Библиографическое описание:

Махмудов Х. А. Формирование культуры свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 289-292.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся научно-теоретических основ, сути и значения формирования у учащейся молодежи Узбекистана культуры свободного мышления как педагогическая проблема на основе преподаваемых в профессиональных колледжах общеобразовательных предметов, национальных ценностей.

Ключевые слова: глубоко мыслящий гражданин, формирование личности, свобода личности, свободное мышление, национальная педагогика, педагогическая инновация, формирование широкого мировоззрения национальные ценности


In article the questions, concerning scientific-theoretical bases, an essence and value of formation at studying youth of Uzbekistan of culture of free thinking as a pedagogical problem on a basis teaching in professional colleges of general educational subjects, national values are considered.

Keywords: Deeply conceiving citizen, formation of the person, a personal freedom, free thinking, national pedagogics, a pedagogical innovation, formation of wide outlook national values


Президент Республики Узбекистан И. Каримов в процессе развития демократического государства в качестве первого условия формирования духовности свободного гражданина определил задачу по обеспечению понимания своих прав и умения бороться за них. У свободного гражданина развивается умение логично, рационально мыслить, рассуждать. Он задумывается о судьбе своего народа, Родины. Правильно осознавая противоречие между правдой и ложью, будет делать логические выводы. Такая личность не верит в ложные идеи, корыстные учения. Так, свободная личность остерегается от подражательства, поверхностного подхода. [6,47].

От независимой личности требуется высокая духовность, глубокие знания. Независимость и просвещение – понятия, находящиеся на одном уровне. Знания формируют человека в качестве личности с сильной верой и волей, не боящейся различных трудностей, а также терпеливого, великодушного человека. Действительно, сегодняшнее справедливое, демократическое правовое общество – это общество людей, знающих свои права, обладающих высокой духовностью, гармонично развитых личностей. Первым условием высокой духовности является независимость, чтобы члены общества ощущали себя свободными и независимыми гражданами. Понятие “гражданин” созвучно и схоже по смыслу со словом “гражданин”. Так, само слово “гражданин” исторически возникло и утвердилось в процессе борьбы за свободу и независимость, равноправие. Поэтому гражданское общество отвергает рабство и подчинение, любую расовую, национальную дискриминацию. Только в условиях независимости личность по настоящему ощущает себя свободным и независимым. Так, свобода каждого человека связана со свободой Родины, в которой он проживает, свободой того народа, к которому он принадлежит. Лишь в условиях независимости личность может ощущать себя по-настоящему свободной и независимой. Каждый человек в своей Родине, среди своего народа может развиваться как независимая личность, проявлять свой потенциал, свои таланты.

Правовые гарантии свободы гражданина и личности еще не означают, что лицо на деле полностью осознало себя независимым гражданином и свободной личностью. Достижение этого зависит от ряда факторов. В профессиональных колледжах для достижения таких целей нужно решить следующие проблемы:

  1. для осознания гражданином и лицом сущности свободы и независимости необходимо в рамках общеобразовательных дисциплин определить соответствующие темы и совершенствовать их;

  2. создать серию учебной литературы, комментирующих основы предметов, способствующих формированию и развитию духовного уровня гражданина и личности, его духовного мира;

  3. определить в преподавании общеобразовательных дисциплин эффективные средства обучения, направленные на обеспечение осознание и глубокое знание своих прав;

  4. с целью обеспечения понимания собственных сил и возможностей, укрепления веры в себя создать комплекс внеклассных занятий, направленных на развитие независимого мышления;

  5. создать методические разработки по обучению культуре дискуссий, позволяющей развивать независимое мышление в решении проблемных ситуаций, сознательное отношение и позиции к событиям и случаям, твердые жизненные позиции;

  6. для воспитания умения связывать свои личные интересы с интересами общества, в отношениях с социальной средой – жителями махалли, членами семьи, друзьями, родственниками, окружающими, социальными институтами формировать и развивать чувства уважения ко взрослым и детям;

  7. в рамках общепринятых дисциплин разработать серию учебников творческого направления, развивающих гармонично развитую личность, умеющую независимо мыслить как свободный гражданин свободного общества.

В случае положительного решения данных педагогических проблем при осознании лицом себя в качестве свободного, независимого гражданина или личности он приобретает качества справедливой личности, глубоко понимающей свою подлинную независимость, свободу, и формируется в качестве свободно мыслящего человека, полностью понимающего свой долг перед Родиной и народом. Вместе с тем, он развивается в качестве рассудительного лица, обладающего глубокими знаниями, реализующего и защищающего социальную справедливость.

В формировании у учащихся культуры независимого мышления, решении истекающих задач можно достичь через преподавание общеобразовательных дисциплин, а именно: “Изучение Конституции Республики Узбекистан”, “Основы духовности”, “Родной язык и литература”, в процессе обучения писать сочинение, а также имеются большие возможности внешкольных мероприятий по данным предметам.

