Автор: Иванов Кирилл Константинович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №9 (44) сентябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 3880 раз

Библиографическое описание:

Иванов К. К. Трансформация функций современного государства // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 206-208. — URL https://moluch.ru/archive/44/5340/ (дата обращения: 12.12.2017).

Государство – это сложная социальная организация, политический и властный институт, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Функции государства проявляются через основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом [1, с.5].

Появление каких-либо новых функций или трансформация уже существующих на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет, на наш взгляд, строго предопределенного, причинно-следственного характера. В зависимости от конкретно–исторических условий элементы общих, фундаментальных функций (подфункций) могут приобретать самостоятельное значение. Эти функции могут быть связаны, например, с организацией общественных работ, обеспечением прав и свобод граждан, охраной природы и др. Тем не менее, вне зависимости от господствующих экономических доктрин, государству принадлежит важная роль в обеспечении стабильного функционирования социально-экономической системы.

Существует множество классификаций функций государства, в основе которых лежат некие признаки (или признак), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, и т.д., например: объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения; взаимоотношения государств, содержание функций, время действия и т.д. [1, с.22-34].

В условиях глобализации и растущей взаимозависимости стран, по нашему мнению, особое значение приобретает выделение глобальных функций современного государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, защиты прав и свобод человека, то есть имеющих «общецивилизационный» характер. И если в рамках марксистского учения о государстве ему была отведена роль механизма, препятствующего тому, чтобы «классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга», то современное государство является, пожалуй, единственным гарантом защиты общественных интересов, национальной культуры, языка, суверенности. Одной из причин усиления роли государства и растущего внимания к трансформации его функций является, на наш взгляд, возможные кризисные последствия активизации глобализационного процесса в современном мире. В частности, в зависимости от характера воздействия глобализационных процессов функции государства могут быть дифференцированы на антиглобализационные и нейтральные. Так, к антиглобализационным функциям государства, по нашему мнению, следует отнести три ключевых направления его деятельности:

  • обеспечение стратегического уровня национальной (экономической) безопасности за счет осуществления мероприятий, связанных с приумножением технологического потенциала страны и эффективной реструктуризацией экономики;

  • повышение качества человеческого капитала, что непосредственно предполагает активные действия правительств в области культуры, сохранения национальной идентичности, внедрения современных образовательных программ и развития здравоохранения;

  • формирование благоприятного имиджа государства.

Нейтральными по отношению к процессам глобализации функциями государства являются: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов и деятельность в сфере распределения доходов [2, с.66-69].

Безусловно, представленная классификация не завершена и отражает лишь сам подход, связанный с разделением функций государства на два класса: способные нивелировать возможные и очевидные негативные последствия процесса глобализации на национальные системы, и функции, нейтральные по отношению к нему. Очевидно, что в связи с качественным развитием процессов глобализации определенные государственные функции будут претерпевать трансформации, характер которых во многом детерминирован выбором модели национальной экономической системы.

На наш взгляд, можно уже сегодня предсказать некоторые прогнозируемые изменения в ролевых функциях государства. Так, особенностью современного этапа глобализации является всевозрастающая роль транснациональных корпораций. Как отмечает И.А. Василенко, «компании, имеющие представительства в более чем 75 странах мира, не могут иметь конкретную национальность, однако их роль в международном политико-экономическом процессе продолжает возрастать, и такие корпорации с легкостью пересекают национальные границы, которые постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов, – товаров, услуг, капиталов» [3, с.112]. В связи с этим возрастает угроза нарушения макроэкономического равновесия в национальной экономике. Экономические кризисы конца ХХ в. наглядно продемонстрировали необходимость усиления функции государства по поддержанию такого равновесия, поскольку теперь оно вынуждено считаться с более сильным «соперником», который по своим масштабам превосходит самые мощные национальные экономики. Следовательно, угроза нарушения эндогенного макроэкономического равновесия должна рассматриваться любым государством. Кроме того, изменения в общественном мировом пространстве отражают ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции и т.д. Очевидно, что в таких условиях возрастает функция государства как гаранта сохранения национальной идентичности, но значение этих изменений для разных стран далеко неодинаковы. Например, для стран с развитой экономикой эта функция государства будет связана с сохранением национальных ценностей, традиций и влияния, в то время как развивающиеся страны столкнутся с необходимостью проведения в этой сфере превентивных мер. Эффективность государственного влияния проявится, в первую очередь, в таких областях как развитие образования, здравоохранения, уменьшение социального неравенства.

Глобализация косвенно или опосредованно может привести не только к усилению социального неравенства внутри стран, но и спровоцировать нарастание межстрановых различий. Часть государств мира в настоящее время находится в «переходном состоянии», стремятся «догнать» некое другое общество, находящееся на качественно ином, более высоком уровне социально-экономического и формационного развития. Как известно, реализовывать стратегию «догоняющего развития» невозможно путем последовательного повторения эволюционной модели более передового общества. Западная модель зарождения, становления и развития капитализма, как правило, вряд ли применима в странах «догоняющего развития», что подтверждается неудачной послевоенной практикой «вестернизации» многих развивающихся стран. При «догоняющем развитии», полагает А. Салицкий, необходим иной порядок фаз капиталистической эволюции, иная активная и структурообразующая роль государства уже на первых этапах перехода, больший акцент на формировании структурных элементов наиболее современных форм предпринимательства в интересах сокращения естественноисторического процесса и «минования» отдельных его этапов [4, с.15-19].

