Особенности поликультурной среды педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.11.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Жукова, А. М. Особенности поликультурной среды педагогического вуза / А. М. Жукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96538/ (дата обращения: 23.04.2024).



Актуальность темы определяется возрастающим значением межэтнических, межкультурных, межнациональных связей. Интеграция культур, динамизм духовной, политической, экономической и этнической сторон жизни общества является объективным процессом, который происходит через различные системы, одной из которых является поликультурная среда. В связи с этим, поликультурная среда сегодня привлекает внимание многих научных деятелей. Она фокусирует в себе многие острые проблемы современности, и в первую очередь эти проблемы связаны с духовно нравственной стороной жизни человека.

Необходимость глубокого изучения роли нравственного становления и развития личности в условиях поликультурной среды вуза в нашей стране связана с такими обстоятельствами, характерными для нее, как изменение парадигмы образования, переосмысление ее целей и содержания, а также модернизация нашего общества.

Значимость роли среды для духовно-нравственного развития личности изучалась многими учеными-педагогами и психологами различных времен, такими как, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, Д. Дидро, И. Ф. Гербартом, А. Дистервегом, Р. Оуэном, Л. С. Выготским, К. Д. Ушинским, А. Н. Леонтьевым, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, Е. О. Шацким, Д. Б. Элькониным и другими.

Для более подробного изучения категории «поликультурной среды» необходимо, изначально рассмотреть определение среды в целом. Так, большая психологическая энциклопедия дает следующее толкование среды: «Термин, который обычно подразумевает внешнюю среду обитания организма, хотя может применяться и для описания нашей внутренней (т. е. физиологической среды). Он содержит в себе имплицитную предпосылку о том, что определенная среда оказывает модифицирующее воздействие на организм. Мы можем сказать, что некий организм является «продуктом своей среды» [1, с.516]. В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «среда» определяется как окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества; окружающие социальные условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [2, с.759]. Так, можно сказать, что среда — это совокупность условий, окружающих человека, оказывающая воздействие на него. Человек меняется в среде и с помощью среды.

Особое значение в развитии личности человека играет социальная среда, на что обращает внимание и Л. С. Выготского, который дает следующее определение среды: «Среда для человека, в конечном счете, есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом» [6, с.101].

В педагогическом словаре социальная среда определяется как соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека [3, с.176].

Обобщая, можно сказать, что в понятие социальной среды необходимо включить непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро- и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

Социальная среда определяется множественными взаимосвязями и взаимоотношениями ее субъектов в процессе деятельности, это дает возможность говорить о её системности. Системность социальной среды рассматривается в культурно-исторической теории Л. С. Выготского и раскрывается в понятии «социальной ситуации развития». Социальная среда и культура у Выготского выступают как источники психического развития человека. Разновидностью социальной среды является поликультурная среда. Л. И. Новикова определяет поликультурную среду как социальное пространство, в котором происходят общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т. д.). Она представляет собой специфическое состояние современной жизни в цивилизованном мире, и включает в себя совокупность всех сфер жизнедеятельности, влияющих на индивидов. В ней происходит интеграция общекультурного и личностного начал.

Для России основная специфика поликультурной среды заключается в том, что люди, представляющие различные культуры, имеют практически равные права в самостоятельном выборе поведения. Данный фактор играет важную роль при рассмотрении вопроса образования студентов в условиях поликультурной среды вуза.

Поликультурная среда вуза способствует развитию молодых людей, готовых к профессиональной, созидательной деятельности в условиях поликультурности общества, способных к общению с представителями различных культур, этносов и национальностей.

Так, в дальнейшем, поликультурная среда вуза будет определяться нами как среда вуза, где происходит развитие межкультурных, социальных, образовательных отношений, способствующих формированию общечеловеческих качеств и ценностей.

Говоря о высших учебных заведениях, необходимо отметить, что образовательный процесс в вузе включает в себя не только обучение, но и воспитания студентов. Данное направление должно быть одним из приоритетных, когда речь идет о педагогическом вузе. В условиях поликультурной среды отношение к иным национальностям и являются одной из составляющей нравственной позиции студентов, которая предопределяет нравственное воспитание, что в свою очередь и является главной особенностью данной среды.

Мы можем предположить, что нравственное воспитание студента является весьма сложным и разносторонним процессом, особенно в условиях поликультурной среды вуза, который осуществляется под воздействием различных факторов и условий. В результате этого воздействия у студента формируется нравственная позиция.

Многие ученые сходятся во мнении, что совокупность основных отношений к миру, к людям, и к себе образует в своем единстве и главной своей сущности свойственную человеку нравственную позицию (К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, Н. А. Коваль, Н. Б. Трофимова и др.).

Исследование проблемы нравственной позиции личности проводили такие ученые психологи, как Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Петренко, C. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, и др.

Нравственная позиция — это очень емкое понятие, включающее способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний и т. п.

Павлов В. И. определяет нравственную позицию как способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний. Он отмечает, что воспитание нравственной позиции будущего педагога принадлежит к социальным явлениям и является одним из факторов развития общества и личности [4, с.322–325].

У студентов педагогического вуза, в процессе их обучения и воспитания в нашем понимании должны сформироваться устойчивые нравственная позиция, убеждения, оказывающие регулирующее воздействие на поведение и деятельность будущего педагога.

Таким образом, можно говорить о том, что нравственную позицию характеризуют убеждения, относящиеся к нормам общественного поведения и их соблюдение, которые человек должен сам осознать, принять как ориентир своих поступков, отражающие жизненную установку личности.

От нравственной позиции студентов, их социальной активности во многом зависит судьба нашего общества. Нравственная позиция и моральные устои молодых людей являются основой для социализации поколения и должны являться одной из главных задач работы со студентами. Особенно это важно в условиях поликультурности среды вуза, в которой студенты учатся.

Если спроецировать понятие «нравственной позиции» на педагогический процесс, то сущность понятия «нравственная позиция» мы можем рассматривать как целенаправленный педагогический процесс формирования нравственной личности, в которой заключаются представления о нравственных ценностях, принятых в обществе и сопоставление их с личным опытом, основанным на знаниях и умениях профессиональной деятельности педагога.

Организация среды для формирования нравственной позиции будущего педагога является насущной проблемой образования. Необходимо учитывать, что процесс формирования личности не совершается моментально, а протекает длительно, а затем существует на протяжении всей его жизни. Как говорит П. И. Пидкадистый это движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, свою историю [5, с.11].

Роль нравственной позиции в условиях поликультурной среды весьма важна. Нравственная позиция выступает регулятором поведения личности. Благодаря устойчивой нравственной позиции молодой человек определяет для себя необходимые ему ориентиры и качества личности для успешного развития в данной среде. Она дает ему четкое определение таких категорий, как добро и зло, отзывчивость и холодность, толерантность и черствость, формирует отношение человека к другим людям, и что немаловажно в условиях поликультурной среды, к людям других убеждений, религий и национальностей.

Таким образом, изучив различную философскую, педагогическую и психологическую литературу мы можем сказать, что в настоящее время процесс интеграции культур в нашей стране с каждым днем растет и укореняется. В связи с этим, следует уделять внимание на отношение молодежи к поликультурному сотрудничеству. Одним из основных условий такого сотрудничества должна являться нравственность молодежи. И стержнем нравственности, нравственного воспитания становится нравственная позиции, что очень важно для будущего педагога, его справедливых решений, которые будут служить примером для подрастающего поколения.

Литература:

  1. Большая психологическая энциклопедия/ под ред. Н. Дубенюк.- Москва:Эксмо,2007.- 544с.
  2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка./Ожегов С. И. РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова- 4е изд.,дополнения.- Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2006.- 944с.
  3. Педагогический словарь /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — Москва: Академия, 2005.
  4. Павлов В. И. Духовно- нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов / Павлов В. И. // Фундаментальные исследования. -2011. — Вып.12(2).
  5. Пидкадистый П. И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / П. И. Пидкасистый, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус — Москва: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
  6. Словарь Л. С. Выготского/ Е. Высоцкая, А. Леонтьев, Ю. Новожилова и др.- Москва: Смысл,2007.- 128с.
  7. Трофимова Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе школы (психолого-педагогический аспект): моногр./ Н. Б. Трофимова. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 283 с.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственная позиция, социальная среда, поликультурная среда, поликультурная среда вуза, будущий педагог, среда, нравственное воспитание, педагогический вуз, различение добра, самоотверженная любовь.


Похожие статьи

Современная образовательная среда, как фактор...

Библиографическое описание: Моргун, О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности / О

социально-воспитательных институтов других отраслей социальной сферы: культурно-просветительные учреждения, органы...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Социально-экономическая функция детерминируется социальной средой, реализация которой приводит к

Образовательную среду вуза можно рассматривать как упорядоченную совокупность компонентов

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Поликультурная образовательная среда как совокупность условий реализации образовательного процесса является необходимым, объективно существующим условием в контексте формирования толерантности субъектов образовательного процесса.

Педагогические условия создания образовательной среды...

Работу учителя в направлении нравственного воспитания можно представить в схеме приемов работы [2,с.68–69]: Иностранный язык в школе является неотъемлемым компонентом образовательной среды и всего процесса обучения. Иностранный язык выступает как средство...

Поликультурное воспитание в образовательной среде...

Шаяхметов, Б. Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы / Б. Р. Шаяхметов.

Воспитание предстаёт тем самым как интегративный социальный процесс, в центре которого находится отдельная личность, которая, будучи участником межкультурного...

Основные аспекты формирования социокультурной среды...

Социальная сфера социокультурной образовательной среды... Социокультурная образовательная среда вуза как любая система

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура. Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических...

образовательная среда, педагогический вуз, профессиональная...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Образовательная среда является частью социальной среды и в наиболее общем виде определяется как «сфера социальной жизни и как фактор образования, обеспечивающий педагогические условия равновесия опыта...

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Поликультурное образовательное пространство – это территориально обозначенная среда, включающая не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего человека (вузы, школы и т.д.), но и другие социальные...

Формирование ценностного отношения к иной культуре как...

Вопрос нравственного воспитания студенческой молодежи особенно актуален в поликультурном образовательном пространстве вуза, характерной особенностью которого является совместное обучение российских и иностранных студентов.

Социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза

 Социокультурная образовательная среда вуза как любая система представляет собой синергетическое взаимодействие четырех

Как представлено на схеме 1, социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза включает в себя следующие структурные...

Похожие статьи

Современная образовательная среда, как фактор...

Библиографическое описание: Моргун, О. П. Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности / О

социально-воспитательных институтов других отраслей социальной сферы: культурно-просветительные учреждения, органы...

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

Социально-экономическая функция детерминируется социальной средой, реализация которой приводит к

Образовательную среду вуза можно рассматривать как упорядоченную совокупность компонентов

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Поликультурная образовательная среда как совокупность условий реализации образовательного процесса является необходимым, объективно существующим условием в контексте формирования толерантности субъектов образовательного процесса.

Педагогические условия создания образовательной среды...

Работу учителя в направлении нравственного воспитания можно представить в схеме приемов работы [2,с.68–69]: Иностранный язык в школе является неотъемлемым компонентом образовательной среды и всего процесса обучения. Иностранный язык выступает как средство...

Поликультурное воспитание в образовательной среде...

Шаяхметов, Б. Р. Поликультурное воспитание в образовательной среде современной школы / Б. Р. Шаяхметов.

Воспитание предстаёт тем самым как интегративный социальный процесс, в центре которого находится отдельная личность, которая, будучи участником межкультурного...

Основные аспекты формирования социокультурной среды...

Социальная сфера социокультурной образовательной среды... Социокультурная образовательная среда вуза как любая система

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура. Развитие образовательной среды в высших учебных педагогических...

образовательная среда, педагогический вуз, профессиональная...

Поликультурная образовательная среда как элемент...

Образовательная среда является частью социальной среды и в наиболее общем виде определяется как «сфера социальной жизни и как фактор образования, обеспечивающий педагогические условия равновесия опыта...

Поликультурная среда вуза как условие формирования...

Поликультурное образовательное пространство – это территориально обозначенная среда, включающая не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего человека (вузы, школы и т.д.), но и другие социальные...

Формирование ценностного отношения к иной культуре как...

Вопрос нравственного воспитания студенческой молодежи особенно актуален в поликультурном образовательном пространстве вуза, характерной особенностью которого является совместное обучение российских и иностранных студентов.

Социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза

 Социокультурная образовательная среда вуза как любая система представляет собой синергетическое взаимодействие четырех

Как представлено на схеме 1, социальная сфера социокультурной образовательной среды вуза включает в себя следующие структурные...

Задать вопрос