Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.11.2022

Статья просмотрена: 781 раз

Библиографическое описание:

Карымова, Д. В. Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах / Д. В. Карымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 337-340. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96079/ (дата обращения: 16.12.2024).



Анализируя недостатки речи школьников, современная методика русского языка указывает, что уроки чтения должны сделать язык учащихся более тонким, взыскательным, что необходимо использовать в школьном обучении различные методические приемы: слушание чтения мастеров слова, различные виды пересказов прочитанного, выразительное чтение учителя и детей. В таком широком плане эта задача и ставится перед современной школой. На учителя возлагается сложная обязанность научить языку, т. е. передать новому поколению наш язык, обогатить словарный запас детей, научить выражать мысли и чувства 1.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Литература как школьная дисциплина обладает уникальными возможностями для человеческого, личностного развития учащихся. Специфика литературы в том, что она воздействует на ребенка силой художественных образов, неся ему не только информацию о мире, но и наслаждение от чтения, развивая его воображение, этические, нравственные представления, одним словом, — развивая личность ребенка10.

Мною был проведен анализ учебников ОС «Школа России» «Литературное чтение. 1–4 классы» авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. Учебники составлены с учётом требований ФГОС и предусматривают формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. Также учащиеся начальных классов овладевают техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения. Учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства 1.

Обучения выразительному чтению в начальной школе это своеобразный фундамент, на который опирается обучение выразительности речи. Нельзя научить детей красиво говорить. Не научив их основам выразительности чтения. Поэтому на протяжении всего курса обучения проводятся специальные упражнения, способствующие одновременно и развитию навыков выразительного чтения и выразительной речи.

Рассмотрим содержание всех учебников по литературному чтению образовательной системы «Школа России», авторы Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова с точки зрения формирования навыка выразительности речи по трем направлениям:

— Задания на интонационное воспроизведение высказывания

а) Проверим себя. (2 кл. 1 ч. С 64 № 17). Как подготовиться к выразительному чтению? Определите, какие чувства надо передать. Реши, какие слова надо выделить голосом, где сделать паузы. Выберите темп и тон чтения 4.

б) А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…». (3 кл. 1 ч. Стр. 65 № 3). Прочитай стихотворение выразительно, представив, что это ты обращаешься к своей маме и рассказываешь ей об увиденном 6.

Всего подобных заданий в первом классе 18, во втором 30, в третьем классе 41, в четвертом 21.

— Задания на использование средств лексической выразительности

а) С В. Данько «Загадочные буквы». (1 кл. 1 ч. С 8 № 1). Объясни значение слова «загадочный» Можно ли заменить слово «загадочные» на близкое по смыслу слово «таинственные» (средство выразительности — синоним) 3.

б) А. Блок «Ворона». (3 кл. 2ч. С. 54. № 1). Прочитай первые две строки стихотворения. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону 7?

Всего подобных заданий в первом классе 12, во втором 14, в третьем 29, в четвертом классе 19.

— Задания на создание текста

а) П. Ершов. «Конек-Горбунок». (4 кл. 1 ч. С. 61 № 13). Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай сказочную историю про рыбу-кит 8.

б) Проверим себя. (4 кл. 2 ч. С. 158 № 5). Напиши отзыв об одном из понравившийся произведений «Приключение Электроника» или «Приключение Алисы» 9.

Всего подобных заданий в первом классе 30, во втором 23, в третьем 20, в четвертом классе 19.

Также рассмотрим содержание учебников по литературному чтению с точки зрения формирования навыка выразительности чтения по трем направлениям:

— Демонстрация образца выразительного чтения произведения. Это или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. Используется на протяжении всего курса обучения.

— Анализ художественного произведения, понимание фактического содержания текста, осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание смысла поступков и их мотивов, чувств, переживаний героев, определение своего и авторского отношения к ним.

а) «Каша из топора» (2 кл. 1 ч. С. 47 № 2). Понравился ли тебе солдат? Дай ему характеристику? Какой он? Выбери ответ: находчивый, смелый, смекалистый, рассеянный 4.

б) А. Пушкин «Няне» (4 кл. 1 ч. С. 67 № 1). Как Пушкин относится к своей няня? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту 8?

В 1-ом классе подобных всего заданий 14, во 2-ом классе 19, в 3-ем 28, в 4-ом 29.

— Словесное иллюстрирование, то есть умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор. Приемами, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, а также чтение по ролям, драматизация.

а) А. Толстой «Осень» (2 кл. 1 ч. С 72 № 2). Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуй в своем воображении то, что он увидел 4.

б) Г-Х. Андерсон «Гадкий утенок» (3 кл. 2 ч. С. 215 № 5). Сделай иллюстрации к тексту, чтобы они могли передать содержание сказки подробно 5.

В 1-ом классе всего подобных заданий 5, во 2-ом 19, в 3-ем классе 20, в 4-ом 6.

Целевой анализ учебников по литературному чтению образовательной системы «Школа России», авторов Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова показал, что младшие школьники систематически овладевают конкретными умениями читать и говорить выразительно. Об этом свидетельствуют разнообразные задания, предназначенные для выработки навыка выразительного чтения при изучении художественных произведений.

В учебниках присутствует специальная разметка: «Работаем в рабочей тетради» — это, как правило, задания на составление собственных текстов, «Работаем в паре» — анализ художественного произведения, «Работаем в группе» — словесное иллюстрирование, «Задание повышенной сложности» — может содержать все типы заданий.

Учебники включают в себя различные памятки, литературоведческие понятия, а также предлагают справочные материалы об интонационных средствах выразительности. Разнообразные задания, представленные в учебниках литературного чтения позволяют учащимся «погружаться» в текст и, вчитываясь в него, познавать особенности художественного слова, обогащать лексику и речь изобразительно-выразительными средствами языка и способствуют формированию выразительности речи и чтения. Активная работа над выразительностью речи начинается уже в первом классе.

Большое количество заданий направленно на интонационное воспроизведение высказывания и анализ художественного произведения. Первоклассники учатся расставлять правильно логическое ударение, читать выразительно небольшие произведения, выделяя голосом важные мысли и слова, понимать роль знаков препинания, наблюдать за тем как содержание помогает подобрать необходимую интонацию, пересказывать произведение по плану, картинкам. Также внимание уделяется заданиям обучающим использование средств лексической выразительности. Дети знакомятся с такими средствами выразительности речи, как сравнение, олицетворение, метафора, но не называют их этими определениями.

Ведется небольшая работа по созданию текста. Происходит обучение самостоятельному составлению небольших текстов, работа проводится устно, реже записывают. Присутствуют задания на словесное иллюстрирование. Учатся читать по ролям, инсценировать произведения.

Во втором классе также большое внимание уделяется заданиям, направленным на интонационное воспроизведение высказывания и анализ художественного произведения. Дети учатся, выделяет важное в тексте, различать стили речи, выражать эмоциональное состояние, характеризовать личность говорящего. Знакомятся с темпом, ритмом и тоном чтения, узнают, что одинаковые предложение могут быть прочитано по-разному, при чтении соблюдают логические паузы, темп, ритм; пересказывают текст от лица героя, составляют план пересказа.

Продолжается работа по обучению использования средств лексической выразительности. Подбирают синонимы к словам, находят метафоры, замечают олицетворение, знакомятся с архаизмами — устаревшими словами. Возрастает работа по созданию текста. Учащиеся учатся составлять небольшие рассказы, писать отзывы на литературные произведения. Появляется больше заданий на словесное иллюстрирование. При чтении по ролям и инсценировке художественных текстов предают характер и настроение героев. Описывают возникшие в воображении картины, возникшие после прочтения произведения.

В третьем классе объем заданий направленных на интонационное воспроизведение высказывания и на анализ художественного произведения значительно увеличивается. Младшие школьники учатся сравнивать героев сказок, их внешность, поступки, прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности, наблюдать за интонацией и ритмом. Знакомятся с полным и кратким пересказом.

Разбираются в понятиях средств художественной выразительности, самостоятельно находят их в тексте, осознают значимость, придумывают с ними свои рассказы; узнают о важности рифмы в стихотворных текстах, сочиняют свои стихотворения, сравнивают рассказы-описания и рассказы-рассуждения.

