Оптация как основание приобретения российского гражданства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 15.11.2022

Статья просмотрена: 1003 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, А. К. Оптация как основание приобретения российского гражданства / А. К. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96373/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автором рассмотрено понятие и порядок приобретения российского гражданства в порядке выбора (оптации). Обозначены признаки оптации и проблемы ее применения. Сделан вывод о значимости данного способа приобретения гражданства в современный период.

Ключевые слова : конституционное право, гражданство Российской Федерации, приобретение гражданства, оптация.

In the article, the author considers the concept and procedure for acquiring Russian citizenship in the order of choice (option). The signs of the option and the problems of its application are indicated. The conclusion is made about the importance of this method of acquiring citizenship in the modern period.

Keywords : constitutional law, citizenship of the Russian Federation, acquisition of citizenship, option.

Современный период характеризуется сложными политическими и глобализационными процессами, в настоящий момент продолжается процесс государствообразования. Территории государств изменяются, изменяется и их государственная граница. Ярким историческим примером такого процесса стал распад СССР, в связи с чем возникал необходимость определения принадлежности гражданства у миллионов людей.

С учетом исторического опыта, действующее законодательство России о гражданстве предусматривает право лиц, проживающих на территории, государственно-территориальная принадлежность которой изменена, на выбор гражданства (оптацию). При этом, важным условием является соблюдение процедуры — порядка и сроков определения гражданства, а также то, что данное право должно быть предусмотрено международным договором или соглашением, которое является правовым основанием изменением государственной принадлежности такой территории.

Из указанного проистекает важная правовая особенность оптации как основания приобретения российского гражданства — она должна быть предусмотрена не только национальным, но и международным законодательством, так как право на выбор гражданств определяется договоренностью государств, имеющей взаимный и двухсторонний характер [1, с. 44].

Оптация как основание приобретения гражданства стала наиболее актуальным основанием приобретения российского гражданства в связи с тремя историческими событиями: распадом Советского Союза, вхождения в состав Российской Федерации Республики Крым, а также в связи с последним историческим событием от 4 октября 2022 года — вхождением в состав России Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей.

Правовое регулирование изменения гражданства в порядке оптации предусмотрена ст. 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве» [2] и происходит в случае изменения государственной границы России. В таких случаях, согласно положениями международных договоров и соглашений, лица, проживающие на территориях с измененной государственной принадлежностью, имеют право на выбор гражданства [3, с. 71].

Самым ярким примером в российской истории, связанной с таким основанием приобретения гражданства как оптация, является изменение гражданства при распаде СССР. В результате данного исторического события, появилось множество новых государств. В ходе данного государствообразующего процесса и определения данными государствами своего суверенитета, как полагают многие исследователи, право на выбор гражданства населением данных государств было нарушено.

Так, после принятия Крыма и Севастополя в состав России, в результате обще крымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, а также после принятия в состав Российской Федерации Запорожской, Луганской, Донецкой, Херсонской областей, граждане которых также проголосовали на референдуме за присоединение к России, упрощена процедура получения гражданства жителям указанных регионов.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на указанные даты на территории Республики Крым, территории города федерального значения Севастополя, Донецкой, Херсонской, Запорожской и Луганской областей, смогут получить российское гражданство. Исключением будут являться лица, которые в течение месяца, со дня официального присоединения указанных областей (21 марта 2014 года и 4 октября 2022 года соответственно), изъявят желание сохранить ранее имевшееся у них гражданство, лицо остаться лицами без гражданства. Такое решение указанные граждане могут принимать в отношении гражданства своих несовершеннолетних детей [4, 5, 6, 7, 8].

Вместе с тем, реализация данной нормы на практике в отношении жителей Крыма вызвала определенные сложности. В частности, в одной конкретной ситуации был поднят вопрос о том, что государство реализует свое суверенное право по признанию отдельных лиц своими гражданами, вопреки их воле и желания. Примером является дело уроженца Республики Крым, гражданина Украины Н., признанного на основании ст. 5 Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в состав РФ новых субъектов» гражданином Российской Федерации. Установлено, что Н., находясь в России в местах лишения свободы, не подавал заявлений ни об отказе от российского гражданства, ни о сохранении гражданства Украины, ни о приобретении гражданства РФ, в связи с чем продолжал считать себя исключительно гражданином Украины и полагал, что для получения российского гражданства необходимо проявить активное волеизъявление. По мнению Генеральной Прокуратуры РФ, правовых оснований для признания Н. иностранным гражданином не имеется, поскольку согласно ст. 5 вышеуказанного Договора Н. признается гражданином России и отсутствует соглашение о двойном гражданстве с Украиной.

