О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.11.2022

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Тайлаков, В. К. О некоторых вопросах повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции / В. К. Тайлаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 301-303. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96585/ (дата обращения: 23.04.2024).



В данной статье приводятся некоторые проблемные аспекты законодательного регулирования механизмов противодействия коррупции, с которыми в своей деятельности сталкиваются органы прокуратуры Российской Федерации. Автором приводится анализ правоприменительной практики и возможные пути решения проблем законодательного регулирования.

Ключевые слова: Генеральная прокуратура Российской Федерации, противодействие коррупции, прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, коррупция.

Противодействие коррупции на сегодняшний день остается одним из актуальных вопросов в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Количество нарушений законодательства о противодействии коррупции, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года (141 529), остается на высоком уровне при сравнении с показателями аналогичного периода 2021 года (153 708). Указанное свидетельствует о необходимости изменения подхода прокуроров к организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также рассмотрения вопроса об актуализации нормативно-правовой базы в указанной сфере.

Актуальным остается вопрос о порядке исполнения требований Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» [1] (далее — ФЗ № 79). В частности, пунктом 5 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» прокурорам субъектов и приравненным к ним специализированным прокурорам указано на необходимость обеспечения постоянного проведения проверок на предмет соблюдения требований ФЗ № 79 [2]. При этом, значимая информация о наличии у должностных лиц, поименованных в статье 2 ФЗ № 79, счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также об использовании указанными лицами иностранных финансовых инструментов, может быть получена, собственно, из кредитно-банковских организаций иных государств.

Учитывая то обстоятельство, что получение прокурором необходимой информации обеспечивается направлением соответствующего запроса (требования) в порядке статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], реализация указанного полномочия по отношению к кредитно-банковской организации иного государства представляется затруднительным, не говоря уже о действие норм о защите о банковской тайны.

Указанная проблема может быть решена путём определения Центрального Банка Российской Федерации в качестве компетентного органа внешних сношений с соответствующими организациями других государств по вопросу обмена информацией о наличии у лиц, поименованных в статье 2 ФЗ № 79, счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также об использовании указанными лицами иностранных финансовых инструментов. В последствии полученную информацию направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для использования в надзорной деятельности.

Заслуживают внимание вопросы, связанные с работой в Российской Федерации комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее по тексту — Комиссия), образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (далее — Указ Президента РФ № 821).

В частности, пунктом 11 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ № 821 определено, что число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии. Проведение заседаний с участием только членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, недопустимо [4]. Указанная норма принята в целях обеспечения объективного и всестороннего рассмотрения комиссией вопросов, отнесенных к предмету её ведения, учитывая при этом принцип паритетности при ее формировании. При этом, действующим законодательством не урегулированы некоторые аспекты участия в работе Комиссии «сторонних» членов, не имеющих отношение к органу государственной власти (органу местного самоуправления), в котором создана такая комиссия (далее — третье лицо), хотя такое участие прямо не запрещено.

К примеру, отсутствуют правовые нормы, регулирующие процедуру допуска третьих лиц к участию в работе Комиссии, критерии их отбора и приглашения, что создает предпосылки к необоснованному включению в состав Комиссии заинтересованного лица. Не предусмотрена юридическая ответственность за ненадлежащую организацию работы указанных Комиссий. Для решения указанной проблемы предлагается использовать, к примеру, опыт реализации в Российской Федерации установленного порядка отбора присяжных заседателей.

Еще одной сферой надзорной деятельности, требующей внимания федерального законодателя, является реализация в Российской Федерации института контроля за расходами должностных лиц.

