Некоторые вопросы привлечения к юридической ответственности за незаконное использование «Пушкинской карты» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 10.11.2022

Статья просмотрена: 1722 раза

Библиографическое описание:

Акладская, А. В. Некоторые вопросы привлечения к юридической ответственности за незаконное использование «Пушкинской карты» / А. В. Акладская, М. А. Мищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96161/ (дата обращения: 19.11.2024).



«Пушкинская карта» является новым социальным проектом, направленным на повышение уровня культуры и популяризацию посещения различных музеев, театров, выставок молодежью за счёт средств бюджета Российской Федерации. Данная программа — результат кооперации Министерства культуры Российской Федерации и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии Акционерного Общества «Почта Банк».

Целью работы является исследование некоторых вопросов привлечения к юридической ответственности за незаконное использование «Пушкинской карты», а также информирование молодёжи России о правилах ее использования.

В настоящее время данная тема имеет особую актуальность, по причине новизны социального проекта «Пушкинская карта», стартовавшего 1 сентября 2021 года. В настоящее время не все держатели карт в полном объёме изучили все правила и условия использования предлагаемого продукта. Новаторская культурная программа имеет ряд недоработок, в виду которых у недобросовестных граждан появлялась возможность использовать выделенные средства не по назначению. Неправомерные деяния с «Пушкинской картой» были совершены в начале старта программы, в сентябре 2021 года.

Государство предоставляет гражданам меры социальной поддержки, которые согласно федеральному закону от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» оказываются в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан, создания необходимых условий для обеспечения доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, повышения доходов населения, снижения уровня социального неравенства [15]. «Пушкинская карта» является по своей правовой природе социальной картой, предназначением которой является создание необходимых условий для общедоступности учреждений культуры и мероприятий для граждан РФ в возрасте от 14 до 22 лет. Номинал карты в 2021 году составлял 3 000 рублей. Перечень культурных мероприятий и учреждений доступных для посещения определен в Афише «Пушкинской карты» на сайте «Госуслуги. Культура». В рамках проведения Прямой линии с Президентом Российской Федерации 31 июня 2021 года сам Президент, являясь инициатором создания данной социально-культурной программы, упомянул о скором старте проекта. Уже 31 июля 2021 года вышло Распоряжение Правительства РФ от 31.07.2021 года № 2122-р «О выделении Минкультуры России в 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление субсидии акционерному обществу «Почта Банк»». На реализацию новой программы было выделено 3,9 млрд рублей из резервного фонда Правительства Российской Федерации, а на Министерство Культуры России было возложена функция по контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований. «Пушкинская карта» является государственной социальной помощью гражданам Российской Федерации со стороны Российской Федерации.

Карта, являясь именной, то есть индивидуальной, предоставляет возможность ее держателю приобрести именные билеты на мероприятия, направленные на культурное просвещение молодых граждан РФ. Выбор учреждения культуры или конкретного мероприятия не ограничен пределами конкретного субъекта Российской Федерации, ведь в программе участвуют более 800 федеральных и региональных учреждений культуры на всей территории Российской Федерации. Более того, билеты, приобретенные с помощью «Пушкинской карты», подлежат возврату, как билеты, приобретенные гражданами за собственные денежные средства.

Обозначим некоторые причины, из-за которых при использовании карты возникали как попытки неправомерных деяний, так и конкретные нарушения законодательства Российской Федерации.

На старте проекта имело место быть нецелевое использование средств «Пушкинской карты» со стороны их обладателей по причине недоработок в защите средств на карте в силу отсутствия опыта реализации таких проектов. Часть держателей карт приобрели с помощью «Пушкинской карты» билеты на мероприятия, которые не включены в перечень доступных для посещения за счет средств карты, таких как концерты современных поп и рэп исполнителей, которые не способствуют культурному обогащению молодёжи России, пропагандируют ненормативную лексику, употребление алкоголя, табака и наркотических средств. Возможность нецелевого использования денежных средств была заблокирована в течение первой недели с момента запуска программы, однако уже купленные билеты не были аннулированы. Пресс-центр АО Почта Банк 4 сентября 2021 года сообщил, что списанные на нецелевые услуги культурные рубли были возвращены на карты, а заплатил за неправильное расходование бюджетных средств АО Почта Банк [10].

