказчик. От заказчика зависит своевременное начало финансирования, обеспечение проектно-сметными документами, всей необходимой техникой, подготовка стройплощадки. Тем не менее, ввиду того, что существуют различия в ведомственном подчинении, а также в системе, используемой для оценки деятельности предприятий генподрядчика, заказчика, иногда генподрядчикам практически невозможно оказывать влияние на заказчика [1].
Отметим, что ранее, когда применялись административно-командные методы управления, были утрачены очень важные принципы правовой, экономической дисциплин, и это стало причиной формализма в подготовке подрядных договоров и их заключении. На это указывает и неучастие юристов в их подготовке, отсутствие взаимосвязи оплаты их труда с результатами работы субъекта хозяйствования. Основной составляющей экономического механизма соблюдение договорной дисциплины по-прежнему не является. Нужно сказать, что этот механизм предполагает совокупность самых разных правовых, экономических, организационных, научно-регламентированных отношений между участниками процесса производства.
Важно реструктуризировать отношения участников инвестиционного процесса, происходящего в строительной сфере, потому что она, предполагая изменения условий ведения предпринимательской деятельности, дает возможность оптимизации сотрудничества между гражданами и предприятиями, создавая за счет этого основу для того, чтобы инвестиции успешно реализовывались в социальную инфраструктуру и производственные сферы в экономике.
Реструктуризацией можно считать ту перестройку взаимоотношений участников инвестиционного процесса как между собой, так и с государством, которая протекает в текущих условиях, когда в экономике страны происходят глобальные перемены. За счет этой реструктуризации участники получили возможность адаптации к внешним изменениям, поиска новых возможностей для себя, а также достижения того, что позицию каждого участника данного процесса признали на законодательном уровне [4].
Сегодня существуют такие наименования для каждого из основных участников инвестиционного процесса (с учетом тех изменений, которые были внесены в ГрК РФ): застройщики; инвесторы; заказчики; лицо, выполняющее инженерные изыскания; лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (ранее — проектировщик); лицо, осуществляющее строительство (ранее — подрядчик).
В отношении позиционирования участника инвестиционного процесса как застройщика, который осуществляет долевое строительство МКД, предъявляют ряд особых требований:
— он должен юридически оформить осуществляемую им деятельность;
— у него должно быть разрешение на строительство;
— на нем лежит обязанность предоставлять проектную декларацию в федеральный государственный орган и любым заинтересованным лицам в целях ознакомления, в целях ее опубликования в СМИ при рекламном способе привлечения денежных средств;
— он должен пройти государственную регистрацию прав собственности застройщика либо же договора аренды земельных участков на цели строительства;
— он должен соблюдать определенный размер собственных денежных средств и пр.
В результате может быть сделан вывод о том, что определения таких понятий, как «застройщик», «заказчик», «заказчик-застройщик», в законодательстве отражают специфику взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса, которая присуща требованиям того или иного закона. В целом, нужно сказать о тождественности данных понятий, так как этим участникам отводится роль управления процессами создания недвижимости [6].
Сложнее всего разработать методологию, используемую для выбора участников процесса, а также для развития партнерства. Ввиду редкой публикации материалов, в которых проводится анализ системы партнерских бизнес-отношений или в которых были бы предложены определенные методики по выбору партнеров и выработке отношений с ними, после обобщения публикаций в рамках данной работы предпринята попытка систематизировать критерии, которые используются в целях отбора наиболее эффективных вариантов партнерских отношений. Предложены два их вида: первый вид данных критериев дает застройщику возможность определения способности того или иного претендента к развитию партнерства (достичь нужного результата с условием взаимодействия с остальными участниками), тогда как второй вид критериев дает возможность оценки каждого кандидата по тем показателям, которые указывают на его потенциал в различных сферах (к примеру, финансовый, кадровый, технический) [5].
Партнерство начнет развиваться после того, как будут рассмотрены уже имеющиеся деловые связи, будут оценены будущие партнеры по предложенным критериям, и после того, как взаимоотношения участников будут развиваться в рамках разработанной программы реструктуризации.
Наконец, нужно сделать вывод о проведенной серьезной реструктуризации инвестиционных взаимоотношений в стране в ходе адаптации ключевых участников данных процессов в строительной сфере к тем реформам, которые проводились в Российской Федерации. Сегодня реструктуризация по-прежнему необходима, но нацеленной она должна быть уже именно на развитие партнерских отношений, что даст участникам таких процессов возможность обеспечения интенсивного, качественного и долговременного сотрудничества. Помимо этого, реструктуризация даст возможность расширения объемов осваиваемых прямых инвестиций.
Нужно вновь сказать о том, что проблема, связанная с организацией согласования совместной деятельности участников, становится первостепенной из-за сложности отрасли строительства, которая обусловлена особенностями ее продукции и множеством участников;
Сейчас обращается недостаточное внимание на систему отношений в рамках договоров, из-за несоблюдения которых происходят макроэкономические и локальные потери, ухудшаются возможности в прогнозировании производственных результатов, в управлении инновационным развитием, а также замедляется введение различных инноваций в практическую деятельность. За счет совершенствования отношений между участниками инвестиционного процесса можно существенно улучшить интенсификацию, а чтобы грамотно и слаженно организовать управление процессами введения инноваций, важно использовать строгую договорную дисциплину и научно обоснованные обязательства по договорам.
Литература:
- Федоренко В. Г. Создание промышленно-денежных групп и трудности управления корпоративными правами // О приватизации: Гос. информ. бюл. — 1999. — № 2.
- Латутин Г. В. Интеграция строительных организаций в финансово-строительные группы // Основы и фундаменты: Науч.-техн. сб. Вып.12. — К.: КНУСА, 2001. — С.47–58.
- Лагутин Г. В. Организационные базы сотворения и функционирования финансовостроительных групп // Градостроение и территориальное планирование: Сб. науч. стир. Вып.8. — К.: КНУСА, 2001. — С.125–136.
- Лагутин Г. В. Формирование структур корпоративного уровня управления финансовостроительных групп // Пути повышения эффективности строительства в условиях формирования рыночных отношений: Сб. науч. стир. Вып. 9. — К.: КНУСА, 2000. — С.122–126.
- Шпаков А. В. Организационные составляющие внутрифирменного планирования в интегрированных предпринимательских структурах // Пути повышения эффективности строительства в условиях формирования рыночных отношений: Сб. науч. стир. Вып.9. — К.: КНУСА, 2001. — С.264–272.
- Шпаков А. В. Организационное проектирование фирм по оказанию управленческих услуг в инвестиционной сфере и основы их эффективного функционирования // Пути повышения эффективности строительства в условиях формирования рыночных отношений: Сб. науч. стир. Вып.10. — К.: КНУСА, 2002. — С.35–44.
- Попов А. Э. Управление развитием водопроводно-канализационного хозяйства города. — Харьков: Основа, 2000. — 160 с.