К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (440) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.11.2022

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Половица, А. С. К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе / А. С. Половица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 45 (440). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/440/96146/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Ключевые слова: образовательная технология, современные педагогические технологии, традиционная система обучения.

Работа современного школьного учителя неразрывно связана с непрерывным изучением новых технологий работы с учениками. Педагог обязан отрегулировать способ проведения своих уроков с учетом уровня интеллектуальной подготовки класса и технической обеспеченностью кабинета.

Понятие педагогической технологии Понятие «педагогическая технология» и сегодня вызывает в научном и педагогическом сообществе споры и разночтения, так как его появление в системе школьного образования относится лишь к ХХ веку. Поиск наиболее существенных значений для толкования одного из главных элементов современного образования продолжается до сих пор.

Доктор педагогических наук В. Ф. Башарин выделяет ключевые понятия [1], которые многие исследователи вкладывают в термин «педагогическая технология». Обобщив имеющуюся информацию, мы можем сделать вывод, что в рамках одной технологии необходимо говорить об обязательной упорядоченности учебного процесса и о четко изложенных целях и задачах обучения.

Самыми точными и содержательными определениями образовательной технологии мы считаем следующие: образовательная технология — упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Таланчук) и образовательная технология — конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (Кларин). С опорой на эти дефиниции мы будем работать над ретроспективным анализом современных педагогических технологий обучения.

Проблема педагогических технологий рассматривалась учеными под разными углами зрения: аспект познавательных интересов учащихся (К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др.), в рамках методики преподавания русского языка (М. Т. Баранов, А. Д. Дейкина, А. В. Текучев, Е. А. Быстрова и др.), область средств повышения интереса к русскому языку (А. Д. Дейкина, Г. К. Селевко, П. М. Баев, И. Л. Бирова, В. М. Букатов и др.) и др.

Вне зависимости от школы или подхода базовая основа любой технологии образования остается неизменной: цель — средства — правила использования средств — результат.

Традиционная педагогическая технология сложилась в XVII веке и продолжает доминировать в современном образовательном пространстве, однако в ней обнаруживают себя не только плюсы, но и минусы. К положительным сторонам относятся систематический характер обучения , при котором реализуется принцип доступности образования, логика подачи материала , четкая организация процесса , учитель может контролировать весь процесс и оптимизировать затраты ресурсов при проведении занятия. Отрицательные стороны названной системы невозможно обойти стороной: урок построен по шаблону , время тратится не всегда эффективно , ученики мало взаимодействуют друг с другом, ориентировка на среднего ученика и отсутствие самостоятельности .

Так или иначе, но современные технологии обучения опираются на традиционную педагогическую систему и стараются на ее основе создать более совершенные технологии, способные исключить отрицательные аспекты.

В работе «Современные образовательные технологии» Г. К. Селевко [4] классифицирует педагогические технологии по разным основаниям, одно из которых — по направлению модернизации традиционной системы. Рассмотрим представленные в этом аспекте технологии с опорой на организационно-методические особенности.

Технология развивающих игр (Б. П. Никитин) [3]. Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с узорами, планами и картами, квадратами, термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, письменной или устной инструкции знакомя его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух-трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит) [4]. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на формирование базовых навыков человека открытого информационного пространства, на развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Коллективный способ обучения (А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко) [2]. Каждый ученик в процессе обучения систематически является обучаемым и обучающим. Вместо старого педагогического процесса, строящегося на использовании трёх традиционных форм (групповой, парной и индивидуальной), устанавливается новый педагогический процесс, строящийся на использовании всех старых, традиционных форм и новой — системообразующей коллективной.

Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно-воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала своим темпом.

Различные темпы изучения учебных предметов учащимися приводят к отсутствию необходимости одновозрастных и одноуровневых классов. Организационной основой, основным структурным звеном такой школы становятся разновозрастные образовательные и самообразовательные коллективы.

Происходят кардинальные изменения в сроках, организации и проведении экзаменов: экзамены и перевод учащихся нижестоящих образовательных коллективов в старшие производятся в любое время года по мере подготовленности учащихся. Упраздняется традиционное поурочное расписание как фактор, сдерживающий переход. Вместо поурочного расписания в практику школ и других учебных заведений вводятся графики учебного процесса, строящиеся на методе погружения.