Одной из главных причин незаконного использования молодыми людьми возможностей социального проекта стало малое количество культурных объектов во многих населённых пунктах нашей страны. В связи с данным обстоятельством, молодые люди не находят для себя интересного для посещения места. В связи с отсутствием учреждений культуры в некоторых населенных пунктах, держатели карт находят иной путь получения пользы от карты, который является неправомерным, так как происходит использование карты не в тех целях, которые были установлены. Например, возникает стремление получить малую выгоду от программы «Пушкинская карта» путём продажи карты за более низкую стоимость, чем её номинал. Однако Интернет-ресурсы оперативно отреагировали на незаконные действия, в настоящее время сервисы блокируют подобные объявления. На фоне масштабных попыток конвертации культурных рублей в российскую валюту возникла почва для мошенничества. Как сообщает РИА Новости, в социальных сетях стали распространяться записи с предложением обналичить Пушкинскую карту за сумму от 100 до 1000 рублей. После перевода стоимости процедуры злоумышленники исчезали [7].

Проект имеет защиту от многочисленных способов обхода правил использования. Как уже упоминалось, каждая карта именная, соответственно, все билеты на мероприятия, приобретаемые с её помощью, также закреплены лично за её владельцем, соответственно, при входном контроле на культурное событие необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность.

Использование «Пушкинской карты» не по назначению было выявлено с первых дней старта данной программы. Однако далеко не все держатели данных карт осведомлены об ответственности, которая может наступить вследствие незаконных действий с картой.

Можно выделить две группы правонарушителей. С одной стороны, нарушения в использовании карты совершаются со стороны держателей карты. С другой стороны, неправомерные действия осуществляют и лица, которые держателями карты не являются.

Со стороны держателей карт были выявлены такие правонарушения: продажа карты (меры социальной поддержки граждан со стороны государства), обман и злоупотребление доверия с причинением имущественного вреда при продаже карты. В свою очередь, лица, не являющиеся держателями, осуществляют незаконное оформление «Пушкинской карты», обман по услуге обналичивания «Пушкинской карты», использование чужой «Пушкинской карты».

Рассмотрим неправомерные действия со стороны держателей карты. Во-первых, рассмотрим продажу «Пушкинской карты» ее держателем. Как упоминалось выше, «Пушкинская карта» является мерой социальной поддержки со стороны государства, не подлежит продаже или обмену на иные материальные блага, что было сказано министром культуры РФ О. Б. Любимовой [6]. Также ей было уточнено, что данные действия со стороны держателей являются мошенническими. Однако возникает вопрос: наказуемы ли такие действия держателей? На данный момент законодательством Российской Федерации не предусмотрено статьи за продажу социальной карты как меру социальной поддержки, которая предназначена для конкретной категории граждан. Привлечение по статье 159 Уголовного кодекса Мошенничество невозможно, так как никого обмана со стороны держателя не выявлено. Однако, если держатель карты при продаже уверяет покупателя в отсутствии проблем при дальнейшем использовании, данные действия следует квалифицировать по статье 7.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ведь держатель карты — продавец вводит в заблуждение покупателя с целью получения денежных средств от покупателя, причиняя ему имущественный вред. Дальнейшее использование карты покупателем невозможно, так как карта именная и оформлена на бывшего владельца, соответственно билеты, полученные с помощью карты будут оформлены на бывшего владельца.

На интернет-порталах лица, не являющиеся держателями карты выставляли предложения по обналичиванию Пушкинской карты с переводом денежных средств держателю. До момента блокировки подобных предложений, цена на услугу по обналичиванию не превышала 1000 рублей. Алгоритмы защиты карты не представляют возможности ее обладателю перевести «культурные рубли» на иные карты для личных целей. Лица, представляющие предложения по обналичиванию, совершают обман, вводят в заблуждение держателя карты о возможности проведения такой операции и вывода культурных рублей, так как на данный момент перевод денежных средств с «Пушкинской карты» невозможен. Такие действия со стороны лиц, предоставляющих услугу обналичивания, следовало бы квалифицировать по статье 7.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как лицо, осуществившее операцию по обналичиванию, причиняет имущественный вред держателю карты путем обмана и злоупотребления доверием держателя. Однако как следует поступить, если данное административное правонарушение имеет систематический характер? Привлекать лицо по одной и той же статье Кодекса РФ об административных правонарушениях не представляется целесообразным. Поэтому для пресечения данных деяний при их систематическом характере было бы целесообразно ввести уголовно-правовую норму, устанавливающую уголовную ответственность за причинение имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичные действия.

Рассмотрим действия со стороны лиц, которые держателями «Пушкинской карты» не являются.