Кроме того, Конституционный Суд РФ признал ст. 5 рассматриваемого Договора не противоречащей Конституции РФ [9], поскольку положения указанной статьи не принуждают к отказу от имеющейся на день принятия Республики Крым в Российскую Федерацию гражданства и гарантируют приобретение при желании гражданства РФ без необходимости предпринимать для этого какие-либо действия. Интересной в данном случае является правовая позиция Конституционного суда РФ, сформулированная следующим образом: «положения указанной статьи гарантируют приобретение гражданства РФ при желании на то лица» [10]. Между тем вышеуказанный гражданин Н. такого желания или как он сам отмечает активного волеизъявления, не изъявлял, однако все равно, вопреки его воле и желанию, был признан гражданином РФ [11, с. 25].

Следует отметить, что данный пункт не требует проживания на территории РФ. Если обратиться к части 2 ст. 13 ФЗ «О гражданстве», то можно заметить, что для ее применения проживание на территории РФ требуется, но условие о пятилетнем сроке проживания на территории РФ соблюдать не нужно.

«Кроме того, под эту часть подпадает более широкий круг лиц. Сюда относятся: лица, родившиеся на территории РСФСР и имеющие гражданство СССР; лица, состоящие в браке с гражданином РФ не менее трех лет; лица, являющиеся нетрудоспособными и имеющие трудоспособного и совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ; лица, имеющие ребенка-гражданина РФ, в случае, если другой родитель-гражданин РФ умер, признан безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным или лишен родительских прав или ограничен в них; лица, имеющие совершеннолетнего ребенка-гражданина РФ, признанного недееспособным, ограниченно дееспособным, в случае, если другой родитель этого ребенка умер, признан безвестно отсутствующим, недееспособным, ограниченно дееспособным или лишен родительских прав или ограничен в них и т. д». [12, с. 35].

Исследуя вопросы правомерности реализации права на гражданство в результате оптации, С. Н. Бабурин пишет о том, что при изменении государственных границ государства и государственной принадлежности той или иной территории, включая приобретение независимости, либо подпадание под юрисдикцию другого государства, население такой территории может действовать в зависимости от обстоятельств тремя разными путями в вопросах определения своего гражданства [13, с. 59]:

  1. Реализовать право на получение гражданства вновь образованного государства в безусловном порядке;
  2. Реализовать право на сохранность гражданства той страны, которой ранее принадлежала территория, на которой он проживал, при этом у него есть право выезда на территорию государства, принадлежность к гражданству, которое он подтвердил;
  3. Реализовать право на сохранение гражданства государства — правопреемника, при реализации права выезда на территорию своего государства.

При этом, независимо от выбора пути реализации права на гражданство, юридическое оформление гражданской принадлежности осуществлялось в упрощенном порядке.

Таким образом, оптация — это выбор гражданства в связи с переходом территории одного государства к другому. Оптация является возможностью выбора гражданства населения такой территории и возможность или сохранения гражданства с прежним государством, либо выбор гражданства нового государства. Значимость оптации появляется в том, что несмотря на политические процессы изменения территориальной принадлежности, государства признают значимость института гражданства и представляют своим гражданам выбор связи со старым или новым государством, пресекая возникновение безгражданства.

Литература:

  1. Суханов Б. М. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации // Мавлютовские чтения: материалы XIV Всероссийской молодежной научной конференции: в 7 т. Уфа, 2020. С. 40–46.
  2. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  3. Шулаева Н. А. Институт гражданства в российской федерации: правовые аспекты // Современная студенческая наука: актуальные задачи, проблемы и перспективы: материалы международной студенческой научной конференции. В 5-ти частях. Белгород, 2019. С. 68–72.
  4. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ в (ред. от 30 декабря 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 12. С. 1201.
  5. О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики // Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 5-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6930.
  6. О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Луганской Народной Республики: Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6931.
  7. О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Запорожской области: Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6932.
  8. О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Херсонской области: Федеральный конституционный закон от 4 октября 2022 г. № 8-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2022. № 41. Ст. 6933;.
  9. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  10. По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов: Постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2014 г. № 6-П // Собрание законодательства РФ. 2014. № 13. Ст. 1527.
  11. Воронина Н. А., Хазов Е. Н. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке: проблемы и перспективы // Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 1. С. 24–28.
  12. Кузнецов Н. Ю. Институт гражданства в российском законодательстве // Актуальные проблемы юридической науки и практики: Гатчинские чтения — 2016. Трибуна молодого ученого. Гатчина, 2016. С. 34–37.
  13. Изотова Е. Н. Институт гражданства Российской Федерации: особенности становления, правовое регулирование: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2015. 171.
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, российское гражданство, выбор гражданства, гражданство, лицо, гражданин Украины, Российская Федерация, территория, территория РФ, активное волеизъявление.


Ключевые слова

конституционное право, приобретение гражданства, оптация, гражданство Российской Федерации

Похожие статьи

Институт гражданства вводится в Российское законодательство...

...Крыма гражданство Российской Федерации, при этом не теряя гражданство Украины.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются на основе фундаментальных.

