В статье автор рассматриваетосновные виды взглядов и их коммуникативные функции в рамках окулесики . Особое внимание автор уделяет этнической и гендерной специфике окулесики.
Ключевые слова: невербальная коммуникация, визуальная коммуникация, окулесика, окулистика, язык глаз.
Окулесика является предметом исследования психологов, биологов, этнологов и специалистов в области культурной антропологии. Взгляды и язык глаз в целом являются важнейшими коммуникативными средствами. Следовательно, проблема соотношения словесного и зрительного кодов заслуживает большего внимания со стороны лингвистов и специалистов по межкультурной коммуникации.
Существует несколько определений окулесики, приведем некоторые из них:
«Окулесика — наука о языке глаз и интерактивном глазном, или визуальном, поведении людей» [2, с. 375].
«Окулистика, или глазной контакт, — это наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время коммуникации» [3, с. 121].
«Окулесика/окулистика — исследование зрительного контакта, поведения глаз» [1, с. 282].
Обобщив дефиниции выше, можно вывести следующее определение: окулесика — это наука о языке глаз, зрительном контакте и визуальном поведении людей во время коммуникации.
Окулесика изучает невербальное общение людей при помощи глаз. К основным коммуникативным функциям глаз, по Г. Е. Крейдлину, относятся: когнитивная, эмотивная, контролирующая и регулятивная [2, с. 387].
Согласно определению Е. В. Урысон, взгляд — это «то невидимое, что человек испускает из глаз, когда смотрит на что-либо или кого-либо» [5, с. 23].
Опираясь на функции глаз, можно выделить основные смыслы, выражаемые в коммуникативном акте при помощи взгляда: готовность к коммуникации, влияние на собеседника и контроль над коммуникативной ситуацией, установление контакта и обмен информацией, а также выражение чувств.
Рассмотрим виды взглядов в соответствии с типами ситуаций, в которых они используются.
При формальном взгляде (см. рис. 1) глаза направлены на вершину треугольной области, заключенной между серединой лба и крайними точками внешних сторон глаз собеседника. Данный взгляд используется в деловой ситуации или с незнакомыми людьми. Он меняет атмосферу разговора, делая ее более серьезной, и позволяет «подчинить» собеседника.
Рис. 1. Формальный/деловой/властный взгляд
Во время социального, или дружеского, взгляда (см. рис. 2) глаза перемещаются по треугольной области с вершиной примерно между глазами и основанием на уровне подбородка. Такой взгляд не является агрессивным и угрожающим и используется в безопасной ситуации.
Рис. 2. Социальный/дружеский взгляд
Интимный взгляд (см. рис. 3) опускается от глаз к подбородку и ниже и выражает заинтересованность.
Рис. 3. Интимный/личный взгляд
Существуют различия в визуальном поведении мужчин и женщин. Некоторые из них описаны в книге Аллана и Барбары Пиз «Новый язык телодвижений» [4]. Например, в ходе исследований было выявлено, что мужчины обладают туннельным зрением, в то время как у женщин хорошо развито периферическое и ближнее зрение. Из этого следует, что женщины способны, к примеру, одним взглядом окинуть всю фигуру собеседника сразу, а мужчинам из-за туннельного зрения приходится перемещать взгляд. Кроме того, лабораторные эксперименты показали, что женщины склонны к более длительным глазным контактам, а также лучше мужчин распознают и толкуют эмоции собеседника по выражению его лица, в том числе и по взгляду.
Гендерные различия в глазном поведении подтверждаются наличием в языке словосочетаний, которые в представлении носителей обозначают типично женские или типично мужские виды взглядов. Так, например, в русском языке существуют отдельные гендерно-окрашенные глазные жесты. К чисто женским жестам относятся следующие: хлопать глазами/ресницами, стрелять/поводить глазами. К мужским глазным жестам относятся такие, как «глазеть» или «впериться/пожирать глазами» [2, с. 400].
Помимо гендерных, у окулесики есть и этнические особенности, то есть не существует универсальных для всех народов закономерностей и правил глазного поведения. В основном, культуры противопоставляются по отношению к жесту прямой взгляд в глаза. Есть народы, у которых он высоко ценится и приветствуется, а в некоторых странах, наоборот, считается неуместным и даже оскорбительным.
Рассмотрим отношение разных культур к прямому взгляду подробнее. Прямой взгляд «глаза в глаза» ценится в Европе, США, арабских и некоторых латиноамериканских странах. Там он интерпретируется как проявление открытости и заинтересованности. В странах Ближнего Востока считается важным смотреть прямо в глаза, поскольку благодаря такому жесту можно лучше понять намерения собеседника. Так, в арабских странах даже больше, чем в Европе и Северной Америке приветствуется взгляд «глаза в глаза», так как по поведенческим стандартам не принято вести диалог без поддержания интенсивного глазного контакта.
К странам, в которых избегают смотреть прямо в глаза собеседнику, относятся страны Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии, Восточная Индия, Китай и Япония. Африканцы, азиаты и индийцы считают знаком превосходства или неуважения большое число взглядов в лицо или глаза. В перечисленных выше странах опускать глаза означает проявлять уважение к старшему, а прямой взгляд расценивается как признак невоспитанности или даже вторжение в личное пространство.
В книге Г. Г. Молчановой «Когнитивная поликодовость межкультурной коммуникации» приведена градация допустимого глазного контакта в разных странах по С. Тидерман, на Рисунке 4 эта градация представлена в виде схемы [3].
Рис. 4. Градация допустимого глазного контакта в разных странах
Во время общения с представителями иных культур необходимо помнить о том, что в разных странах правила визуального поведения различаются. Знание особенностей глазного поведения в разных культурах позволит верно толковать значение взглядов и избегать межкультурных конфликтов на почве недопонимания.
Подводя итог вышесказанному, окулесика — это наука о языке глаз, зрительном контакте и визуальном поведении людей во время коммуникации. Виды взглядов различаются по типам ситуаций, в которых они используются. По данному признаку выделяют формальный, социальный и интимный взгляды. Существует четыре функции взглядов: когнитивная, эмотивная, контролирующая и регулятивная. Окулесика имеет свои гендерные и этнические особенности, которые необходимо учитывать во время общения.
Данные, полученные в ходе исследований особенностей глазного поведения людей в культурологическом и межкультурном аспекте, применимы в бизнесе, маркетинге, дипломатии и многих других сферах деятельности, непосредственно связанных с коммуникацией.
Литература:
- Жукова И. Н. и др. Словарь терминов межкультурной коммуникации. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. — 640 с.
- Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика (язык тела и естественный язык). — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с.
- Молчанова Г. Г. Когнитивная поликодовость межкультурной коммуникации (вербалика и невербалика): учеб. пособие. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 209 с.
- Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. — М.: Эксмо, 2019. — 448 с.
- Урысон Е. В. Синонимический ряд лексемы взгляд 1 // Апресян Ю. Д., Богуславская О. Ю., Левонтина И. Б., Урысон Е. В., Гловинская М. Я., Крылва Т. В. / Под общим рук. акад. Ю. Д. Апресяна. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. — Вып. 1. М.: «Языки русской культуры», 1997. — 448 с.