Активизация познавательной деятельности в процессе изучения трудового права в учреждениях среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 23.11.2022

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Позднякова, Ю. А. Активизация познавательной деятельности в процессе изучения трудового права в учреждениях среднего профессионального образования / Ю. А. Позднякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 275-279. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96581/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье изучены подходы методики преподавания курса «Трудовое право», а также сделан акцент на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Подчеркивается, что инновационная методика реализуется в рамках общей трансформации образовательной парадигмы и отвечает современным тенденциям процессов, происходящих в системе высшего образования.

Ключевые слова: трудовое право, проблемы преподавания, познавательная деятельность, интерактивная технология, среднее профессиональное образование, методика.

The article explores approaches to teaching the Labour Law course and focuses on intensifying the cognitive activities of students. It is emphasized that the innovative methodology is implemented within the general transformation of the educational paradigm and responds to the current trends of the processes taking place in the higher education system.

Keywords: labour law, teaching problems, cognitive activity, interactive technology, secondary vocational education, methodology.

Вопросы активного обучения относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, поскольку обучение и развитие носят активный характер, а качество обучения как деятельности определяет результат обучения, развития и воспитания обучающихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности обучающихся. Ее особая значимость заключается в том, что обучение, являясь рефлексивно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности. Решение проблемы повышения эффективности процесса обучения требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.

Активизация познавательной деятельности — это совершенствование методов и организационных форм познавательной деятельности, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность студентов на всех этапах учебного процесса.

Одной из актуальных проблем профессиональной педагогики является активизация мыслительной деятельности студентов в процессе обучения. Освоение особенностей профессии будет эффективным только в том случае, если студент сам целенаправленно участвует в формировании необходимых компетенций. Существует несколько способов активизации мыслительной деятельности студентов. К ним относятся активизация мышления через использование нетрадиционных педагогических методов, методов проблемного обучения, методов, основанных на включении в учебный процесс деловой игры. Задача преподавателей — построить свою работу таким образом, чтобы заинтересовать в обучении, помочь сформировать убеждения и установки в соответствии с общечеловеческими ценностями, создать условия для развития личности обучающихся.

Для активизации мыслительной деятельности можно использовать фронтальный опрос с проблемными вопросами; логический диктант, когда преподаватель зачитывает вопрос, а студенты дают краткий ответ; графический диктант, когда студенты отвечают на поставленные преподавателем вопросы графически: если «да» — линия, если «нет» — дуга. Это позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью обмена студентами своими работами. Развитие познавательного интереса имеет особое значение на парах трудового права. Этот предмет содержит в основном новый для студентов, тесно связанный с их будущей профессией и поэтому потенциально интересный как теоретический, так и фактический материал. [1]

Помимо усвоения значительного объема разнообразных знаний, студенты должны приобрести определенные компетенции, непосредственно связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Следует учитывать и другую особенность содержания этих предметов — их органическую связь с производственной практикой. Поэтому формирование познавательных интересов — это в значительной степени формирование профессиональных и общих компетенций студентов.

Под правовым образованием можно понимать совокупность обучающих и воспитательных действий, применяемых в процессе формирования у обучающихся современных правовых ценностей, направленных на уважение по отношению к праву, правовым ценностям, а также формирование правовой культуры. Совокупность указанных действий предполагает усвоение учащимися системных знаний в сфере трудового права, в качестве основы для развития соответствующих ценностных ориентаций, необходимых каждому человеку.

Правовые знания, преподаваемые на уроках трудового права, а также предлагаемые для изучения и самостоятельной работы обучающихся нормативно-правовые акты, должны носить актуальных характер, т. е. соответствовать нынешнему положению законодательства РФ. Тем не менее, зачастую, в ходе обучения обучающимся предоставляется неактуальные законодательные акты или устаревшие редакции кодексов и т. д., что, несомненно, является одной из актуальных проблем.

Тем не менее, указанная проблема имеет достаточно простое решение. Педагог, преподающий трудовое право и работающий с правовой информацией, должен перед проведением урока проверить актуальность предоставляемой информации. Для этого существуют различные правовые базы — КонсультантПлюс и Гарант. В ходе преподавания особое значение для обучающихся имеет практическая направленность изучаемых вопросов. [5]

Современный студент при изучении правового материала должен четко представлять цели изучения, зачем изучается учебный материал, и для чего он должен его изучать. Студентам не нужны знания об абстрактном трудовом праве, им необходимо знать, где, когда и как они будут иметь возможность их применять, зачем это нужно лично им. Только в этом случае можно добиться положительного результата. Сегодня преподаватели все чаще сталкиваются с проблемой правового нигилизма, который мешает развитию критического правового мышления у студентов. Правовой нигилизм как массовое явление требует все большей мобилизации сил и ресурсов, выделенных на борьбу с ним. Это необходимо не только для объективной оценки обучающимися правовой ситуации в стране, но также и для более глубокого осмысления противоречивой природы права, обучения принятию студентами решений в сложных жизненных ситуациях в правовых рамках, осмыслению ими своих действий.

В ходе преподавания юридических дисциплин используются различные способы, приемы и средства обучения. Так общедидактические применяются без привязки к каким-либо конкретным учебным дисциплинам. Отраслевые, напротив, отражают специфику конкретных предметов.

Среди наиболее востребованных назовем активные и интерактивные инновационные методики обучения. С учетом роста творческого фактора в образовании важна активная роль всех участников учебного процесса и формирование самостоятельности обучающихся. Именно потому развитие диалога обучающегося с преподавателем становится первостепенной составляющей успешности обучения. Решая творческие и проблемные задания, либо в ходе дискуссий с преподавателем или с другими сокурсниками, обучающийся развивает способность анализа и критического восприятия 5 проблем. Одновременно осуществляется сотрудничество преподавателя с обучающимися. Понятие «инновационные методики преподавания» является многогранным. Оно объединяет в такие способы обучения, которые уже доказали свою эффективность, позволили интенсифицировать и модернизировать учебный процесс, либо потенциал которых признан практиками для развития творческого подхода и активизации личностного потенциала участников.

Практика преподавания юридических дисциплин в среднем профессиональном учебном заведении является лучшим критерием для проверки эффективности тех или иных методов, форм и приемов педагогической деятельности. Поэтому без оговорок действенными следует признать разбор коллизий и казусов; деловые игры с предварительным распределением ролей обучающихся по трудовому праву.

Навыки коллективного взаимодействия и умение работать в коллективе лучше всего приобретаются в ходе решения заданий в малых группах, а также при сочетании индивидуальных и групповых тренингов.

Чрезвычайно полезными представляются факторы воздействия на обучающихся авторитетом приглашенных действующих юристов, в частности, при проведении мастер-классов и дискуссий с ними.

Преподаватель, безусловно, является главным сценаристом и режиссером при подготовке игры, однако вполне допустимо, чтобы некоторые эпизоды отдавались для разработки обучающимися, причем как отдельно, так и малыми группами.

Оптимизация учебного процесса будет эффективной при комплексном соблюдении принципов. Рассмотрим педагогические условия как основной компонент принципа относительности оптимизации процесса обучения, которые условно можно разделить на две группы:

1) педагогические мероприятия по оптимизации учебного процесса;

2) условия, оптимизирующие учебный процесс.

В свою очередь, к первой группе можно отнести:

— оценка и анализ преподавателем собственных знаний и деятельности;

— анализ преподавателем своего педагогического опыта;

— совместное обсуждение достигнутых результатов оптимизации со студентами с целью выявления причин трудностей и перегрузок студентов, обмен опытом, использование индивидуального подхода к обучению.

Условиями оптимизации учебного процесса являются следующие:

— Преподаватель определяет оптимальный тип урока, учитывая его тематику, место в учебном плане и новизну;

— Применение дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

— Cоздание доброжелательной и комфортной обстановки в группе;

— Поддержание равновесия и самоконтроля во время урока и, при необходимости, своевременная корректировка и поправка преподавателя в соответствии с конкретной учебной ситуацией;

— Учет преподавателем санитарно-гигиенических норм во время учебного занятия и перегрузки обучающихся.

Последнее условие является важным критерием в повышении эффективности учебного процесса.

Подготовка и проведение деловой (ролевой) игры включает несколько основных этапов: определение ядра, основы игры (формирование конкретной юридической ситуации); отработка конкретики юридической ситуации; указание нормативно-правовой базы для разрешения спора; распределение ролей между участниками; составление юридических документов в обоснование позиций сторон спора; сбор материалов судебного дела; действия участников; анализ и подведение итогов.

Важным элементом педагогического воздействия на обучающихся в деловых играх является распределение ролей между участниками. Критериями являются знание преподавателем уровня подготовки и личностных особенностей обучающихся, а также содержание и задачи самого проводимого мероприятия. При этом вполне продуктивно использовать обучающихся в разных ролях. Например, в ходе имитации судебных процессов обучающиеся могут чередовать роли судьи, прокурора, защитника, экспертов, специалистов, представителей государственных органов, профсоюзных или иных общественных организаций и др.

Проведение деловой игры мотивирует обучающихся, поскольку позволяет им понять уровень собственной готовности к профессиональной деятельности, а также сравнить его с сокурсниками.

Учитель при преподавании предмета трудового права с помощью таких методов, как кластер, разбор конкретных ситуаций и дебаты, может повысить эффективность урока. При использовании кластерной методики следует давать такие юридические термины, как правовое регулирование трудовых отношений, рабочее время, время отдыха, оплата труда, трудовая дисциплина, пенсионное обеспечение. Американский психолог Ф. С. Келлер предложил систему личностного обучения в педагогических технологиях.

Специфика плана Ф. С. Келлера заключается в следующем:

— освоение требований предыдущего раздела, направленное на полное усвоение содержания темы, рассматривается как непосредственная предпосылка для перехода к следующему разделу;

— индивидуальная работа студентов в соответствии с их темпом обучения;

— использование лекций только в целях призвания и общего направления студентов;

— использование опубликованных учебников — направляющее представление учебной информации;

— постоянная оценка усвоения учебных тем с помощью привлеченных ученых. [2]

Кейс-стади — одна из образовательных технологий (англ. case — точное положение, множество, stadi — образование). Впервые она была использована в 1870 году в Гарвардской школе права. Педагогический кейс-паспорт является его организационно-методическим сопровождением. Он включает в себя следующие компоненты:

— педагогический конспект;

— методические указания студенту;

— вариант решения кейса преподавателем — специалистом по кейсам;

— образовательные технологии. [3]

Способы представления проблемы на кейс-стади:

1-й способ — проблема излагается преподавателем — специалистом по кейсам.

2-й способ — проблемный случай четко выражен, но один из необходимых элементов проблемного случая не информирован.

3-й способ — конфликт между действующими лицами выражен в тексте абстрактно.

Особое значение здесь имеет использование в качестве источника информации законодательных документов по трудовому праву. [4]

Использование интерактивных методов — это ориентация на совместное творчество студентов, их способность работать над проектом в кооперации, распределять обязанности и осуществлять взаимоконтроль в малых группах. Это направление тесно связано с проектным методом работы, который в наши дни набирает популярность. Совместная работа над проектом сближает и социализирует студентов, помогает им самостоятельно научиться отбору материала, хорошо закрепляет знания, поскольку является практическим видом работы, и знания, примененные на практике, прочнее усваиваются, чем теоретическое объяснение. В сфере использования интерактивных методов работа преподавателя в основном является консультативной, он разрешает слишком сложные для студента вопросы, направляет его исследование, когда оно зашло в тупик, указывает, на какие источники информации обратить внимание.

Следует отметить, что все перечисленные методы не обязательно должны использоваться в чистом виде. Зачастую удобно сочетать их, закрепляя практической работой лекционный материал. Таким образом в нужной мере обучающимся подается теоретическое знание, но и не происходит усталость от абстрактного материла, поскольку он сразу проверяется практикой. Отдельно необходимо упомянуть технические средства обучения. Прошедший и новый учебный годы поставили перед педагогами нетривиальные задачи, выдвинув на первый план дистанционное обучение, и можно сказать, что и педагоги, и студенты оказались не в полной мере готовы к такой работе.

Специфика методической инноватики, на наш взгляд, должна быть связана, прежде всего, с наполнением используемых методов конкретным юридическим материалом и алгоритмом его использования в системе применяемых методов, т. е. учебный материал и используемый для его усвоения метод должны быть взаимообусловленными.

При подготовке будущих судей преподаватель должен исходить из того, что главное в их деятельности в рамках трудового права — рассмотрение и разрешение трудовых споров.

Учитывая специфику этого профиля юридического образования, необходимо постоянно обращаться к судебной практике по трудовым спорам. При этом практика должна быть диаметрально противоположной по своему содержанию, то есть не содержать простые решения. Должен провозглашаться принцип состязательности как основа будущей профессиональной деятельности адвоката.

На наш взгляд, наиболее ярким примером в этом отношении является вопрос о возможности продления срока срочного трудового договора не только со специальными субъектами, но и со всеми работниками.

Ввиду чего акцент на практических занятиях по трудовому праву должен приходиться на следующие моменты:

  1. Изучение трудовых процессуальных норм.
  2. Постоянный анализ норм гражданского процессуального права.
  3. Установление связей между материальными, процессуальными нормами трудового права и нормами гражданского процессуального права.
  4. Постоянное изучение судебной практики по трудовым спорам с особым уклоном на рассмотрение трудовых споров в судах апелляционной инстанции.

Отмечается, что в этих учебных заведениях традиционно акцент делается на сугубо правовые вопросы (например в области трудового права). Вместе с тем необходимо учитывать и то, что преподавание предполагает владение определенными педагогическими приемами, которые вырабатываются педагогикой. Их игнорирование неизбежно приводит к более низкому уровню усвоения знаний студентами. Требуется обеспечение оптимального баланса между правовыми знаниями и способом их подачи в форме практических занятий, исходя из того, чтобы не пострадало ни качество получаемых студентом знаний, ни механизм их усвоения. Критерии оценки качества практического занятия по трудовому праву должны базироваться на специфических характеристиках определенной юридической специальности, подготовка к которой осуществляется в рамках структурного подразделения.

Разработка и внедрение интерактивных и инновационных форм и методов обучения, хотя и содержит определенные риски, является чрезвычайно важной составляющей научно-методической и учебно-методической работы преподавателя, так как способствует поддержанию его профессионализма и педагогической компетентности на уровне современных требований. Профессионализация современного преподавателя невозможна без его активного участия в разработке содержания современного образования, внедрения инновационных технологий обучения и воспитания, нахождения в режиме постоянного инновационного поиска в целом.

Применение интерактивных и инновационных форм и методов в образовательном процессе побуждает преподавателя осваивать новые средства обучения, в частности наглядные, технические, компьютерные, пробовать новые формы и виды работы, привлекать других специалистов и студентов к разработке оптимальных средств и инструментов обучения.

Для оказания квалифицированной информационной, научно-методической и педагогико-дидактической помощи преподавателям, готовым к внедрению интерактивных и инновационных форм и методов обучения, целесообразно создать в образовательных организациях юридического профиля и на юридических факультетах специальную научно-методическую структуру, например, центр инновационных методов юридического образования.

Необходимо отметить, что критерии оценки качества практического занятия по трудовому праву должны базироваться на специфических характеристиках определенной юридической специальности, подготовка к которой осуществляется в рамках структурного подразделения.

В образовательном процессе с применением интерактивных и инновационных форм и методов обучения предусматривается преобразование не только преподавания как участника педагогической деятельности с использованием всех его средств и механизмов, но и существенно пересматриваются его целевые установки и ценностные ориентации: направленность в будущее; построение нового типа отношений между педагогом и студентом (эти отношения теряют характер принуждения и подчинения и приобретают характер сотворчества, равного взаимодействия, взаиморегуляции, взаимопомощи).

Литература:

1. Макаренко Г. И. Инновационные методы преподавания юридических дисциплин в высшей школе // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-prepodavaniya-yuridicheskih-distsiplin-v-vysshey-shkole (дата обращения: 12.11.2022).

2. Морозов П. Е. Совершенствование преподавания трудового права в образовательных организациях высшего образования // Lex Russica. 2015. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-prepodavaniya-trudovogo-prava-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 12.11.2022).

3. Морозов П. Е. Трудовое право и управление персоналом: проблемы преподавания // Образование и право. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-pravo-i-upravlenie-personalom-problemy-prepodavaniya (дата обращения: 12.11.2022).

4. Олейник, С. С. Подходы к преподаванию юридических дисциплин на современном этапе развития профессионального образования / С. С. Олейник. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 304–306. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86112/ (дата обращения: 12.11.2022).

5. Паршакова, Т. Ю. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения профессиональных дисциплин / Т. Ю. Паршакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1249–1252. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18607/ (дата обращения: 12.11.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, студент, обучающийся, преподаватель, знание, метод обучения, обучение, особое значение, познавательная деятельность, учебный материал.


Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Пидкасистый П. И. в своих исследованиях считает, что «... генетической клеточкой учебно-познавательных работ, их цементирующим ядром является познавательная задача, предлагаемая обучаемым в конкретной ситуации и выступающая как объект их деятельности.

Методы обучения, направленные на формирование и развитие...

Деятельность учителя. По учебному материалу студент должен излагать свое мнение.

По этой форме обучения обучающиеся выполняют задание и проблемные задачи в подгруппах.

[2] Эти методы обучения внедряются в процесс обучения разными подходами и методиками.

Принципы и методы обучения, реализуемые по...

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством.

Познавательная деятельность учащихся протекает также в общении со сверстниками.

Внедрение педагогической технологий в учебный процесс-требование времени.

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, образовательный процесс, проблемное обучение, учебная задача, учебная мотивация, учебно-познавательная деятельность.

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод...

образовательный процесс, студент, метод обучения, педагогическая технология, учебный процесс, познавательная деятельность, преподаватель, учебный материал, высокий уровень, современный урок.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

В процессе обучения должен доминировать принцип поисковой деятельности студентов.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным

· преподаватель должен выступать в роли педагога-менеджера и режиссера обучения

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой...

Активные формы обучения как фактор сохранения...

Учебная деятельность учащихся обусловлена спектром психологических факторов

Использование в учебном процессе активных методов обучения позволяет включить

2004. № 4. 3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических

4. Ярошенко С. Н. Активные методы обучения как интегративный фактор повышения мотивации...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения...

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению

Принципы обучения выступают как основной ориентир в преподавательской деятельности.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

Метод предполагает творческую деятельность учащиеся и способствует их развитию.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения.

[1, с. 109] Дискуссия как метод очень эффективна, стимулирует познавательный процесс, дает информацию

Материал с таблицами и схемами важен при подаче сложного теоретического материала.

Похожие статьи

Учебно-познавательная деятельность студента вуза как объект...

Пидкасистый П. И. в своих исследованиях считает, что «... генетической клеточкой учебно-познавательных работ, их цементирующим ядром является познавательная задача, предлагаемая обучаемым в конкретной ситуации и выступающая как объект их деятельности.

Методы обучения, направленные на формирование и развитие...

Деятельность учителя. По учебному материалу студент должен излагать свое мнение.

По этой форме обучения обучающиеся выполняют задание и проблемные задачи в подгруппах.

[2] Эти методы обучения внедряются в процесс обучения разными подходами и методиками.

Принципы и методы обучения, реализуемые по...

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

Процесс познания учащихся протекает в совместной деятельности с учителем, под его руководством.

Познавательная деятельность учащихся протекает также в общении со сверстниками.

Внедрение педагогической технологий в учебный процесс-требование времени.

Интерактивные методы обучения в образовательном процессе.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность

учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, образовательный процесс, проблемное обучение, учебная задача, учебная мотивация, учебно-познавательная деятельность.

образовательный процесс, студент, учебный процесс, метод...

образовательный процесс, студент, метод обучения, педагогическая технология, учебный процесс, познавательная деятельность, преподаватель, учебный материал, высокий уровень, современный урок.

Познавательная деятельность студентов через активизацию...

В процессе обучения должен доминировать принцип поисковой деятельности студентов.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным

· преподаватель должен выступать в роли педагога-менеджера и режиссера обучения

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой...

Активные формы обучения как фактор сохранения...

Учебная деятельность учащихся обусловлена спектром психологических факторов

Использование в учебном процессе активных методов обучения позволяет включить

2004. № 4. 3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических

4. Ярошенко С. Н. Активные методы обучения как интегративный фактор повышения мотивации...

Учебно-познавательная деятельностьпроцессы присвоения...

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению

Принципы обучения выступают как основной ориентир в преподавательской деятельности.

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов...

Метод предполагает творческую деятельность учащиеся и способствует их развитию.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения.

[1, с. 109] Дискуссия как метод очень эффективна, стимулирует познавательный процесс, дает информацию

Материал с таблицами и схемами важен при подаче сложного теоретического материала.

Задать вопрос