В 2015 году на территорию Российской Федерации въехало более 17 миллионов. Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году.

Упрощение порядка приобретения российского гражданства

Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами «б»-«г» статьи 11 Федерального закона «О гражданстве РФ» (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации».

Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без...

Иностранные граждане при въезде на территорию РФ, а также лица, лишенные гражданства, должны встать на миграционный учет в соответствии с ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Некоторые проблемы института гражданства в РФ

Так, Братья Е. и А. получили письма, из которых им стало известно, что они были признаны не приобретшими гражданство РФ [7]. В 2006 году, еще, будучи несовершеннолетними, Е. и А. приобрели гражданство РФ, в упрощенном порядке по заявлению их отца — гражданина РФ.

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане...

В статье закреплены основы гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

вы родились на территории РФ; вы состоите в браке с гражданином РФ

3. Выбор гражданства — «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве).

Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Также без соблюдения п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона гражданство РФ могут получить лица

Следует отметить, что данный пункт не требует проживания на территории РФ.

Статья 6 Конституции РФ также содержит фундаментальные принципы гражданства в РФ. ‒ Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации...

Российская Федерация, гражданин, лицо, территория России...

Российская Федерация, гражданин, категория граждан, лицо, получение визы, территория России, трудовая деятельность, комплексное представление, конституционно-правовой статус, правовое положение.

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан...

Кроме того, внимания заслуживает постоянное проживание на территории России иностранных граждан. Ранее, при наличии определенных оснований и юридических фактов, предоставлялся вид на жительство иностранным гражданам, имеющих разрешение на временное проживание.

Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой...

...слова: прекращение гражданства, выход из гражданства, государство, гражданин.

Выход из гражданства лица, проживающего в России, согласно статье 19 вышеуказанного

Конечно же, существуют и основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Случаи изменения территории РФ. В статье 21 ФЗ «О гражданстве» указывается, что в...

Помощь соотечественникам в получении гражданства России

...согласно статистическим данным МВД РФ, гражданство Российской Федерации приобрели 148 233 человека.

Востоке Украины, количество лиц, желающих приобрести гражданство России, будет

В статье закреплены основы гражданства Российской Федерации.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году...

Похожие статьи

Институт гражданства вводится в Российское законодательство...

...Крыма гражданство Российской Федерации, при этом не теряя гражданство Украины.

Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются на основе фундаментальных.

В 2015 году на территорию Российской Федерации въехало более 17 миллионов. Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году.

Упрощение порядка приобретения российского гражданства

Федерации по одному из оснований, предусмотренных пунктами «б»-«г» статьи 11 Федерального закона «О гражданстве РФ» (за исключением лиц, указанных в части второй настоящей статьи), обязано принести Присягу гражданина Российской Федерации».

Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без...

Иностранные граждане при въезде на территорию РФ, а также лица, лишенные гражданства, должны встать на миграционный учет в соответствии с ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Некоторые проблемы института гражданства в РФ

Так, Братья Е. и А. получили письма, из которых им стало известно, что они были признаны не приобретшими гражданство РФ [7]. В 2006 году, еще, будучи несовершеннолетними, Е. и А. приобрели гражданство РФ, в упрощенном порядке по заявлению их отца — гражданина РФ.

гражданин Российской Федерации, иностранные граждане...

В статье закреплены основы гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

вы родились на территории РФ; вы состоите в браке с гражданином РФ

3. Выбор гражданства — «оптация» (ст. 21 Закона о гражданстве).

Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Также без соблюдения п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона гражданство РФ могут получить лица

Следует отметить, что данный пункт не требует проживания на территории РФ.

Статья 6 Конституции РФ также содержит фундаментальные принципы гражданства в РФ. ‒ Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации...

Российская Федерация, гражданин, лицо, территория России...

Российская Федерация, гражданин, категория граждан, лицо, получение визы, территория России, трудовая деятельность, комплексное представление, конституционно-правовой статус, правовое положение.

Актуальные вопросы правового положения иностранных граждан...

Кроме того, внимания заслуживает постоянное проживание на территории России иностранных граждан. Ранее, при наличии определенных оснований и юридических фактов, предоставлялся вид на жительство иностранным гражданам, имеющих разрешение на временное проживание.

Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой...

...слова: прекращение гражданства, выход из гражданства, государство, гражданин.

Выход из гражданства лица, проживающего в России, согласно статье 19 вышеуказанного

Конечно же, существуют и основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Случаи изменения территории РФ. В статье 21 ФЗ «О гражданстве» указывается, что в...

Помощь соотечественникам в получении гражданства России

...согласно статистическим данным МВД РФ, гражданство Российской Федерации приобрели 148 233 человека.

Востоке Украины, количество лиц, желающих приобрести гражданство России, будет

В статье закреплены основы гражданства Российской Федерации.

Среди иностранных граждан, приобретших гражданство Российской Федерации в 2015 году...

Задать вопрос