В статье дается определение понятия организационной культуры школы. На основании результатов исследования даны методические рекомендации для учителей по привлечению родителей обучающихся к формированию организационной культуры школы.
Ключевые слова: родители, вовлечение, формирование, организационная культура школы.
Теории управления и развития организационной культуры широко исследованы, но вопрос вовлечения родителей в развитие организационной культуры школы подробно не изучался, что делает нашу тему актуальной для изучения.
В современной педагогической литературе существует множество определений «организационной культуры». Рассмотрим основные из них:
Организационная культура — явление, включающее специфические нормы и ценности, а также типичные модели поведения, установленные и наблюдаемые в организации, без каких-либо записей (К. Фрайлингер и И. Фишер) [2].
Организационная культура — это система фундаментальных установок, которые группа или организация приобретает в процессе своего функционирования, адаптации к внешней среде и внутренней интеграции (E. Шейн) [3].
Организационная культура — это система убеждений, поведенческих норм, установок и ценностей, тех неписаных правил, которые определяют, как люди должны работать и вести себя в данной организации (М. И. Магура) [1].
Как мы видим, единого взгляда на понятие «организационная культура» не существует. Организационная культура конкретной школы показывает, что принято в этой школе, какой стиль управления преобладает. Руководителям, сотрудникам, ученикам и их родителям важно знать и понимать тип организационной культуры, существующей в школе.
На организационную культуру школы влияют следующие факторы:
— внешние — национальная специфика, традиции, экономические реалии, господствующая в обществе культура, принадлежность к той или иной сфере деятельности и др.
— внутренние — личность и общий уровень культуры руководителя, педагоги, учеников и их родителей и др.. [1].
Внешние проявления организационной культуры и внутренние проявления организационной культуры взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Вопрос формирования организационной культуры общеобразовательных учреждений становится все более актуальным. В связи с этим важным условием изменения организационной культуры школы является развитие работы, направленной на взаимодействие с потребителями (учениками и родителями) и установление тесных связей с родителями.
Успех и процветание организации во многом зависит от того, как клиент воспринимает учреждение и его персонал, насколько востребованы предоставляемые им услуги и как учитываются потребности современного общества.
Однако результаты исследования вовлечения родителей в процесс формирования организационной культуры школы, проводимые нами с января по май 2022 г., показывают, что родители недостаточно вовлечены в организационную культуру школы.
Из-за быстрого темпа жизни, слабо развитой инфраструктуры психолого-педагогического просвещения родителей, семьи обучающихся в большинстве своем не знают о новых методах и формах обучения, современных тенденциях в образовании, его целях и задачах. Учителя могут рассчитывать на максимальную реализацию своих идей только в том случае, если они пользуются поддержкой семей своих учеников.
Необходимо разработать и использовать методические рекомендации для учителей по привлечению родителей учеников к формированию организационной культуры школы.
Администрация в работе с педагогами, классными руководителями может ориентироваться на следующие способы активизации деятельности учителей:
- Обучение и тренинги, связанные со специальной подготовкой сотрудников.
- Совместный обмен мнениями и выработка общей стратегии работы с родителями.
- Консультирование педагогов специально подготовлены специалистами (вузовскими работниками).
- Систематически проводить программы повышения квалификации сотрудников, стимулировать, поддерживать сотрудников в получении новых психолого-педагогических знаний.
Для того чтобы привлечь родителей обучающихся к формированию организационной культуры школы, можно предложить следующие принципы, на которые необходимо обратить особое внимание:
- Вовлеченность: для вовлечения родителей в процесс формирования организационной культуры школы рекомендуется в первую очередь повысить их общую заинтересованность в работе образовательного учреждения.
- Осведомленность: учителя должны знакомить родителей с новыми подходами к обучению и воспитанию детей.
- Понимание: учителям необходимо информировать родителей о текущих школьных проблемах [3].
Для того чтобы привлечь родителей учеников к формированию организационной культуры школы, мы предлагаем:
- Совершенствование информационных площадок образовательной организации. Необходимо отображать информацию в современном виде, ориентированном на различные демографические и социальные группы.
- Убедиться, что родители знают, как работает школьный сайт, какие аккаунты в социальных сетях есть у школы, и знают, где искать интересующую их информацию.
- Классному руководителю предлагать учащимся индивидуальные или групповые задания, в ходе выполнения которых обучающиеся должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.
- Участие родителей в разработке бренда школы, совершенствовании имиджа образовательной организации;
- Участие родителей в совершенствовании бытовой атмосферы классов, где учатся их дети;
- Организовать неформальные встречи родителей, детей и педагогов (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные соревнования, выставки и др.).
Для этого при подготовке и проведении мероприятий по вовлечению родителей необходимо придерживаться следующего алгоритма.
— тема и формат встречи с родителями определяется нуждами и потребностями родителей;
— устанавливаются лица ответственные за проведение данного мероприятия;
— согласование возможных дней посещения мероприятия родителями;
— составление подробного плана или программы;
— реализация мероприятия.
- Вовлекать родителей в деятельность и жизнь класса, в оформление интерьера классной комнаты.
- Обеспечить обратную связь посредством анкет и т. д., чтобы понять восприятие родителями полезности проводимых собраний, мероприятий и др.
Организация взаимодействия с семьями — сложная задача, для которой не существует готовых методик. Ее успех зависит от интуиции, инициативы и терпения учителя, а также от его способности быть профессиональным помощником для семьи. Грамотное использование разработанных методических рекомендаций по вовлечению родителей обучающихся педагогами развивает организационную культуру школы.
Литература:
- Магура, М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании: учебное пособие. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. — 244 с.
- Фрайлингер, К., Фишер И. Управление изменениями в организации: учебное пособие. — М.: Книгописная палата, 2006. — 264 с.
- Шейн, Э. Г. Организационная культура и лидерство: учебник. — Издательство «Питер», 2011. — 278 с.