Библиографическое описание:

Ахмадуллина Г. Х. Общенациональные переговоры по вопросам самоуправления коренных народов Канады // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 216-219. — URL https://moluch.ru/archive/44/5328/ (дата обращения: 16.12.2017).

В 1995 году Правительством Канады было признано неотъемлемое право коренных народов на самоуправление как одно из существующих аборигенных прав, описанных в статье 35 Конституционного акта 1982 года [1]. Предпосылкой для данного признания послужило убеждение в том, что коренные народы имеют право принимать самостоятельные решения, касающиеся их внутриобщинной жизни, уникальных культур, самобытности, традиций, языков и институтов, а также в вопросах земли и ресурсов, к которым у этих народов традиционно сложилось особое отношение. Таким образом, аборигены получили возможность определять и контролировать структуры и системы их внутреннего правления.

На протяжении всей истории Канады переговоры были особенностью выстраивания отношений между коренными народами и вновь прибывшими. Одним из ключевых вопросов на переговорах является организация местного самоуправления аборигенов. В переговорах учитываются структурные и потенциальные задачи местного самоуправления коренных народов, возможности новых фискальных отношений и реализации программ.

Основными проблемами в данном процессе являются: непосредственное участие представителей провинций и общин; ограниченные общественные знания в вопросах самоуправления, неравные возможности общин для принятия функций самоуправления; создание финансовых институтов; устойчивость системы самоуправления в течение долгого времени; необходимость Канады соблюдать нормы, прописанные в нормативно-правовых документах. Целью Канады является создание стабильных, легитимных и подотчетных перед населением аборигенных правительств, которые будут иметь полномочия и ресурсы для решения задач местного значения, способные реализовывать программы и предоставлять услуги, ни в чем не уступающие тем, что доступны для других граждан Канады. В свою очередь, такая система самоуправления станет основой создания прочных, самостоятельных общин, способствующих социально-экономическому развитию Канады.

Изучение мировой практики показывает, что эффективное правление является ключевым фактором социального и экономического развития. Обеспечение понимания задач самоуправления среди широких слоев населения и политических, финансовых и академических кругов общества, а также решение проблем и развитие возможностей являются необходимыми условиями для достижения успеха. Ожидается, что данная статья внесет вклад в достижение этого понимания путем обозначения круга вопросов, которые поднимаются в переговорах, ведущихся повсеместно в стране.

Переговоры по вопросам самоуправления — процесс не простой и не быстрый. Он требует от всех заинтересованных сторон кардинального изменения их позиции в некоторых аспектах. Он меняет глубоко укоренившиеся отношения зависимости и контроля. Тот факт, что общественность имеет ограниченное понимание самоуправления как явления и его основных задач, также представляет собой серьезную проблему.

Не существует единой модели реализации системы самоуправления. Процесс переговоров необходимо подстраивать под различные цели, перспективы и ситуации аборигенов, а также под разные позиции, которых придерживаются провинциальные и территориальные правительства. Поэтому, несмотря на то, что достигнутые договоренности имеют много общих элементов, они отличаются с точки зрения конкретных потребностей, которые данные переговоры призваны удовлетворять, а также с точки зрения приоритетов коренных народов в отношении политического и правового положения института местного самоуправления.

Подавляющая часть «первых» наций и эскимосских общин, проживающих в Канаде, так или иначе, участвуют в процессе внедрения системы самоуправления. В ряд процессов вовлечены отдельные «первые» нации и аборигенные общины. Но почти в половине этих процессов, которые касаются вопросов объединения и создания региональных, племенных и провинциальных институтов правительства задействованы группы аборигенных общин.

В Британской Колумбии, Юконе, в Северо-Западных территориях, части Квебека и Лабрадора в ходе переговоров параллельно с вопросами самоуправления обсуждаются и земельные претензии, которые опираются на отстаивание не прекращенного аборигенного правового титула на земли и природные ресурсы[2]. Канадская политика по вопросам земельных претензий предусматривает, что земельные претензии обсуждаются только с теми группами коренных народов, которые проживают в областях, где претензии на земли не обговорены в каком-либо договоре или другим законным способом. В атлантических, степных провинциях, а также в Онтарио и некоторых частях Квебека переговоры по вопросам самоуправления ведутся в контексте автономного самоуправления — некоторые из них рассматривают местное самоуправление коренных народов с точки зрения полной юрисдикции, другие — ограниченной. Ниже приведен краткий обзор, демонстрирующий масштаб переговоров по вопросам самоуправления, ведущиеся в стране, и различные подходы к его реализации.

Провинция Британская Колумбия. Переговоры по вопросам самоуправления и земельных претензий ведутся на трехсторонней основе. Они состоят из 44 частей. Некоторые из этих переговоров ведутся с отдельными нациями, другие — с объединенными группами. Недавнее решение по делу народности нишга продемонстрировало возможность ведения переговоров одновременно по вопросам самоуправления и земельных претензий, хотя этот случай и не является шаблоном для других договоренностей в Британской Колумбии[3].

Территория Юкон. В Юконе переговоры по вопросам самоуправления предшествовали началу федеральной политики по неотъемлемому праву и основаны на недоговорной модели самоуправления. В переговорах принимают участие три стороны, и проводятся они в соответствии с Комплексным окончательным соглашением, которое является основой при заключении отдельных договоренностей по вопросам самоуправления[4]. В Юконе также изучаются проблемы реализации соглашений, в том числе существующего Соглашения об обеспечении программ и оказания услуг, также здесь продолжаются переговоры о юрисдикции по вопросам налогообложения и обеспечения правопорядка.

Северо-Западные территории. В процессе переговоров особое внимание уделяется вопросам отношений между развивающимися общественными правительственными структурами и структурами новых аборигенных правительств. В некоторых случаях вопросы самоуправления рассматриваются в рамках переговоров о земельных претензиях. В других — урегулирования претензий уже завершены. Каждая из групп-участников переговоров представляют интересы общин, к которым они относятся. Переговоры являются трехсторонними.

Провинция Альберта. Представители Кровавого Племени (the Blood Tribe), руководства Канады и Альберты занимаются ведением переговоров по секторному соглашению об осуществлении юрисдикции в вопросах защиты детей, содержащихся в закрытых учреждениях. Также начались переговоры с «первыми» нациями из Северной Альберты, с которыми в свое время был заключен Договор №8, относительно правления, юрисдикции и вопросов, касающихся непосредственно самого вышеупомянутого договора[5].

Провинция Саскачеван. Согласно процессу, получившему название «Общие переговоры» (Common Table), который был утвержден в 1996 году Федерацией индейских народов Саскачевана, руководством Канады и провинции Саскачеван, изучаются вопросы самоуправления и новых фискальных отношений, осуществляемых в провинции. Помимо Общих переговоров также были утверждены процессы под названием «Правительственные переговоры» (Governance Table) и «Фискальные переговоры» (Fiscal Table). В рамках данных процессов стороны изучали вопросы, касающиеся принципов управления, межправительственных отношений и потенциальных моделей управления, а также вопросы фискальных отношений, такие как сопоставимость программ и оказываемых по факту услуг, источники доходов и формы отчетности. 27 мая 2000 г. стороны подписали рамочное соглашение с целью дальнейшего рассмотрения его в ходе правительственных и фискальных переговоров[6]. Они договорились о том, что первоочередными будут являться секторальные соглашения в сферах образования, поддержки детей и семей, а также комплексные соглашения и принципиальные договоренности по вопросам фискальных отношений. Участников Общих переговоров также информируют о результатах этапа переговоров, именуемые «Исследование договоров» (Exploratory Table), в задачи которого входит определение общей концепции исторических договорных отношений. В отдельном случае, совет племени Луговое Озеро (Meadow Lake) рассматривают модель самоуправления для девяти «первых» наций с широким кругом компетенций.

Провинция Манитоба. В 1994 году было подписано рамочное соглашение с перспективой на признание правительств «первых» наций и восстановления их юрисдикции. Это серьезная инициатива в вопросе самоуправления, которая представляет 62 «первые» нации и широкий круг федеральных и провинциальных правительственных программ. Членами Ассамблеи вождей племен Манитобы, а также представителями коренных народов провинции были проведены обширные исследования и консультации на местном уровне[7].

Провинция Онтарио. Часть переговоров посвящена вопросам реализации самоуправления на региональной или договорной основе. Двусторонние переговоры с участием Объединенных советов народов анишаабег (Anishaabeg) близятся к заключению окончательного соглашения по вопросам самоуправления, которое будет затрагивать интересы восьми «первых» наций. Объединение народов нишнавбе-аски (Nishnawbe-Aski), представляющее 46 «первых» наций и объединение народов анишинабек (Anishinabek), включающее в себя 43 нации, сосредоточились на основных правительственных системах, а также на компетенции в области образования. Большой совет по Договору №3 разрабатывает подход национального строительства. На секторальных переговорах в рамках Договора №3 продолжается обсуждение вопросов юрисдикции в сфере образования[8]. Дискуссии представителей народа аквесасне (Akwesasne) сфокусированы вокруг протокола о поддержке социального и экономического развития общины, а также мер для содействия осуществления юрисдикции.

Провинция Квебек. Переговоры ведутся по различным вопросам, в том числе и относительно земельных претензий племен атикамекв (Atikamekw) и монтанье (Montagnis), а также автономного самоуправления. Отношения между Канадой и племенем Канаваке создали почву для инновационного законодательного подхода к осуществлению самоуправления путем прогрессивного принятия юрисдикции. К тому же, Комиссия по Нунавику изучает модель народного правительства для инуитов и неинуитов, проживающих в северном Квебеке.

Атлантические провинции. Ведутся переговоры в контексте земельных претензий с Ассоциацией инуитов Лабрадора и Объединением инуитских народов. В Ньюфаундленде совместно с представителями нации миаупукек ведется работа, связанная с развитием моделей системы самоуправления для малочисленных « первых» наций. Кроме того, предварительные дискуссии на тему социальных программ и услуг ведутся с Конгрессом по вопросам политики в атлантических провинциях[9].

Кроме упомянутых выше переговоров, Федеральный уполномоченный орган по делам метисов и нестатусных индейцев, а также федеральный министр, имеют полномочия вести переговоры по вопросам самоуправления с метисами, проживающими на шестидесятой параллели южной широты и с индейскими народами из наиболее отдаленных территорий[1]. В ходе этих переговоров в обязательном порядке должны принимать участие представители соответствующих правительств, которые согласно позиции Правительства Канады, несут наиболее высокую ответственность за метисов и коренных народов, проживающих вне резерваций.

В решении вопросов самоуправления в качестве подходов могут быть обозначены, в частности, создание институтов по оказанию социальных услуг, разработка консультативных механизмов и форм народного правительства. Дискуссии могут быть секторальными по своему характеру, а конкретные меры по определенному сектору могут быть разработаны в процессе трехсторонних переговоров по другим вопросам.

Офис Федерального Уполномоченного по делам метисов и нестатусных индейцев заключил многолетнее соглашение о финансировании проведения двусторонних процессов и трехсторонних переговоров с Объединением метисов провинции Саскачеван, Федерацией метисов провинции Манитоба, Конгрессом коренных народов и Советом коренных народов Виннипега.

Несмотря на то, что получены определенные знания, и достигнуты такие договоренности, как, например, Договор с нишга, остается много задач, касающихся как осуществления договоренностей, так и обеспечения понимания и поддержки этого процесса. Сюда относятся следующие проблемы:

  1. Провинции и территории, хотя в целом и поддерживают идею с самоуправлением, однако принимают участи в переговорах и осуществлении самоуправления с разной степенью активности.