При этом в основе такого планирования учебных занятий дома и в школе не объём домашних заданий и не количество обязательных уроков, а здоровый режим дня.

В настоящее время учителю-словеснику доступна любая из рассмотренных выше технологий обучения, а сам он уже не центральная фигура в образовательном процессе. На наш взгляд, в зависимости от поставленных целей педагог должен выбирать различные технологии, помогающие в успешном решении образовательных задач.

Анализ педагогических технологий дает возможность ознакомиться с высоким научным потенциалом каждой из них и выявить сложившуюся преемственность, которая базируется на истоках методики преподавания. Мы наблюдаем непрерывное развитие и формирование терминологической базы методики, а также возможные векторы развития методики русского языка как науки.

Литература:

  1. Башарин В. Ф. Дидактическая система физико-технического образования в начальной и средней профессиональных школах. — Казань.: Хузур, 2000.
  2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. — М.: Народное образование, 2001.
  3. Никитин, Б. П. Интеллектуальные игры. — М.: Лист Нью, 2004.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная технология, игра, русский язык, учебный процесс, критическое мышление, ученик.


Ключевые слова

образовательная технология, современные педагогические технологии, традиционная система обучения

Похожие статьи

Технология развития критического мышления на уроках...

критическое мышление, технологии развития критического мышления, структура критического мышления, метод «Шести шляп мышления».

Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка...

Использование метапредметных технологий на уроках русского...

Применение образовательных технологий в учебном процессе. Технологии модульного обучения. критическое мышление, педагогическая технология, учащийся, педагогическое мастерство, технология развития, групповая работа, мнение, информация, чтение...

Технология развития критического мышления...

Технология критического мышления — одна из новых образовательных технологий.

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить...

Применение современных технологий при обучении русскому...

[1]. Педагогическая образовательная технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2].

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учеников.

Современная образовательная «страна» требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках...

Технология критического мышления дает ученику. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит...

Образовательная технология развития критического...

Современные педагогические технологии в образовательном... Применение образовательных технологий в учебном процессе. Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Технология развития критического мышления через чтение...

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития критического мышления. В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования.

Инновационные технологии на уроках русского языка...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза «вызова», урок истории.

Использование стратегий и приемов технологии критического...

Использование технологии критического мышления в процессе... Критическое мышление — сложный процесс творческого интегрирования идей и.

критическое мышление , учащийся , группа, учебная аудитория, текст , русский язык , ребенок , идея, здравый смысл, ученик .

Похожие статьи

Технология развития критического мышления на уроках...

критическое мышление, технологии развития критического мышления, структура критического мышления, метод «Шести шляп мышления».

Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка...

Использование метапредметных технологий на уроках русского...

Применение образовательных технологий в учебном процессе. Технологии модульного обучения. критическое мышление, педагогическая технология, учащийся, педагогическое мастерство, технология развития, групповая работа, мнение, информация, чтение...

Технология развития критического мышления...

Технология критического мышления — одна из новых образовательных технологий.

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить...

Применение современных технологий при обучении русскому...

[1]. Педагогическая образовательная технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам [2].

Использование интерактивных методов обучения на уроках...

Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учеников.

Современная образовательная «страна» требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках...

Технология критического мышления дает ученику. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит...

Образовательная технология развития критического...

Современные педагогические технологии в образовательном... Применение образовательных технологий в учебном процессе. Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Технология развития критического мышления через чтение...

Ключевые слова: критическое мышление, технология развития критического мышления, способы развития критического мышления. В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования.

Инновационные технологии на уроках русского языка...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический...

Ключевые слова: технология развития критического мышления, фаза «вызова», урок истории.

Использование стратегий и приемов технологии критического...

Использование технологии критического мышления в процессе... Критическое мышление — сложный процесс творческого интегрирования идей и.

критическое мышление , учащийся , группа, учебная аудитория, текст , русский язык , ребенок , идея, здравый смысл, ученик .

Задать вопрос