Статья посвящена рассмотрению отличительных особенностей ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Ведение бухгалтерского учета является обязанностью любой организации. Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К некоммерческим относят муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными. В бюджетном учете крайне много особенностей и нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Это обусловлено тем, что деятельность последних имеет узкую направленность и регулируется специальным бюджетным законодательством. Целью настоящей статьи является выявить характерные особенности ведения бюджетного учета, дать характеристику и выявить отличительные черты ведения бюджетного учета от коммерческого.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, бюджетная организация, особенности.
Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные учреждения, распределяют финансирование, которое поступает из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Помимо того, что бухгалтерия госучреждений подчиняется общероссийским законодательным актам, она также регулируется федеральными стандартами.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении. Данная система содержит информацию о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и операциях, приводящих к изменению активов и обязательств.
Бюджетный учет отличается от коммерческого тем, что имеет более сложную систему методов и более высокую степень контроля точности. Деятельность бюджетных организаций предполагает использование иных правил, которые имеют особые характерные особенности, отличающиеся от правил ведения бухгалтерского учета в коммерческих организациях. В отличие от коммерческих организаций, задачей бухгалтерского учета в части бюджетных учреждений заключается не только в предоставлении информации для принятия инвестиционных и управленческих решений, но и обеспечение контроля со стороны органов государственной власти за деятельностью этих органов [1].
При ведении бухгалтерского учета в бюджетных организациях должны учитываться общие правила. Для этого используются следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители [2].
Несмотря на то, что основные принципы бухгалтерского учета одинаковы в любой организации. Однако учет в бюджетных организациях особенный: все эти задачи отражаются на бухгалтерских счетах несколько иначе. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах [3].
Далее в данной статье мы рассмотрим самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур, на которые стоит обратить особое внимание и сделать выводы.
Во-первых, главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерского учета является план счетов. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный план счетов, содержащий 26 разрядов. А также стоит подчеркнуть, что номера счетов и их наименования не совпадают с планом счетов коммерческой организации.
Во — вторых, помимо общих нормативных установок, прописанных в ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ, бюджетные сферы применяют дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы. В бухгалтерии бюджетной организации обязательно учитывать общие нормативно-правовые акты данной сферы, и отраслевую специфику. Организация может относиться к здравоохранению, науке, культуре, образованию [4].
В-третьих, финансирование коммерческих организаций является частным делом и может осуществляться за счет личных средств учредителя или банковских кредитов. Государственный сектор, как следует из названия, финансируется государством. Финансирование выделяются на выполнение государственных заданий, на временное распоряжение, на медицинское страхование и т. д. [5]
В-четвертых, имеются отличия предоставления отчетности в контролирующие органы, а именно в составе документации и в сроках предоставления, т. к. для бюджетных организаций разработан собственный график и периодичность. В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой сфере, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.
В-пятых, отражение средств на балансе также имеет несколько серьёзных различий. Рассматривая их более подробно, выявляем следующее:
– Вне зависимости от формы организации баланс состоит из актива и пассива. Разница в том, что бюджетные организации распределяют эти статьи отдельно, отражая применение целевых средств и собственную прибыль.
– Если в бюджетном секторе активы делятся — на финансовые и нефинансовые, а средства — на материальные и денежные, то в коммерческих предприятиях существует принципиально иное деление.
– Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая сфера разделяет их по срокам [6].
Бюджетный и коммерческий бухгалтерский учет глобально различаются на всех уровнях существования, включая объекты учета, ПБУ, учет и состав активов и обязательств, порядок составления отчетности. Правительства постоянно совершенствуют системы бюджетного учета, внося в них различные изменения.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что бюджетный учет, в отличие от учета коммерческих предприятий, более строго регламентирован и имеет более сложную организацию аналитического учета. При постоянном совершенстве бюджетного законодательства и, как следствие, недостаточности теоретического материала, большинству специалистов в сфере бюджетного учета приходится осваивать специфику его ведения самостоятельно. Поэтому бухгалтеры в организациях с бюджетом должны быть в курсе нововведений, изучая обновления законодательства, читая специальную литературу и посещая специализированные семинары.
Литература:
- Коренкова С. И. Учебное пособие/ СПО Бюджетный учет и отчетность, 2019 г., 7–30 с.
- Опарина, С. И. Бюджетный учет и отчетность. Часть 1. Учебник и практикум / С. И. Опарина, Т. И. Кришталева, А. И. Гурко, 2019 г., 607 c.
- Богаченко В. М. Основы бухгалтерского учета. Учебник. М.: Феникс, 2021г,. 188 c.
- Федеральные стандарты для организаций бюджетной сферы -https://www.consultant.ru
- Селищев, Николай 1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения. Практическое руководство по ведению бюджетного учета, 2019 г., — 320 c.
- Текст научной статьи. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Курочкин А. А.