Так, основанием установления контроля за расходами в отношении лиц, указанных в статье 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Федеральный закон № 230-ФЗ), является достаточная информация о том, что «данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду» [5]. Указанная информация, по смыслу Федерального закона № 230-ФЗ, может предоставляться из любых источников, за исключением анонимных, включая общероссийские средства массовой информации. Должностное лицо, уполномоченное на принятие решения об осуществлении контроля за расходами должностного лица, в силу положений части 3 статьи 4 Федерального закона № 230-ФЗ, обязано уведомить о принятом решении лиц, предоставивших информацию. При всех положительных моментах сторонах данного института противодействия коррупции, внимание привлекает неоправданная, по нашему мнению, скудность перечня имущества, сделки по которому попадают под действие Федерального закона № 230-ФЗ, что не позволяет в полной мере использовать потенциал действия аппарата государственного принуждения в этой сфере. Совершенно точно по этому поводу высказался Ю. Г. Марасов, отмечая, что «Приведение в Федеральном законе № 230-ФЗ такого неполного перечня имущества, сделки с которым могут являться основанием для инициирования процедуры осуществления контроля за расходами, приводит к парадоксальной ситуации, когда совершенно открытая скупка драгоценностей и других предметов роскоши, произведений искусства, антиквариата вне зависимости от их стоимости не влечет за собой возбуждение процедуры осуществления контроля за расходами, более того, последующая их реализация и покупка имущества, сделки по которым уже подпадают под действие Федерального закона № 230-ФЗ, совершенным образом легализует источник их приобретения» [6]. Действительно, законодатель в этой части пошел по пути «наименьшего сопротивления» по той простой причине, что юридическое оформление указанных сделок в любом случае не останется не замеченным. Так, для установления необходимой информации, субъектам контроля достаточно направить запрос в соответствующий орган, что, по сути, исключает возможность инициирования процедуры контроля за расходами по иным проявлениям коррупционных правонарушений. Решением этой проблемы, по нашему мнению, может послужить внесение изменений в часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 4, подпункт «а» пункта 1 части 4 статьи 4, пункт 3 части 4 статьи 4, часть 4 статьи 8, статью 17 Федерального закона № 230-ФЗ, путем дополнения перечня имущества, например произведений искусства, антиквариата, драгоценных металлов в слитках, иных драгоценностей предметов роскоши, а также денежных средств.

Учитывая изложенное, можно констатировать наличие правоприменительных проблем в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, решение которых возможно путём пересмотра действующих законодательных положений.

Литература:

  1. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами [Электронный ресурс]: федер. закон от 07 мая 2013 г. № 79-ФЗ. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции [Электронный ресурс]: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 29 авг. 2014 г. № 454. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 янв. 1992 г. № 2201–1. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 01 июл. 2010 г. № 821. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам [Электронный ресурс]: федер. закон от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Марасов Ю. Г. Контроль за расходами отдельных должностных лиц как одна из основных мер профилактики коррупции / Ю. Г. Марасов // Российский судья. — 2018. — № 4. — С. 21.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, противодействие коррупции, исполнение законодательства, прокурорский надзор, Генеральная прокуратура, предел территории, служебное поведение, соблюдение требований, государственная служба, государственный орган.


Ключевые слова

коррупция, противодействие коррупции, Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Похожие статьи

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Ключевые слова: прокуратура, коррупция, государство, законодательство, закон

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, который осуществляет следствие

Факты коррупции в правоохранительных органах, в том числе в органах прокуратуры, могут быть

Закон о противодействии коррупции обязывает прокуроров в пределах своих полномочий...

Пределы осуществления прокурорского надзора за...

Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти. Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор...

Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

С. П. Матвеев в статье «Организация государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации» подчеркивает, что служба в органах прокуратуры определяется в качестве «государственной службы иных видов» [13, с. 195].

Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных...

- соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих

Российская Федерация, государственная служба, имущественный характер, служебное поведение

муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба, лицо, акт

Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе.

Прокуратура и ее место в системе государственных органов...

 Ключевые слова: прокуратура, государственная служба, прокурорский работник, правовой статус.

Необходимость создания органа, осуществляющего надзор за государственными

Шобухин В. Ю. Служба в прокуратуре Российской Федерации как вид государственной

Ключевые слова: прокуратура, государственный орган, статус, служба в прокуратуре.

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии...

 На сегодняшний день проблема коррупции в органах государственной власти и управления приобрела

Так же в Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.9.1 закреплены

1995. № 47. Ст. 4472. О противодействии коррупции: Федеральный закон от

Прокурорский надзор / под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005. 460 с.