Работа по созданию текста становится наиболее важной. Дети придумывают свои сказочные, юмористические, фантастические истории или придумывают продолжение историй, пишут рассказы, которые отражали бы идею пословицы; выполняют творческие проекты, подготавливают сообщения, используя дополнительные источники информации.

Дети инсценируют сказки, стараются передать характер, переживания героя; читают по ролям, рассматривают иллюстрации и сравнивают со своим представлением.

В четвертом классе все полученные учащимися навыки закрепляют.

Выполняют задания на интонационное воспроизведение высказывания и анализ художественного произведения.

Продолжается работа по обучению использования средств лексической выразительности. Составляют словарь архаизмов. Осознают важность средств выразительности, насыщают ими свои рассказы.

Сочиняют рассказы на основе иллюстраций, описывают истории, случившиеся с ними, пишут отзывы к понравившимся историям, составляют рассказы по картине. Сравнивают репродукции картин к произведениям, сравнивают репродукцию и свое представление, продолжают читать по ролям и инсценировать рассказы.

Всего заданий в курсе литературного чтения 272 задания направленно на развитие выразительности речи и 140 заданий на развитие выразительного чтения. Самое большое количество заданий по развитию выразительности речи и чтения содержится в учебниках для третьего и четвертого классов.

Все задания, имеющиеся в учебниках «Литературное чтение» 1–4 класс способствуют развитию навыков выразительности речи и чтения. Для более глубокого овладения учащимися необходимых навыков к учебникам «Литературное чтение» 1–4 Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, прилагаются дополнительные пособия соответствующие учебникам «Литературное чтение» 1–4 классы доработанные в соответствии с ФГОС НОО и соответствующих ОС «Школа России».

Рабочие тетради 1–4 класс авторов М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. Рабочие тетради содержат упражнения, которые помогают ученикам отработать навыки чтения, выразительности речи, развить умение анализировать художественные тексты.

Аудиоприложение 1–4 класс на DVD дисках. Является неотъемлемой частью учебника. Оно призвано облегчить процесс усвоения учащимися художественных произведений за счёт их профессионального исполнения и использования музыкального сопровождения.

Пособия «Учимся писать сочинение» 1–4 класс. Пособие направлено на развитие творческих способностей младших школьников. Следуя предложенному алгоритму, дети научатся составлять план, подбирать необходимые языковые средства и писать сочинение.

Но учителю не стоит ограничиваться только заданиями, представленными в учебниках и учебных пособиях. Ему следует, расширять границы заданий по трем вышеперечисленным направлениям, использовать разнообразные методы и приемы обучения детей выразительности речи.

Литература:

  1. Горбушина, Л. А. Выразительное чтение. Учеб.пособие для учащихся пед. училищ / Л. А. Горбушина. —: Просвещение, 1978. — 176 c. — Текст: непосредственный.
  2. Климанова, Л. Ф. Рабочая программа. Литературное чтение. 1–4 кл. Составленная на основе ФГОС НОО / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, — М.: Академия, 2014. — 272 с. — Текст: непосредственный.
  3. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — 2-е изд.. — М: Просвещение, 2012. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  4. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — 9-е изд.. — М: Просвещение, 2018. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  5. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — 9-е изд.. — М: Просвещение, 2018. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  6. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — 2-е изд.. — М: Просвещение, 2013. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  7. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — 9-е изд.. — М: Просвещение, 2018. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  8. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — 3-е изд.. — М: Просвещение, 2013. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  9. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — 3-е изд.. — М: Просвещение, 2015. — 223 c. — Текст: непосредственный.
  10. Сентюрина, Н. И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи. — Харьков: Основа, 1992. — 399 с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, литературное чтение, художественное произведение, выразительное чтение, интонационное воспроизведение высказывания, класс, словесное иллюстрирование, лексическая выразительность, создание текста, текст.


Похожие статьи

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы

Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Современные технологии коррекционного обучения на уроках математики

Похожие статьи

Современные подходы к формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Инновационные методы обучения на практических занятиях по дисциплинам литературоведческого цикла

Стратегия и тактика культурного развития личности на уроках изобразительного искусства в начальных классах общеобразовательной школы

Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Современные технологии коррекционного обучения на уроках математики

Задать вопрос