Лицами, не имеющими права на получение «Пушкинской карты» (граждане Российской Федерации младше 14 и старше 22 лет, иностранные граждане и лица без гражданства) совершались попытки ее оформления, которые не приводили к незаконному владению картой благодаря мерам защиты программы посредством идентификации через «Госуслуги» или преставления документов в банке-участнике программы. Однако, если у лица все же получилось незаконно оформить карту на свое имя путем предоставления в учреждения и органы, оформляющие карту или проводившие подтверждение аккаунта на «Госуслугах», заведомо ложных недостоверных сведений или путем умолчания о прекращении оснований для получения социальных выплат, такие действия следовало бы квалифицировать по статье 159.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации [14].

Лица, покупающие Пушкинские карты (лица, которые не являются держателями), ответственности не подлежат, ведь сама покупка карты через Интернет-ресурс не является ни правонарушением, ни преступлением. Лицо, которое приобрело чужую Пушкинскую карту не сможет посещать культурные мероприятия, ведь билет выдается на имя оформившего карту гражданина, а на входе в культурное учреждение с лица потребуют документ, удостоверяющий личность, и в случае выявления несоответствия, лицо на мероприятие допущено не будет. Действия со стороны учреждения, оказывающие услуги по культурному досугу, при предъявлении гражданами именных билетов зафиксированы в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных ВС РФ 09.10.1992 N 3612–1.

Но является ли использование чужой карты преступлением или правонарушением? Если мы обратимся к законам субъектов, то незаконное использование чужой льготной карты, которая также является мерой социальной поддержки, квалифицируется как правонарушение, за которое предусмотрено наказание чаще всего в виде административного штрафа. Например, в Московской области за неправомерное использование документа, представляющего право на льготный проезд в наземном транспорте установлен штраф в размере 2500 рублей [4]. Однако «Пушкинская карта», являясь новой программой, не защищена от подобных действий юридически. Использование чужой «Пушкинской карты» также, по нашему мнению, не может квалифицироваться по статье 159.2 Уголовного Кодекса, так как покупатель приобрел карту посредством купли-продажи, а не незаконного оформления карты. Люди, которым будет отказано учреждением культуры в посещении мероприятия в виду несоответствия личности-держателя карты и лица, пришедшего на мероприятие, ответственности не понесут, ведь благодаря контролю на входе их деяние — незаконное нахождение на мероприятии за счет средств карты — совершено не будет. А люди, которых в силу разных обстоятельств все-таки проникли на мероприятие также не должны привлекаться к ответственности по статье 159.2 Уголовного Кодекса РФ, так как их деяние не несет общественной опасности и будет рассматриваться по юридической категории малозначительность.

Однако не каждый держатель карты может быть привлечён к юридической ответственности. Как упоминалось ранее, минимальный возраст получения «Пушкинской карты» составляет 14 лет. А административная ответственность по статье 7.27.1 КоАП и уголовная ответственность по статьям 159, 159.2, 159.3 УК РФ, предусмотрена для лиц от 16 лет. Граждане с 14 до 16 лет привлечены к ответственности не будут, что способствует распространению среди данной категории граждан криминальных замыслов в виду безнаказанности, что влияет на увеличение незаконный действий среди держателей карты от 14 до 16 лет. Лица от 16 лет, совершающие юридически наказуемые действия с картой, уже подлежат ответственности.

Попытка привлечь молодых граждан Российской Федерации к культурной жизни страны дала возможность молодым людям свободно посетить разнообразные мероприятия и учреждения, вошедшие в культурный досуг. Программа показала хорошую заинтересованность той части молодежи, оформившую «Пушкинскую карту», в искусстве, поэтому дальнейшую реализацию программа получила и в 2022 году, в котором сумма средств, которые граждане могут потратить на культурный досуг, достигла 5000 рублей. На момент середины мая 2022 года Пушкинской картой пользуются 3 млн человек, о чем сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова на просветительском марафоне «Новые горизонты» [2]. Вопрос о расширении категорий граждан-участников данной программой уже активно обсуждается. Заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова сообщила, то Пушкинская карта стала доступной к оформлению военнослужащих от 14 до 22 лет, которые проходят обучение в военных образовательных организациях [3]. Также предлагается распространить действие карты на многодетные и малообеспеченные семьи, а также на пожилых людей и инвалидов.

Подводя итоги, хочется уточнить, что «Пушкинская карта» — мера социальной поддержки молодых граждан России, которая направлена на достижение чётко определённой цели — обеспечение доступности посещения культурных мероприятий и учреждений. Использование карты в иных целях, кроме прямо для неё предусмотренных по организации гражданами своего культурного досуга, недопустимо. Возможное увеличение категорий граждан, имеющих право на получение Пушкинской карты и продление карты на десятилетие делают вопрос о привлечении к ответственности недобросовестных пользователей лишь более актуальным.