Понятие и сущность современного прокурорского надзора

Ключевые слова: прокурорский надзор, государство, прокуратура РФ

государственные службы, агентства и комитеты, реализующие функции исполнительной власти

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

Деятельность органов прокуратуры по противодействию...

Ст. 5 Закона «О противодействии коррупции» данное направление прокурорской

установленным ч. 1 ст. 9.1 Закона «О Прокуратуре» противодействием коррупции имеется в

Основной деятельностью прокуратуры в борьбе с коррупцией выступает прокурорский

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная...

Предмет и пределы прокурорского надзора | Статья в журнале...

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, объект и предмет прокурорского надзора

Пределы прокурорского надзора заключается в первую очередь в компетенции, которой

В основе такой идентификации лежат прямые указания на Закон о прокуратуре [2; С. 145].

Генералов Д. Н. Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов...

Место, роль и особенности правового положения органов...

‒ единства целей и задач органов прокуратуры; ‒ единой системы всех территориальных и специализированных прокуратур, при которой действующие на территории РФ нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору

Похожие статьи

Деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции

Ключевые слова: прокуратура, коррупция, государство, законодательство, закон

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом РФ, который осуществляет следствие

Факты коррупции в правоохранительных органах, в том числе в органах прокуратуры, могут быть

Закон о противодействии коррупции обязывает прокуроров в пределах своих полномочий...

Пределы осуществления прокурорского надзора за...

Сабельфельд Т. Ю. Прокурорский надзор за исполнением трудового законодательства в Российской

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти. Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор...

Шалумов М. С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов.

Проблемы правового статуса службы в органах прокуратуры РФ

С. П. Матвеев в статье «Организация государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации» подчеркивает, что служба в органах прокуратуры определяется в качестве «государственной службы иных видов» [13, с. 195].

Прокурорский надзор и методика выявления коррупционных...

- соблюдение требований к служебному поведению государственных служащих

Российская Федерация, государственная служба, имущественный характер, служебное поведение

муниципальная служба, Российская Федерация, государственная служба, лицо, акт

Актуальные проблемы противодействия коррупции на государственной службе.

Прокуратура и ее место в системе государственных органов...

 Ключевые слова: прокуратура, государственная служба, прокурорский работник, правовой статус.

Необходимость создания органа, осуществляющего надзор за государственными

Шобухин В. Ю. Служба в прокуратуре Российской Федерации как вид государственной

Ключевые слова: прокуратура, государственный орган, статус, служба в прокуратуре.

Актуальные проблемы участия прокуратуры в противодействии...

 На сегодняшний день проблема коррупции в органах государственной власти и управления приобрела

Так же в Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.9.1 закреплены

1995. № 47. Ст. 4472. О противодействии коррупции: Федеральный закон от

Прокурорский надзор / под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Высшее образование, 2005. 460 с.

Понятие и сущность современного прокурорского надзора

Ключевые слова: прокурорский надзор, государство, прокуратура РФ

государственные службы, агентства и комитеты, реализующие функции исполнительной власти

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ...

Деятельность органов прокуратуры по противодействию...

Ст. 5 Закона «О противодействии коррупции» данное направление прокурорской

установленным ч. 1 ст. 9.1 Закона «О Прокуратуре» противодействием коррупции имеется в

Основной деятельностью прокуратуры в борьбе с коррупцией выступает прокурорский

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная...

Предмет и пределы прокурорского надзора | Статья в журнале...

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокуратура, объект и предмет прокурорского надзора

Пределы прокурорского надзора заключается в первую очередь в компетенции, которой

В основе такой идентификации лежат прямые указания на Закон о прокуратуре [2; С. 145].

Генералов Д. Н. Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов...

Место, роль и особенности правового положения органов...

‒ единства целей и задач органов прокуратуры; ‒ единой системы всех территориальных и специализированных прокуратур, при которой действующие на территории РФ нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору

Задать вопрос