Посредством преподавания общеобразовательных дисциплин лицо получает все возможности для проявления своих способностей в качестве обладателя духа и мышления. Гражданин на основе ощущения себя свободным, ведения независимой деятельности начинает понимать свою причастность к самоопределению. В нем начинают формироваться чувства сопричастности к жизни общества, судьбе народа и Родины [5,63]. Известный просветитель, один из основоположников национального просвещения А. Авлони отмечал, пусть человек с юности учится мыслить таким образом, чтобы каждое его действие в юных и молодых годах опиралось на общественное самосознание и стремление работать для человечества, созидание добра [10,21].

С введением в республике Национальной программы по подготовке кадров в действие, началом творческого этапа в сфере образования и воспитания в деле реформирования системы подготовки кадров возник вопрос комплексного решения недочетов и проблем, доставшихся в наследство от советского строя. Есть большое различие между прежней и нынешней системами образования. В настоящее время наблюдается обновление нашего общества в духе независимости, происходящие позитивные изменения в системе образования, которые дают весомые плоды.

В этой связи в средних специальных, профессиональных учреждениях образования все более традиционным становится проведение занятий на основе демократических принципов, с использованием передовых педагогических технологий. Называемые не традиционными занятия становятся традиционными. Личность человека развивается в гармонии с прогрессом времени. Исходя из этого, в результате превращения не традиционных уроков в составную часть образовательного процесса велением времени для современной педагогики стали инновационные, новые подходы.

В учреждениях среднего специального профессионального образования в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин обогащение содержания занятий при использовании научных трудов выдающихся мыслителей нашего народа играет важную роль в воспитании учащихся независимо мыслящими личностями. Научные выводы и заключения мыслителей прошлого имеют важное значение для современного процесса образования и воспитания. Научное наследие основоположников эпохи Восточного Возрождения Ибн Сино, Беруни, Фароби, содержащиеся в нем передовые и независимые мысли и сегодня не утратили своего значения для мировой науки, современной национальной педагогики, национального самосознания и его отображения – гармонично развитой личности, способной независимо мыслить, и служит неиссякаемым научным источником в узбекской системе образования и воспитания. Вместе с тем, в организации общеобразовательных дисциплин необходимо критически изучить данные идеи и анализировать их.

Деятельность мыслителей Востока, особенно поэтов-просветителей в ХУIII-XIX веках и в начале прошлого века, ученых-джадидов, ставших основоположниками национальной системы образования и воспитания являясь примером для нашей молодежи, играют важную роль в их гармоничном развитии. В реализуемой в стране Национальной программе по подготовке кадров и государственных стандартах выдвигается задача по воспитанию молодежи личностями, обладающими крепкой волей, трудолюбивыми, стремящимися к новшествам, преодолевающими любые трудности и преграды, овладевшими несколькими профессиями. Вопрос преподавания им глубоко научно обоснованных знаний, нового подхода к их воспитанию является актуальной задачей преподавателей средних специальных профессиональных учебных заведений. Сегодня интеллигент, овладевший профессией учителя поднимается до уровня эксперта, то есть специалиста сферы. Происходящие в процессе определения формы и содержания преподавания и воспитания в общеобразовательных школах, профессиональных колледжах и других учебных заведениях предполагает новый подход к развитию самостоятельного и свободного мышления. На этой основе передовые учителя, методисты и ученые в ходе преподавания общеобразовательных дисциплин в профессиональных колледжах с применением современных передовых информационных технологий разрабатывают модели занятий. Одним из основных направлений в преподавании общеобразовательных дисциплин в профессиональных колледжах является достижение конкретных результатов через применение наиболее эффективных средств педагогики и информационных технологий.

Еще одно направление перестройки и совершенствования системы среднего специального, профессионального образования – это обучение, с учетом характеристик, возможностей и способностей лица, направленное на максимальное развитие его как личности. Только в том случае, если в обществе каждый человек сумеет найти свое место в соответствии со своими устремлениями и возможностями, можно построить развивающееся государство. Как известно, полноценная деятельность человека в обществе, то есть его ежедневная деятельность требует от него высокого уровня общего развития и высокой культуры. В этой связи нашей общей задачей является призыв молодежи к глубокому овладению знаниями, на основе сознательности и логического мышления развивать качества свободного мышления в решении любых возникающих проблем.

Значит, в соответствии с диалектикой времени и развития перед преподавателями современных профессиональных колледжей и академических лицеев все еще актуальным остается вопрос формирования культуры свободного мышления на основе преподавания общеобразовательных дисциплин и внешкольных мероприятий.

При преподавании предметов, входящих в систему общественно-гуманитарных дисциплин, психология рассматривает процесс самостоятельного мышления каждого человека, его формирование, гипотезу о том, что в процессе рассуждения человек познает неизвестное, новое; педагогика исследует пути формирования и развития творческой деятельности, подготовки молодежи к активному труду через развитие их самостоятельного мышления; тем временем, философия изучает причины и свойства возникновения формы и содержания мышления, особенности исторического развития.

Закономерности психического состояния, позволяющие развивать самостоятельное мышление отображены в трудах Я. А. Понамарева [9]. В исследованиях А.В. Брушлинского понятие самостоятельного мышления рассматриваются в качестве процесса, деятельности, поиска неизвестного [1].

Однако еще не разработаны серьезная научно-педагогическая и методическая литература, направленная на формирование у учащейся молодежи культуры независимого мышления.

Исходя из этого, можно считать, что вопросы создания эффективных методический пособий и разработок по развитию навыков свободного мышления на основе глубокого освоения учащимися средних специальных профессиональных учреждений образования общеобразовательных дисциплин и через внешкольные мероприятия являются сегодня чрезвычайно актуальными. Учащиеся колледжа должны знать отличие и взаимосвязь между понятиями независимое мышление, свободное мышление, функции культуры свободного мышления.

Профессиональные колледжи и академические лицеи не только дают точные знания, но и на основе усвоенных знаний, полученных результатов формируют у учащихся навыки логического, критического и свободного мышления. В своей работе мы попытались обосновать вопрос о том, какими способами, при помощи каких дисциплин возникают данные навыки.

В настоящее время уделяется серьезное внимание развивающей роли образования в психологии и педагогики. В выполнении этих задач имеет важное значение развитие навыков свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев. Учитель дает знания учащимся в рамках изучаемого предмета, однако еще недостаточно оптимальных путей усвоения знаний, оригинальных, конкретных методов по теме. Одной из важнейших причин этого является не хватка в педагогике научно обоснованных рекомендаций по формированию качеств свободного мышления у учащихся профессиональных колледжей, не разработанность эффективной методической литературы по данному вопросу в процессе общеобразовательных дисциплин.

В данном направлении нужно особо отметить научную деятельность известного узбекского ученого психолога, доктора педагогических наук, профессора В.М. Каримовой, внесшей большой вклад своими научными исследованиями и рекомендациями в формирование и развитие самостоятельного мышления у молодежи в общеобразовательных школах и средних специальных профессиональных учреждениях образования. Вместе с тем, в изучении вопроса имеются немалые заслуги ученой З.Т.Нишановой, подробно исследовавшей самостоятельное творческое мышление учащихся общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений [8].

Значит, методы обучения и воспитания в системе профессионального образования должны быть направлены на развитие свободного творческого мышления, разработку своеобразных методов обучения общеобразовательных дисциплин.


Литература:

  1. Брушлинский, A.B. Проблемы психологии субъекта Текст. /A.B. Брушлинский.- М.: Изд-во «ДиректМедиа Паблишинг», 2008. 221 с.

  2. Выготский Л.С. Воображения и творчество в детском возрасте. 3-е издание. М.: «Просвещение», 1991, 93 с.

  3. Гончаров В.С. Типы мышления и учебная деятельность. Пособие по пецкурсу. Свердловский госпединститут, СГПИ. 1988. 72 с.

  4. Дмитриев Г. Д. Критический анализ дидактической мысли США. М .: Педагогика», 1987, 104 с.

  5. Жўраев Н. Ғоявий иммунитет ёки маънавий халоскорлик туйғуси. –Т.: “Ўзбекистон”, 2001. – 63 б.

  6. Комилов Н. Комил инсон – миллат келажаги. –Т.: Ўзбекистон”, 2001. – 47 б.

  7. Миллий истиқлол ғояси: асосий тушунчалар, тамойиллар ва атамалар (қисқа изоҳли тажрибавий луғат). –Т.: “Янги аср авлоди”, –2002, –192 б.

  8. Нишонова З.Т. Мустақил ижодий фикрлашни ривожлантиришнинг психологик асослари. Психология фанлари доктори илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертация. Низомий номидаги ТДПУ, – Т:. 2005. –391 б.

  9. Пономарёв, Я.А. Психология творчества Текст. / Я.А. Пономарев. -М.: Наука, 1976.-304 с.

  10. Хўжаева Д. Авлоний: Миллатим ўлмиш нега бемор? //“Фан ва турмуш” ж. –Т., 1993. –№ 7-8 сон, Б. 21.


Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательных дисциплин, общеобразовательных дисциплин, свободного мышления, свободного мышления, культуры свободного мышления, культуры свободного мышления, преподавания общеобразовательных дисциплин, преподавания общеобразовательных дисциплин, учащихся профессиональных колледжей, учащихся профессиональных колледжей, профессиональных колледжах, профессиональных колледжах, преподавании общеобразовательных дисциплин, преподавании общеобразовательных дисциплин, независимого мышления, независимого мышления, навыков свободного мышления, навыков свободного мышления, культуры независимого мышления, культуры независимого мышления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос