В статье авторы проводят анализ нормативно-правовых актов, направленных на регулирование процессов выброса парниковых газов, углеродного регулирования и борьбе с изменением климата в Российской Федерации. Приводится эволюция законодательных требований к мероприятиям по борьбе с изменением климата и углеродного регулирования в России.
Ключевые слова: изменение климата, низкоуглеродная экономика, парниковые газы, правовое углеродное регулирование.
Изменение климата является частью мировой повестки последних лет. Последствия изменений отражаются как на жизни человека, так и животных, растительности и целых экосистем. Борьба с изменением климата потребует значительных усилий в разработке низкоуглеродных технологий. Разработка таких мероприятий и технологий требует правового регулирования [1, с. 39–40]. Углеродное регулирование в России имеет свои особенности и требует реализации положений международных нормативно-правовых актов и учета специфики экономических и социальных условий России.
Особый интерес общественности и экспертов на мировом уровне уделяется вопросу изменения климата. Этапом стремительного развития информированности и реагирования послужили девяностые годы 20 столетия. Изначально, в 1992 году на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН), в которой говорилось о том, что странам необходимо стабилизовать концентрацию парниковых газов в атмосфере. Данное соглашение стало первым важным шагом в мировой экологической политике, направленным на борьбу с глобальным изменением климата и его последствиями.
Международное сообщество предприняло несколько шагов на пути к созданию платежей и рынков экосистемных услуг. Одним из первых таких шагов стал Киотский протокол, в котором также поднимается вопрос компенсации экосистемных выгод некоторым государствам и возможные пути противодействия потеплению климата. [2, с. 3].
Следом за Киотским появляется Парижский протокол, который является бессрочным. Предполагается, что именно Парижское соглашение будет фундаментом глобальных действий в XXI веке. С другой стороны, протокол представляет собой исключительно рамочное, задающее ключевые принципы и характеристики коллективных действий всех стран соглашение, но не содержит четких обязательств отдельных государств по выбросам парниковых газов, по адаптации к изменениям климата и по финансовым обязательствам — трем основным сферам сотрудничества.
Итогами Конференции ООН по вопросам изменения климата в Глазго в ноябре 2021 года послужило принятие климатического пакта Глазго. В рамках которого страны участницы обязуются пересмотреть свои цели по уменьшению выбросов на 2030 год.
Данные протоколы обязали стран-участниц достигать уменьшения или ограничения выбросов парниковых газов. В их числе находится и Россия. Страна постепенно начала внедрять положение Рамочной конвенции ООН об изменении климата на своей территории. Стали появляться общие документы по регулированию выбросов парниковых газов, со временем, они вводятся в рабочую систему промышленных организаций, появляются мероприятия, в которых уже прописывается, что точно необходимо сделать. Например, такие, как разработка системы отчетности, мониторинг и учет парниковых газов.
После подписания Рамочного соглашения Россией, специалисты и общественность страны стали заинтересованы в действиях, направленных на стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере. Однако, насколько это соответствует тем документам, которые приняты в настоящее время?
Сейчас, в нормативных актах появляется больше конкретики, возникает идея того, что нужно не просто реализовывать различные мероприятия, которые, будут способствовать снижению парникового эффекта, а существует необходимость верификации эффективности данных проектов.
На национальном уровне уже сделаны шаги в сторону регулирования климата, они выражаются в федеральном законодательстве России в сфере изменения климата. Это целый список документов, таких как доктрины, распоряжения, указы, государственные программы, отчеты и доклады о проведенной работе по вопросам климата, — все они должны способствовать исполнению Рамочной конвенции ООН.
Начиная с 2009 вплоть до 2019 года на законодательном уровне нашей страны в области изменения климата существовали лишь общие нормативные акты, которые строго поддерживали исполнение Рамочного соглашения.
Первым шагом послужило принятие Климатической доктрины Российской Федерации Распоряжением Президента РФ от 17 декабря 2009 г. (№ 861-рп), в которой поднимается вопрос о необходимости учитывать воздействие на климат и производить мониторинг, научные исследования в этой области. Также были выпущены законодательные акты, которые должны способствовать исполнению данной доктрины:
– Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2010 № 1458-р «Об утверждении Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата)»;
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 730-р «Об утверждении Комплексного плана реализации климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года».
В течение следующих двух лет тема сокращения парниковых газов становится более актуальной, что отражается и в законодательстве.
Основой углеродного регулирования можно считать Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (редакция от 11.06.21); в нем появляется концепция нормирования выбросов в атмосферу, оценка качества атмосферного воздуха. Устанавливаются предельно допустимые выбросы для передвижных и стационарных источников.
Следующим документом на пути реализации климатической доктрины стал Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 г. № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» в данном указе регламентируются цели по сокращению выбросов на момент 2020 года, а так же утверждается разработка мероприятий сроком на 6 месяцев. Основные положения указа реализуются согласно Распоряжения Правительства РФ от 02.04.2014 N 504-р (ред. от 17.06.2016) «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году». В распоряжении устанавливается план мероприятий, а также же сроки предоставления отчетной информации по их реализации. Данные документы ставят количественную планку в вопросе сокращения выброса парниковых газов, что и по сей день является главной целью в текущей климатической повестке.
Сокращение выброса парниковых газов, регламентируемое данными нормативными актами, реализуется через методические рекомендации ведомств (например, по добровольной инвентаризации выбросов) и отраслевые документы, как, например:
– Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» от 26.07.2019 N 195-ФЗ;
– Приказ Минэкономразвития РФ от 28.11.2014 № 767 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке показателей сокращения объема выбросов парниковых газов по секторам экономики»;
– Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2015г. № 716-р «Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации;
– Распоряжение Минприроды РФ от 16.04.2015 № 15-р «Об утверждении методических рекомендаций по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах РФ»;
– Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.06.2015г. № 300 «Об утверждении методических указаний и руководства по количественному определению объема выбросов парниковых газов организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации»
– Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2016 N 2344-р (ред. от 23.12.2019) «Об утверждении плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов»;
– Приказ Минприроды РФ от 29.06.2017 № 330 «Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов».
– Только начиная с 2015 года в Российской Федерации появляются такие нормативные акты, которые можно применить для расчетов выбросов парниковых газов. И с 2019 года вводятся методики для их предметного расчета с подробными указаниями:
– Приказ Минэнерго РФ от 16 августа 2019 г. № 865 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации для включения в сегмент в области электроэнергетики, теплоэнергетики и возобновляемых источников энергии государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм»
– Федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» от 26.07.2019 N 195-ФЗ (Закон предусматривает проведение с 01.01.2020 по 31.12.2024 эксперимента по квотированию загрязняющих воздух выбросов в крупных промышленных центрах.);
– Указ Президента РФ от 04.11.2020 N 666 «О сокращении выбросов парниковых газов»;
– Приказ Минобрнауки России от 5 февраля 2021 г. № 74 «О полигонах для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса» (Данный нормативно-правовой акт является первым на пути технологического контроля углеродного баланса);
– Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
– Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 N 3052-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».
И абсолютно новые законодательные акты, вступившие в силу только в этом году:
– Федеральный закон «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» от 06.03.2022 N 34-ФЗ (Эксперимент, предусмотренный настоящим документом, проводится на территории Сахалинской области с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года включительно, на территориях иных субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент, — в сроки, установленные путем внесения изменений в настоящий документ);
– Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17.02.2022 № 106 «Об утверждении методики определения высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха»;
– Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»;
– Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 518 «О порядке определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц» (вместе с «Правилами определения платы за оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц»);
– Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.05.2022 № 371 «Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов».
Таким образом, нормативно правовые акты Российской Федерации в области изменения климата являются взаимосвязанными с международными. Большое влияние на российское право в области изменения климата оказали такие законы как: Закон о ратификации Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Киотский протокол и Парижское соглашение [3, с. 65–67].
На данный момент многие страны приняли Парижское соглашение по климату и активно действуют по его принципам. Некоторые представители крупного и среднего бизнеса рассматривают внедрение положений низкоуглеродной экономики не как дополнительные издержки, а скорее, как новый источник прибыли. Ключевым решением по регулированию изменения климата является введение альтернативных источников энергии и уменьшение энергопотребления предприятий. [4, с. 84–86].
Введение низкоуглеродной политики является для России не менее актуальным, чем для других стран. На первый взгляд чтобы избежать изменения климата, которое имеет разрушительное действие для всех экосистем. Но и в рамках тренда на чистые технологии России нужно стремиться занять свою нишу для обеспечения технологического лидерства на мировой арене.
Литература:
1. The value of technology and of its evolution towards a low carbon economy / Tavoni, M., Cian De [и др.]. — Текст: непосредственный // Climatic Change. — 2012. — № 114:39–57. — С. 39–40.
2. Бобылев, С. Н. Экосистемные услуги и экономика / С. Н. Бобылев, В. М. Захаров. — Москва: Типография ЛЕВКО, 2009. — 72 c. — Текст: непосредственный.
3. Никонов, Р. В. Правовое регулирование охраны климата в российском законодательстве: становление и перспективы развития / Р. В. Никонов, А. В. Скутнев. — Текст: непосредственный // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2016. — № 30. — С. 65–67.
4. Фирова, И. П. Современные подходы к повышению устойчивости экономики в условиях изменения климата / И. П. Фирова. — Текст: непосредственный // Наука и бизнес: пути развития. — 2017. — № 5 (71). — С. 84–86.