Как представляется, наиболее серьезной трансформации подвергнутся функции государства, непосредственно связанные с обеспечением национальной и экономической безопасности. Значимость и актуальность данной проблемы высока, в первую очередь, для развивающихся стран, что обусловлено относительно меньшим уровнем приобретаемых положительных эффектов для этой группы стран в результате усиливающихся процессов глобализации мировой экономики. Под экономической безопасностью понимается такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом, считает А.С. Илларионов [5, с.49].

Как отмечает А.Н. Данилов, комплексная оценка степени достижения экономической безопасности включает: оценку ресурсного потенциала и возможности его развития; уровень эффективности использования ресурсов (и соотношение с аналогичными показателями развитых стран); оценку конкурентоспособности страны; уровень социальной стабильности и оценку условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов; целостность территориального и экономического пространства [6, с.72].

Задача сохранения экономической безопасности за последние 10 лет окончательно укрепила свой статус в качестве основной функции государства. В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем и изменению моделей поведения. По мнению вышеуказанных авторов, негативные последствия от глобализации, в общем виде обусловлены: неравномерностью распределения преимуществ от глобализации в отдельных отраслях национальной экономики; возможностью утраты суверенными правительствами контроля над экономикой и дестабилизация финансовой сферы.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, уровень экономической безопасности которых не высок. Большинство из них участвует в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, что усиливает их зависимость от высокоразвитых стран. Активизация процессов глобализация для таких стран может также привести: к увеличению технологического отставания от развитых стран; росту социально-экономического расслоения общества; обнищанию основной массы населения; усилению зависимости от стабильности функционирования мирохозяйственной системы; ограничениям в проведении национально ориентированной экономической политики; росту внешнего долга, прежде всего, международным финансовым организациям. Корректировке подвергнутся и функции промышленно развитых государств, поскольку процессы глобализации могут повлиять на занятость, усилить нестабильность финансовых рынков. В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, с которыми могут столкнутся в эпоху глобализма развитые страны, называют:

  • рост безработицы в результате внедрения новых технологий в промышленности; как следствие, произойдет изменение структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что влияет на традиционные отрасли этих стран, вызывая закрытие или сокращение производств;

  • вследствие усиления роли ТНК, которые нередко ставят свои собственные интересы выше государственных, роль национальных государств будет ослабевать, и часть их функций может перейти к надгосударственным организациям и объединениям.

Что касается влияния глобализационных процессов на российскую экономику, то, наиболее существенными угрозами для нашей страны являются: усиление тенденции к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; сохранение невысокого уровня инвестиционной и инновационной активности; обострение демографических проблем и снижение качества человеческого капитала.

Продолжающаяся рыночная трансформация на фоне усиливающейся глобализации неизбежно приводит к тому, что на место всеобъемлющего контроля приходит создание условий для эффективных конкурентных рынков, формированию институциональных, экономических и социальных предпосылок для подъема частного предпринимательства. Кроме того, требует пересмотра функция государства, связанная с активизацией частного бизнеса в направлении, желательном для развития общества в данный период. Благодаря последовательному выполнению этих функций собственно и произошли все «экономические прорывы» второй половины XX века в таких странах, как Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, а также Малайзия, Таиланд, Индонезия и Китай [2, с.72-73].

Таким образом, в условиях глобализации роль государства будет возрастать. Сохраняя и усиливая свою значимость в качестве гаранта соблюдения законности, сохранения политической, экономической и социальной стабильности, государства неизбежно столкнутся с необходимостью трансформации, модификации, пересмотра ряда своих функций, чтобы нивелировать возможные негативные последствия процессов глобализации для национальных экономик.


Литература:

  1. Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М: Теис, 1996. С.5; 22-34

  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. - М.: Омега-Л, 2010. – С.66-69; 72-73

  3. Василенко И.А. Политическая глобалистика. – М.: Логос, 2000. – С.112

  4. Салицкий А. Вызовы глобализации и проблемы полупериферийных стран // МЭиМО. – 2002. - №22. - С. 15-19.

  5. Илларионов А.С. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. – 2008. - № 10- С. 49.

  6. Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. - Мн.: Университетское, 2001. – С.72

Основные термины (генерируются автоматически): современного государства, современного государства, функции государства, функции государства, функций государства, экономической безопасности, роль государства, функция государства, процессов глобализации, условиях глобализации, функция государства, функций государства, развития современного государства, развития современного государства, глобализации роль государства, условиях глобализации, роль государства, процессов глобализации, глобализации функциями государства, глобализации функциями государства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос