В данной статье рассматривается проблема трактовки понятия «вспомогательные глаголы». Исследовано толкование термина в различных словарях. Рассмотрены виды вспомогательных глаголов.
Ключевые слова: вспомогательный глагол, глагол, английский язык, предложение.
Язык — это сложное, многогранное явление, изучать и описывать его можно с разных сторон: как психический или когнитивный феномен, как явление социальное, с точки зрения исторических изменений.
Язык входит в область научных интересов лингвистов, философов, антропологов, культурологов, психологов [4, с. 78].
В лингвистике существуют различные трактовки термина «вспомогательный глагол».
В «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой вспомогательный глагол означает:
— глагол, функцией которого является передача дополнительной грамматической и семантической информации в сочетании со смысловым глаголом.
При этом вспомогательный глагол полностью или частично утрачивает своё основное лексическое значение. Вспомогательные глаголы участвуют в образовании различных видовременных и залоговых форм.
Обычно вспомогательные глаголы не образуют отдельного класса, а представляют собой обычные глаголы, употребляемые не в основном значении [1, с. 102]
В «Словаре лингвистических терминов» М. А. Теленкова приведено следующее значение вспомогательного глагола.
Вспомогательный глагол — г лагол, употребляющийся в сочетании с другими словами (обычно глаголами в форме инфинитива) для образования аналитических форм этих слов.
В этих формах вспомогательный глагол в большей или меньшей степени утрачивает свое лексическое значение и служит выразителем грамматических значений лица, числа, времени и др. [5, с. 94].
В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона представлено определение вспомогательного глагола:
— глагол, первоначально с определенным самостоятельным значением, который употребляется в роли и значении простых образовательных элементов — суффиксов и окончаний.
Следует чётко разграничивать служебные части речи и служебные слова. Служебные слова относятся к знаменательным частям речи, но в определённых условиях утрачивают свое лексическое содержание и сохраняют только свою грамматическую функцию [2, с. 43].
Наиболее типичным случаем такого рода являются вспомогательные глаголы. Это глаголы, способные выступать со своим собственным лексическим содержанием, например, глагол have в предложении I have a new television set. Однако в форме перфекта этот же глагол утрачивает свое лексическое значение, выступая как вспомогательный : I have lost my gloves.
Он не превращается при этом в служебную часть речи, но функционирует как служебное слово [3, с. 20].
Служебные глаголы подразделяются на вспомогательные и связочные. Вспомогательные глаголы участвуют в аналитической форме глагола как чисто грамматический компонент; их лексическая семантика совершенно утрачена, и поэтому они мoгут сочетаться с такими знаменательными глаголами, лексическая семантика которых противоречила бы семантике вспомогательного глагола, если бы последняя как-то проявлялась: ср . I have lost my umbrella, где глагол to lose был бы невозможен в сочетании с have
Именно полная утрата вспомогательными глаголами лексической семантики обусловливает то положение, которое является основным признаком аналитической формы — отсутствие синтаксических от ношений между компонентами формы (1.0.5) [3, с. 20].
К служебным словам относятся, в первую очередь, вспомогательные глаголы to be, to have, to do, shall, will; в этой функции они полностью десемантизированы, но в других случаях выступают как полнозначные глаголы [3, с. 91].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вспомогательные глаголы пусть и маленькие частички в огромном механизме английской грамматики, но с очень важным значением для всего английского языка.
Литература:
- Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. — Москва: Едиториал УРСС, 2015. — 576 с.
- Брокгауза Ф, А, и, И, А Ефрон Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауза, и, И. А. Ефрон —: СПб.: ПОЛРАДИС,, 1993— 340 c.
- Иванова, И. П. Теоретическая грамматика современного английского языка: / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов. —: М.: Высш. школа, 1981.. — 285 c.
- Казанцева Я. Н., Немчинова Н. В., Семенова Е. В. Теоретическая грамматика английского языка: учеб. Пособие / Я. Н. Казанцева, Н. В. Немчинова, Е. В. Семенова. Красноярск: Сибирский федеральный унт, 2015. 135 с.
- Розенталь Д. Э., М. А. Теленкова Словарь-справочник лингвистических терминов [Текст]: Пособие для учителей /. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Просвещение, 1976. — 543 с.
- Сипакова, И. Н. Теоретическая граматика английского языка. Типология языка. Конспекты лекций / И. Н. Сипакова. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/248.pdf???history=2&pfid=1&sample=28&ref=2 (дата обращения: 05.11.2022).
- Вспомогательный глагол. — Текст : электронный // АКАДЕМИК : [сайт]. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1290742???history=2&pfid=1&sample=12&ref=1 (дата обращения: 05.11.2022).