На сегодняшний день все в большее количество областей жизни обычного человека проникают информационные технологии. От будничных занятий до инструментов на работе. И они не могли обойти стороной такую важную вещь как образование. Как же информационные технологии повлияли на образование?
Ключевые слова: образование, обучение, информационные технологии.
Today, information technologies penetrate into more and more areas of the life of an ordinary person. From weekday activities to tools at work. And they could not ignore such an important thing as education. How has information technology affected education?
Keywords: education, teaching, information technologies.
С развитием информационных технологий, их элементы все чаще попадают в обычную жизнь, упрощая и дополняя повседневность обычного человека, и с того момента, как эти технологии стали обыденностью для практически каждого человека, тогда избежать их влияния в учебном процессе стало невозможно.
Информационные технологии в образовательном процессе, как правило, рассматривают в трех аспектах: как объект исследования, как способ обучения и как инструмент автоматизации учебной деятельности [1].
Информационные технологии в сфере образования способствуют [2]:
1) расширению кругозора обучающегося студента;
2) подготовке выпускников вуза к жизни в условиях информационного общества;
3) реализации социального заказа, который ориентируется на процессы глобальной информатизации.
Развитие информационных технологий шло рука об руку с образованием. Очевидно, что чтобы дать современное образование и подготовить новоиспеченного члена общества к самостоятельной жизни, нужно давать ему возможность работать с современными инструментами [3]. Если человек будет получать образование по старым учебникам, не притрагиваясь к новой аппаратуре и технологиям, то можно ли в таком случае назвать его образование полноценным? Вероятно, как минимум, такой человек будет менее приспособленным в обществе, а как максимум, будет невостребованных специалистом, так как не смог нормально освоить образование по специалитету, из-за недостатка знаний в области простейших информационных технологий.
Также информационные технологии упростили рабочий процесс в образовательных учреждениях. Так, офисные принадлежности и инструменты подходили по роду деятельности со школьными, из-за чего быстро находили себе место в образовательных учреждениях. Простейшие компьютеры, которые позволяли учителям взаимодействовать с учениками на расстоянии, давали возможность без проблем распечатать или показать сложный материал в отличном виде от тех, что находятся в учебниках. Например, в виде научного фильма или иного вида мультимедиа. Все это в совокупности (рис. 1) повышало уровень получаемого образования, так как подача материала упростилась.
Рис. 1. Возможности мультимедиа технологий [4]
Старые классные журналы и дневники уже давно изжили себя. Одной из основных целей при информатизации обучения является автоматизация. Новые информационные системы позволяют упростить взаимодействие учителя-ученика и учитель-родитель при помощи различного вида электронных журналов, которые включают в себя функции, связанные с обучением и связью с родителями. А в рамках высшей школы взаимодействие преподаватель-студент может быть организовано посредством электронной научно-образовательной среды [5, 6].
Из-за пандемии коронавируса, образовательным учреждениям срочно понадобился альтернативный способ обучения учеников [6]. Тут и были применены новейшие информационные технологии для связи, такие как Zoom, Discord и другие аналоги, так как обучение было вынуждено уйти на дистанционную форму [7]. В результате уход на дистанционное обучение показал неплохой вариант по эффективности, при условии новизны его использования в образовательных учреждениях. Это открыло возможность школам и институтам при необходимости не прерывать учебный процесс, а продолжить его из дома. В том числе и с применением программных и виртуальных лабораторных комплексов [8].
По итогу, можно сказать, что информатизация довольно существенно повлияла на учебный процесс в школах, но при этом, она только лишь модернизировала процесс обучения, без существенных изменений в самой парадигме оного. При помощи современных инструментов уже давно существует возможность избавится от всеми привычного метода обучения и прийти к чему-то новому, возможно более эффективному.
Литература:
- Чернов, К. С. Влияние информационных технологий на образование и главная проблема современного образования в России / К. С. Чернов, Е. А. Косенко, В. В. Ермолаева // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 358–360.
- Мамедова К. А. IT-технологии как необходимый компонент системы образования // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. — 2016. — № 9 (27). — URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/3526 (дата обращения: 04.11.2022).
- Коваленко, Р. А. Цифровизация образования: проблемы сегодня и в будущем / Р. А. Коваленко, А. А. Сорокин, Е. А. Яковлева // Современное образование: содержание, технологии, качество. — 2021. — Т. 1. — С. 261–264.
- Кравченя, Э. М. Информационные и компьютерные технологии в образовании: учебно-методическое пособие // Белорусский национальный технический институт. — 2017. — С. 14–15.
- Коваленко, Р. А. Научно-образовательная среда и ее перспективное развития / Р. А. Коваленко, А. А. Сорокин // Современные образовательные технологии в подготовке специалистов для минерально-сырьевого комплекса: Сб. науч. тр. III Всерос. Науч. конф. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский горный университет, 2020. — С. 97–103.
- Коваленко, Р. А. Единая информационная среда для внеаудиторного взаимодействия / Р. А. Коваленко, А. А. Сорокин, Е. А. Яковлева // Проблемы и перспективы развития образования: мат. XII Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2020. — С. 40–47.
- Коваленко, Р. А. Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы / Р. А. Коваленко, Е. А. Яковлева, А. А. Сорокин // Теория и практика образования в современном мире: Мат. XII Междунар. науч. конф. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020. — С. 52–55.
- Сорокин, А. А. Вопросы эффективности усвоения учебного материала при работе с программными лабораторными комплексами / А. А. Сорокин, Р. А. Коваленко, Е. А. Яковлева // Актуальные вопросы современной педагогики: Мат. XIII Междунар. науч. конф. — Казань: Молодой ученый, 2020. — С. 63–66.