В статье рассматривается вопрос о субъективных признаках преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ. Автором рассмотрены проблемы применения субъективных признаков на практике и предложены пути их устранения.
Ключевые слова: вина, доведение до самоубийства, косвенный умысел, мотив, прямой умысел, субъективная сторона, субъект преступления.
Действия лица, совершаемые во время преступления, которые связаны с его психической деятельностью можно охарактеризовать как субъективную сторону в теории уголовного права. В данном понятии объективной стороной выступает факт совершения преступления лицом.
Многие отмечают, что субъективная сторона представляет собой весьма сложный элемент, который встречается в ходе совершения преступления. С целью установить субъективную сторону в преступлениях, связанных с таким деянием как доведение до самоубийства, необходимо предоставить оценку психическому состоянию личности в период совершения преступного деяния. Важным является также оценка понимания субъектом преступления последствий, которые могу наступить вследствие совершенного преступления. Помимо оценки психической составляющей, необходимо обратить внимание на установление вины, а именно ее корректность и правильность. Это связано с тем, что доведение до самоубийства можно связать с рядом других преступлений, которые могут совпадать по некоторым признакам. Пленум Верховного Суда Российской Федерации устанавливает особенную значимость установления субъективной стороны в преступных деяниях. Назначение наказания должно отталкиваться не только от объективной стороны, но также и от субъективной, беря во внимание вид умысла, мотив и цель совершаемого лицом преступления [3].
Ученые высказывают противоположные мнения касательно вопроса субъективной стороны.
С точки зрения многих авторов, доведение до самоубийства необходимо причислять к категории умышленных преступных деяний, будь они косвенными или прямыми. Альтернативное мнение высказал ученый-юрист Г. Н. Борзенков, который считает, что довести до самоубийства можно по неосторожности. Рассматривая данное мнение с нормативной точки зрения, стоит отметить, что Уголовный кодекс РФ в ч.2 ст. 24 исключает ответственность по такому основанию, исходя из того, что в ст. 110 этого же кодекса отсутствует информация о неосторожной форме вины [2]. В рамках нашего исследования мы склонны придерживаться иной точки зрения. Вновь обратившись к ч. 2 ст. 24 УК РФ можно найти обстоятельство, которое определяется в Особой части уголовного закона. Согласно нему, преступления по некоторым составам совершаются исключительно по неосторожности, тот момент, что в статье 110 УК РФ нет указания на форму вины, означает, что преступное деяние, а именно доведение до самоубийства может быть, как и с умыслом, так и без него.
В УК Армении существует только одна норма о самоубийстве (ст. 110 УК РА «Доведение до самоубийства») в ней определен формат виновности, данная статья считается преступной, совершенной будь, то косвенно, то по неосторожности. Подобная точка зрения, как результат, для российского уголовного закона может служить улучшением, поскольку такое описание нормы уголовного права ликвидирует неоднозначность в объяснениях субъективной стороны доведения до суицида при рассмотрении данных уголовных дел. Норма, описанная выше, помогает правоохранительным и следственным органам вычислить преступное деяние на раннем этапе обращения.
В. Б. Малинин и Э. Ф. Побегайло целиком и полностью согласны с данной позицией, а также указывают, что «в диспозиции закона не определяется форма вины по отношению к последствиям в виде самоубийства потерпевшего» [5].
В положениях ч. 2 ст. 24 Уголовного кодекса Российской Федерации, указано, что преступное деяние может быть совершенно сознательно или по неосторожности. Однако, если преступное деяние было совершенно по неосторожности, то в данном умысле можно увидеть умышленную форму.
Мнения, что такое преступление как доведение до самоубийства, может произойти как по умыслу, так и по неосторожности, придерживается профессор А. И. Рарог [4].
Давайте вернемся к нашему видению проблемы данного исследования. Если было доказано, что доведение до самоубийства было умышленным, то данное преступное деяние следует относить к 105 статье УК РФ.
Субъективная сторона преступного деяния содержит в себе такие необязательные признаки, к примеру: мотив, цель или же эмоции. В настоящее время эти признаки не имеют никакого значения для квалификации тяжести рассматриваемого преступного деяния, но их значимость в квалификации содеянного весьма высока.
В. Ш. Аюпов считает, что мотивом для доведения человека до самоубийства, может быть все, что угодно, к примеру: зависть, личная неприязнь, корыстный умысел и т. п. Сам по себе мотив не имеет никакого значения, однако суд может учитывать данный момент, при вынесении наказания [1].
Лицо, достигшее 16 лет, может служить ответчиком за совершение преступного деяния по статье 110 УК РФ.
Опять же, возвращаясь к нашему видению, мы считаем, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, должен быть снижен. Все это обусловлено тем, что большое количество данных преступных деяний совершается несовершеннолетними лицами, судя по новостным данным различных СМИ.
Исходя из всего вышесказанного, необходимо сделать несколько выводов, а именно:
1) ст. 110 Уголовного кодекса РФ определяет, что преступление может иметь как умышленный характер, так и может совершаться по неосторожности;
2) если в преступном деянии присутствует мотив, то следует рассматривать его по 105 статье УК РФ;
3) минимальный возраст уголовного преследования должен быть равен 14 лет, так преступления в основном совершаются несовершеннолетними.
Литература:
- Аюпов В. Ш. Содержание субъективной стороны доведения до самоубийства (ст. 110 УК РФ) // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 2 (4). — С. 15.
- Борзенков Г. Н. Квалификация преступлений против жизни и здоровья: учебно-практическое пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2005.
- Постановление ВС РФ № 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru (дата обращения: 05.11.2022).
- Рарог А И. Вина в советском уголовном праве: монография / науч. ред. Б. В. Здравомыслов. — М.: Проспект, 2018.
- Энциклопедия уголовного права. Т. 13. Преступления против жизни и здоровья. Издание профессора Малинина. СПб, 2013.