Литература:

  1. АО Почта Банк: официальный сайт. — режим доступа: https://www.pochtabank.ru/news/707552 — текст: электронный
  2. Голикова заявила, что Пушкинской картой активно пользуются 3 млн человек // ТАСС. 2022. URL: https://tass.ru/kultura/14655901 (дата обращения: 19.05.2022).
  3. Действие «Пушкинской карты» распространили на военных // ТАСС. 2022. URL: https://tass.ru/kultura/14613917 (дата обращения: 19.05.2022).
  4. Закон Московской области № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» // Интернет-портал Правительства Московской области (http://mosreg.ru).
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
  6. Любимова предупредила о мошенниках, продающих «Пушкинскую карту» // РИА НОВОСТИ. 2021. https://ria.ru/20210907/lyubimova-1749071401.html (дата обращения: 15.10.2021) Текст: электронный.
  7. Махинации и «обнал»: недетские шалости вокруг «Пушкинских карт» // Новости России, СНГ и мира ИА REGNUM. 2021. URL: https://regnum-ru.turbopages.org/regnum.ru/s/news/3364028.html (Дата обращения: 15.10.2021) Текст: электронный
  8. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612–1) (ред. от 30.04.2021) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 19.11.1992, № 46, ст. 2615.
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 (ред. от 29.06.2021) «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» //«Бюллетень Верховного Суда РФ». № 2. 2018
  10. Почта Банк подарит оплаченные «Пушкинской картой» билеты на концерты // Известия. 2021. https://iz.ru/1217253/2021–09–05/pochta-bank-podarit-oplachennye-pushkinskoi-kartoi-bilety-na-kontcerty (дата обращения: 15.10.2021) Текст: электронный.
  11. Президент Российской Федерации: официальный сайт. — Москва. — режим доступа: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 14.10.2021). — Текст: электронный;
  12. Приказ Минкультуры России от 29.06.2020 № 702 (ред. от 04.08.2021) «Об утверждении форм билета, абонемента и экскурсионной путевки (в том числе форм электронного билета, электронного абонемента и электронной экскурсионной путевки) на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия как бланки строгой отчетности» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2020 № 59670) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 2020;
  13. Распоряжение Правительства РФ от 31.07.2021 № 2122-р «О выделении Минкультуры России в 2021 году из резервного фонда правительства российской федерации бюджетных ассигнований на предоставление субсидии акционерному обществу «Почта Банк»»// Собрание Законодательства Российской Федерации. — 09.08.2021. № 32. Ст. 6059;
  14. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. ст. 2954.;
  15. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи» // «Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, держатель карты, лицо, действие, Пушкинская карта, социальная поддержка, имущественный вред, использование карты, культурный досуг, мероприятие.


Похожие статьи

Проблемные вопросы законодательства РФ, связанные с исполнением Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

Проблемы определения понятия «грубое нарушение обязанностей участника общества с ограниченной ответственностью» как основание исключения из него

Особенности семантики и употребления местоимения «каждый» на примере новогодних обращений президента России

К вопросу о целесообразности усложнения процедуры развода в РФ (на примере Указа 1944 г.)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Факторы, влияющие на состояние рынка ресторанов корейской кухни (на примере Санкт-Петербурга)

Проблемы толкования оценочного понятия «заведомо ложное публичное объявление» (статья 197 УК РФ)

Проблема унификации российского и казахстанского уголовного законодательства в сфере определения объекта наркопреступлений

Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи

К вопросу об использовании уроков практической направленности при изучении темы «ЧС техногенного происхождения»

Похожие статьи

Проблемные вопросы законодательства РФ, связанные с исполнением Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

Проблемы определения понятия «грубое нарушение обязанностей участника общества с ограниченной ответственностью» как основание исключения из него

Особенности семантики и употребления местоимения «каждый» на примере новогодних обращений президента России

К вопросу о целесообразности усложнения процедуры развода в РФ (на примере Указа 1944 г.)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Факторы, влияющие на состояние рынка ресторанов корейской кухни (на примере Санкт-Петербурга)

Проблемы толкования оценочного понятия «заведомо ложное публичное объявление» (статья 197 УК РФ)

Проблема унификации российского и казахстанского уголовного законодательства в сфере определения объекта наркопреступлений

Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи

К вопросу об использовании уроков практической направленности при изучении темы «ЧС техногенного происхождения»

Задать вопрос