Ключевые слова: общая юрисдикция; дело; административное судопроизводство; оспаривание решений
С появлением 7 февраля 2011 г. ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» установилась система судов общей юрисдикции в РФ, порядок их упразднения и создания, и в первый раз применялось понятие «административное дело» [1]. В ст.18 КАС РФ, предоставлено определение административное дело — это принятые к производству суда дела по защите оспариваемых и нарушенных свобод, прав и законных интересов граждан и организаций в области публичных и административных правоотношений. До нового КАС РФ учёные выражали точки зрения относительно понимания термина «административное дело», которые были крайне близки к тому определению, которое мы можем наблюдать сейчас в ст.18 КАС РФ.
По мнению ряда авторов, под административным делом принято понимать публично-правовой спор о законности действий (бездействий) субъектов публичного управления и правовых актов, споры об объективности и законности постановлений о наложении административных взысканий [5, c.148].
В КАС РФ в ст.1, представлен перечень дел, которые разбираются в рамках административного судопроизводства. Суды в порядке, прописанным КАС РФ, анализируют и решают дела в пределах их компетенции о защите оспариваемых или нарушенных свобод, прав и законных интересов, организаций и граждан, возникающие из публичных и административных правоотношений, в том числе дела:
— об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в его части;
— об оспаривании актов, которые включают пояснения законодательства и имеющих нормативные свойства;
— об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
— о присуждении компенсации за нарушение содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;
— об оспаривании действий (бездействий), решений некоммерческих организаций, наделённых отдельными публичными и государственными публичными полномочиями, в том числе само регулируемых организаций;
— и другие.
Административное судопроизводство в РФ осуществляют: Верховный Суд РФ (далее — ВС РФ), суды общей юрисдикции и мировые судьи (ст.17 КАС РФ). На основании ст.17 КАС РФ [2], ВС РФ, суды общей юрисдикции и мировые судьи обладают правом на рассмотрение и разрешение:
— дел, по защитите оспариваемых или нарушенных свобод, прав и законных интересов граждан и организаций;
— дела, вытекающие из публичных или административных правоотношений, связанные с процессом осуществления судебного контроля за обоснованностью и законностью реализации полномочий органов власти.
Исключением являются дела, которые относятся к компетентности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.
Мировой судья обеспечивает разрешение заявлений по вынесению судебных приказов на основании требований по взысканию обязательных платежей и санкций в порядке, который указаны в главе 11.1 КАС РФ.
ВС РФ разрешает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции следующие дела:
— об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, другие акты федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратура РФ, Следственного комитета РФ и т. д.;
— об оспаривании решений, принятых Высшей квалификационной коллегией судей РФ и решения квалификационных коллегий судей субъектов РФ по вопросам прекращения и приостановления полномочий судьи либо по прекращению или приостановлению их отставки;
— об оспаривании решений и действий (бездействия), которые принимала Высшая экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям, связанным с нарушением процедуры проведения квалификационных экзаменов и её решений;
— по приостановке деятельности политической партии, общероссийского и международного общественного объединения, о ликвидации политической партии, общероссийского и международного общественного объединения, о ликвидации централизованной религиозной организации;
— и иные дела (ст.21 КАС РФ) [3, c.228].
Верховные суды республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа проводят разрешение в пределах своей компетенции в качестве судов первой инстанции дела:
— с государственной тайной;
— об оспаривании нормативных правовых актов, актов, которые содержат разъяснения законодательства и обладают совокупностью нормативных свойств, органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований;
— об оспаривании решений, которое вынесла квалификационная коллегия судей субъектов РФ;
— об оспаривании действий и решений (бездействия) экзаменационной комиссии субъектов РФ, связанных с приёмом квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи;
— о приостановлении деятельности или о ликвидации различных некоммерческих организаций, объединений;
— и иные дела (ст.20 КАС РФ).
В случаях, определённых в федеральных законах, административные дела, обладающие определённой связью с вопросами защиты оспариваемых или нарушенных свобод, права и законных интересов граждан и организаций в сфере публичных и административных правоотношений, подлежат разрешению в военных судах [4]. Административные дела, в качестве исключения можно назвать дела, указанные в ст.17.1, 18, 20 и 21КАС РФ, а также дел, формирующихся из административных и других публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, могут быть разрешены районными судами в качестве судов первой инстанции (ст.19 КАС РФ).
Таким образом, суды общей юрисдикции — это суды общей компетенции, которые рассматривают административные дела. Иные суды общей юрисдикции обладают совокупностью полномочий, в области разрешения дел административного судопроизводства могут осуществлять свою деятельность только в случаях, которые чётко обозначены в федеральных конституционных и федеральных законами, включая ВС РФ, так как для него характерна исключительная подсудность по ряду дел административного судопроизводства.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 898.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 2015. N 10. ст. 1391.
- Демяшкина, Н. В. Производство по административным делам в судах общей юрисдикции / Н. В. Демяшкина // Современные тенденции развития науки и образования в эпоху цифровизации: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Саранск, 26–27 апреля 2022 года / Редколлегия: Р. Р. Хайров (отв. ред.) [и др.]. — Саранск: Ковылкинская типография, 2022. — С. 227–232.
- Зверева, Т. В. Теоретические аспекты осуществления административного судопроизводства в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 3
- Пешкова, Т. В. Административное судопроизводство в судах общей юрисдикции в Российской Федерации: специальность 12.00.14 «Административное право; административный процесс»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Пешкова Татьяна Викторовна. — Воронеж, 2014. — 247 с.