  2. Знания в сфере самоуправления в рамках общего образования были в свое время ограничены, результатом чего стал низкий уровень знаний в этой области, как у аборигенного, так и неаборигенного населения. Это может привести к непринятию перемен и трудностям в ходе реализации принятых соглашений. Попытки изменить сложившуюся ситуацию общеобразовательными мерами дают результаты в виде становления понимания, однако это те способы, которые требуют длительного времени.

  3. Уровень потенциала аборигенных групп для принятия на себя функций самоуправления в стране очень разный. Это говорит о необходимости развития потенциала в процессе ведения переговоров в целях обеспечении гарантии того, что эти договоренности могут быть с успехом воплощены с момента вступления в силу.

  4. Есть вопросы относительно устойчивости системы самоуправления, что требует более тщательного изучения концепции формирования государства, а также касательно развития тех правительственных структур, которые являются достаточно глобальными для осуществления в рамках системы самоуправления.

Результаты исследования хода переговоров говорит о том, что федеральное правительство в этой ситуации не действует в одиночку, а является лишь одним из многочисленных партнеров в процессе развития системы самоуправления. В партнерстве с такими ключевыми игроками, как провинции, территории, частный сектор, а также профессиональные ассоциации именно аборигенные группы и общины являются инициаторами идеи о разработке более прагматичного подхода к воссозданию их правительственных систем.

Самоуправление, а в действительности, и вся система правления — это не статичная концепция и не может быть сформулировано в вакууме. Оно будет приобретать новые формы и возможности. При этом в канадской системе правления местные самоуправления коренных народов станут основой для формирования стабильных, самодостаточных общин, способных способствовать социально-экономическому росту Канады, позволяя «первым» нациям привлекать поддержку, инвестиции и возможности для партнерства в целях обеспечения экономического развития и улучшения социальных условий.


Литература:

  1. Конституция 1982 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://canadianlawsite.ca/CdnCharter.htm, свободный. – Проверено 14.08.2012.

  2. Aboriginal Self-Government in Canada: Current Trends and Issues, 3rd Edition(Edited by Yale D.Belanger).2008. P.20-25.

  3. Народность нишга в Британской Колумбии. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.aboriginalcanada.gc.ca/acp/community/site.nsf/eng/fn671.html, свободный. – Проверено 14.08.2012.

  4. Обзор Соглашений и договоров на территории Юкон. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aboriginalcanada.gc.ca/acp/site.nsf/eng/ao20285.html, свободный. – Проверено 14.08.2012.

  5. Обзор Соглашений и договоров в провинции Альберта. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aboriginalcanada.gc.ca/acp/site.nsf/eng/ao20030.html, свободный. – Проверено 14.08.2012.

  6. Обзор Соглашений и договоров в провинции Саскачеван. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aboriginalcanada.gc.ca/acp/site.nsf/eng/ao20262.html, свободный. – Проверено 14.08.2012.

  7. Обзор Соглашений и договоров в провинции Манитоба. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aboriginalcanada.gc.ca/acp/site.nsf/eng/ao20079.html, свободный. – Проверено 14.08.2012.

  8. Обзор Соглашений и договоров в провинции Онтарио. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aboriginalcanada.gc.ca/acp/site.nsf/eng/ao20200.html, свободный. – Проверено 14.08.2012.

  9. Обзор Соглашений и договоров в провинции Квебек. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aboriginalcanada.gc.ca/acp/site.nsf/eng/ao20239.html, свободный. – Проверено 14.08.2012.

Основные термины (генерируются автоматически): вопросам самоуправления, вопросам самоуправления, коренных народов, коренных народов, системы самоуправления, системы самоуправления, самоуправления коренных народов, самоуправления коренных народов, местного самоуправления, местного самоуправления, функций самоуправления, функций самоуправления, автономного самоуправления, автономного самоуправления, вопросы самоуправления, вопросы самоуправления, земельных претензий, земельных претензий, вопросам самоуправления коренных, вопросам самоуправления коренных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос