Понятие государственного контроля (надзора) содержится в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) и определяется как деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, которая направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований юридическими лицами и их должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями [2]. Отметим, что в данном акте наблюдается смешение понятий «контроль» и «надзор». и законодатель фактически употребляет их как равнозначные. Бесспорным является осуществление надзорной функции Прокуратурой Российской Федерации, о чем четко прописано в ст. 129 Конституции РФ. [1] Наиболее яркой характеристикой надзора является требование о том, что прокуратура не подменяет другие контролирующие органы, а осуществляет именно надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица исполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 248-ФЗ [3] (далее — Федеральный закон N 248-ФЗ). Однако он не применяется к видам контроля (надзора), перечисленным в ч. 4, 5 ст. 2 указанного Закона, в их числе налоговый, валютный и таможенный контроль.
Осуществление государственного контроля (надзора) реализуется посредством:
организации и проведения проверок, а также мероприятий по контролю, которые осуществляются без взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности;
организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также принятия мер по пресечению (устранению) последствий в случае их выявления.
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности направлен на:
— повышение их правовой защищенности;
— обеспечение свободы экономической деятельности и благоприятного инвестиционного климата;
— снижение административного давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов;
— соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов;
— предупреждение рейдерских захватов собственности. [8]
В ходе выступления в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 апреля 2022 года с докладом о состоянии законности и правопорядка в 2021 году и о проделанной работе по их укреплению, Генеральный прокурор Российской Федерации И.В Краснов. отметил, что в числе основных мер поддержки экономики остается создание благоприятных условий для ведения в стране бизнеса.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — Постановление № 336), в 2022 г. по общему правилу плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. [5]
В то же время, прокурорами выявлено порядка 800 незаконных проверок, в том числе проведенных вопреки установленному Постановлением N 336 мораторию.
Установлено, что в 2022 г. могут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия, только в отношении ряда объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и федерального государственного пожарного надзора. К их числу относятся дошкольное и начальное общее образование, деятельность по организации общественного питания детей, деятельность детских лагерей на время каникул и другие. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия также проводятся в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности, а также в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.
В указанных случаях вместо плановых контрольных (надзорных) мероприятий может быть осуществлен профилактический визит, от которого контролируемое лицо не имеет права отказаться. В то же время, допускается проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, которые не требуют согласования с органами прокуратуры. Однако, выдача предписаний по итогам проведения подобных контрольных мероприятий не допускается. Так, например, руководствуясь ч. 1 ст. 45 Федерального закона N 248-ФЗ . контрольными (надзорными) органами могут проводиться профилактические мероприятия в виде: информирования; обобщения правоприменительной практики; мер стимулирования добросовестности; объявления предостережения; консультирования; самообследования; профилактического визита. [3]
Важным является также и тот факт, что Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520, которое установило особенности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении субъектов малого предпринимательства в 2022 г., не отменено. Так, по общему правилу в 2022 г. в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства плановые контрольные (надзорные) мероприятия также не проводятся. [4]
В то же время проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, возможно по согласованию с органами прокуратуры в случаях непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Следует отметить, что проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без согласования с органами прокуратуры возможно исключительно по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Однако, в связи с изменениями, внесенными 20.04.2022 в Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» направление подобных требований возможно при условии строгого согласования с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. В то же время, направление требований о проведении проверок прокурорами городов, районов и приравненными к ним специализированными прокурорами и вовсе не допускается. Настоящим приказом также утвержден порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [6]
В настоящее время отмечается юридически последовательная тенденция к снижению административной нагрузки. В первую очередь, в рамках прокурорского надзора она выражается в возможности проведения проверок исключительно по требованию прокурора. Последнее свидетельствует об усилении надзора за защитой прав предпринимателей, а также снижению числа незаконных контрольно-надзорных мероприятий. Кроме того, наблюдается рост пресеченных нарушений, связанных с направлением запросов на согласование внеплановых проверок. Выявление подобных нарушений на этапе согласования, а также наличие самого механизма согласования является несомненным инструментом защиты прав предпринимателей. «Реализация прокурорами полномочий в сфере государственного и муниципального контроля стала барьером для незаконных проверок и эффективным способом защиты свободы экономической деятельности». [7]
В современных реалиях, деятельность органов прокуратуры по защите прав предпринимателей приобретает еще большую значимость и преследует цель предупреждения новых нарушений прав предпринимателей в связи с еще более острой необходимостью создания благоприятного экономического климата и условий для ведения в стране бизнеса.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412
- Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», // «Российская газета», N 266, 30.12.2008
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»//«Российская газета», N 171, 05.08.2020
- Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 13.09.2021, N 37, ст. 6540
- Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», «Собрание законодательства РФ», 14.03.2022, N 11, ст. 1715
- Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» «Законность», N 5, 2009.
- Л. В. Зюзенкова Полномочия прокурора по защите прав предпринимателей при реализации контролирующими органами контрольно-надзорных функций // Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: научно-методическое пособие–М., 2014. С. 156
- Паламарчук А. В. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав предпринимателей // Законность. 2014. N 5. С. 3–7.