Контроль понимания при чтении текста на иностранном языке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.11.2022

Статья просмотрена: 527 раз

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Контроль понимания при чтении текста на иностранном языке / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/439/96042/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается проблема контроля понимания при чтении текста на иностранном языке. Выделены основные принципы обучения чтению. Приведен комплекс упражнений для проверки понимания текста.

Ключевые слова: чтение, контроль, восприятие, уровень значения, уровень смысла, виды чтения.

Одна из главных задач обучения иностранному языку в средней школе — научить учащихся читать иностранные тексты . Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием печатного текста и его пониманием.

Обучение чтению должно строиться на следующих принципах:

  1. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности, а не являться способом овладения языковым материалом.
  2. Обучение чтению должно строиться как познавательный процесс. Исключительно важное значение приобретает содержание текстов. Тексты должны представлять для учащихся определенный интерес, быть значимыми благодаря новизне содержания, занимательности сюжета.
  3. Обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащегося. Чтение направлено на прием информации, но его процессуальная сторона включает операции, связанные и с репродукцией языкового материала. Репродуктивная деятельность учащихся в данном случае проявляется в воспроизведении языкового материала в звуковой форме.
  4. Обучение чтению должно опираться на овладение структурой языка (его структурными и строевыми элементами).
  5. Обучение чтению на иностранном языке должно опираться на опыт учащихся в чтении на родном языке. Процессы чтения на разных языках протекают одинаково.
  6. Формирование чтения как речевой деятельности требует автоматизации приемов ее осуществления, т. е. развития скорости чтения. Технические навыки рассматриваются как средство ускорения смысловой обработки информации читаемого [1, с. 33–43].

Различают два уровня понимания: уровень значения и уровень смысла. Уровень значения связан с получением фактической информации, понимание на уровне смысла предполагает понимание замысла автора и его оценку.

Качественные характеристики понимания текста:

– полнота понимания — степень осмысления извлеченной из текста информации;

– точность понимания — степень адекватности понимания основной информации текста;

– глубина понимания — интерпретация извлеченной информации [2, с. 107].

Рассмотрим основные умения, владение которыми рассматривается как основная черта зрелого чтеца.

  1. Умения, связанные с пониманием языкового материала при чтении:

– Умения понимать отдельные языковые единицы (узнавать известные слова, определять значение слов по контексту, словарю).

– Умения устанавливать связи между отдельными языковыми единицами (понимать служебные и строевые слова).

– Умения объединять языковые единицы в смысловое целое (выявлять смысловые отношения между элементами текста).

  1. Умения, связанные с пониманием содержания читаемого:

На уровне значения:

– Умение понимать отдельные факты текста.

– Умение понимать связи между отдельными фактами.

– Умение объединять факты в основные положения текста.

– Умение понять основную мысль текста.

На уровне смысла:

– Умение понимать подтекст.

– Умение критически осмыслить информацию текста.

– Умение оценить информацию текста с точки зрения своего опыта, ценности информации [1, с. 15].

Рассмотрим основные виды чтения, обучение которым является целью обучения в средней школе: ознакомительное, изучающее, просмотровое, поисковое. Под видами чтения понимают «набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [2, с. 107].

Ознакомительное чтение ориентировано на понимание основного содержания читаемого. Это беглое чтение с общим охватом содержания. Изучающее чтение предполагает полное и точное понимание всей информации, содержащейся в тексте, критическое ее осмысление. Просмотровое чтение имеет целью получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Ставится задача определить общее содержание, найти главную мысль. Поисковое чтение направлено на нахождение в тексте нужной информации: определений, фактов, дат и др.

Для проверки понимания текста используются упражнения для различных видов чтения. Рассмотрим упражнения для каждого вида чтения.

Для контроля сформированности умений ознакомительного чтения используются следующие задания:

– ставить вопросы к основной информации и отвечать на них;

– делить текст на смысловые части и озаглавливать их;

– выбирать заголовок, адекватный содержанию текста;

– выписывать главные положения текста;

– составлять план прочитанного текста.

Для контроля изучающего чтения могут быть использованы такие упражнения и задания:

– подготовить резюме (аннотацию) текста;

– выразить главную мысль текста, объяснить его заглавие;

– назвать утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть;

– подготовить реферат текста, используя ответы на приведенные ниже вопросы;

– выполнить выборочно или полностью адекватный перевод текста;

– составить развернутый план текста.

Упражнения на контроль понимания текста для просмотрового чтения:

– поставить к тексту несколько вопросов;

– высказать мнение о прочитанном;

– привести примеры, факты, подобные описываемым в статье;

– назвать вопросы, которые рассматриваются в тексте;

– подтвердить точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

Для контроля умений поискового чтения используются следующие упражнения:

– перечислить основные события;

– выписать из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису …;

– подчеркнуть в тексте вывод, формулировку проблемы;

– составить аннотацию;

– сделать выборочный перевод;

– написать рецензию [3, с. 245; 4, с. 128].

Таким образом, обучение чтению и пониманию иноязычных текстов предполагает осмысление поступающей информации и ее интерпретацию. Чтение иноязычных текстов оказывает благотворное влияние на становление личности учащегося.

Литература:

  1. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. — М., 1987. — 205 с.
  2. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
  3. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М., 2004. — 336 с.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
Основные термины (генерируются автоматически): чтение, текст, умение, уровень значения, уровень смысла, языковой материал, вид чтения, иностранный язык, обучение, речевая деятельность.


Ключевые слова

контроль, чтение, восприятие, виды чтения, уровень значения, уровень смысла

Похожие статьи

Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на...

Данная статья посвящена рассмотрению понятия чтения и его этапов в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена и дана краткая характеристика основным видам чтения. Ключевые слова: чтение, процесс обучения, семантизация, перевод, иностранный язык.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

[1] Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента

Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста.

Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая

Основные термины (генерируются автоматически): текст, вид чтения, русский язык, чтение...

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

Чтение как вид речевой деятельности представляет собой извлечение информации из печатного текста.

Чтение про себя обязательно должно проводиться как на уроках, так и дома.

Аналитическое чтение вырабатывает у учащихся умение выявлять места текста

Иностранные языки в школе. Некоторые проблемы обучения чтению. № 5. 1997.

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

- речевой (овладение основными видами иноязычной речевой деятельности-говорением

В плане отбора текстового материала в последние годы в методике обучения чтению на

Новые требования к текстам... текст, иностранный язык, чтение, этап обучения, обучение

вид чтения, чтение, понимание, текст, умение, иностранный язык, учебный процесс, общий...

Цели и содержание овладения иноязычным чтением на...

- параллельное формирование навыков чтения вслух и про себя на всех уровнях

Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.

Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку.-М: Просвещение, 1990.

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном... вид чтения, чтение, аналитическое...

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках...

Как известно, чтение на английском языке — это один из видом речевой деятельности.

Обучение чтению на английском языке требует, в свою очередь, от учащихся и студентов

Поэтому при обучении чтению и при формировании у обучащихся навыков чтения

вид чтения, чтение, аналитическое чтение, речевая деятельность, текст, иностранный язык...

Особенности обучения работе с иноязычным текстом в вузе

Одной из задач обучения иностранному языку в неязыковом вузе является обучение

2. Степени совершенства умения рационально использовать словарь в процессе чтения

Важным объектом контроля любого вида чтения является уровень понимания.

1. Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учеб. пособие.

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из...

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе... Ключевые слова: чтение, навык, обучение, начальный этап, русский язык.

чтение, начальный этап, иностранный язык, английский язык, умение, текст, самостоятельное чтение, речевая деятельность, действие

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школе — чтение вслух.

Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе

В статье предлагаются примеры использования разных видов чтения на различных этапах урока русского языка. Ключевые слова: русский язык, основная школа, выбор вида чтения, поисковое, просмотровое, ознакомительно, изучающее чтение.

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном...

Чтение — не только цель обучения как самостоятельного вида речевой деятельности, но и средство формирования навыков.

В этом случае нельзя говорить о чтении в собственном смысле слова.

4. По форме процесса чтения, автор выделяет два вида чтениячтение вслух (громкое чтение) и

Вопросы обучению устной речи и чтению на иностранном языке.

Похожие статьи

Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на...

Данная статья посвящена рассмотрению понятия чтения и его этапов в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрена и дана краткая характеристика основным видам чтения. Ключевые слова: чтение, процесс обучения, семантизация, перевод, иностранный язык.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

[1] Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента

Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста.

Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая

Основные термины (генерируются автоматически): текст, вид чтения, русский язык, чтение...

Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках...

Чтение как вид речевой деятельности представляет собой извлечение информации из печатного текста.

Чтение про себя обязательно должно проводиться как на уроках, так и дома.

Аналитическое чтение вырабатывает у учащихся умение выявлять места текста

Иностранные языки в школе. Некоторые проблемы обучения чтению. № 5. 1997.

Современный подход к образованию. Новые требования к текстам...

- речевой (овладение основными видами иноязычной речевой деятельности-говорением

В плане отбора текстового материала в последние годы в методике обучения чтению на

Новые требования к текстам... текст, иностранный язык, чтение, этап обучения, обучение

вид чтения, чтение, понимание, текст, умение, иностранный язык, учебный процесс, общий...

Цели и содержание овладения иноязычным чтением на...

- параллельное формирование навыков чтения вслух и про себя на всех уровнях

Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.

Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку.-М: Просвещение, 1990.

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном... вид чтения, чтение, аналитическое...

Интеграционные подходы в обучении чтению и письму на уроках...

Как известно, чтение на английском языке — это один из видом речевой деятельности.

Обучение чтению на английском языке требует, в свою очередь, от учащихся и студентов

Поэтому при обучении чтению и при формировании у обучащихся навыков чтения

вид чтения, чтение, аналитическое чтение, речевая деятельность, текст, иностранный язык...

Особенности обучения работе с иноязычным текстом в вузе

Одной из задач обучения иностранному языку в неязыковом вузе является обучение

2. Степени совершенства умения рационально использовать словарь в процессе чтения

Важным объектом контроля любого вида чтения является уровень понимания.

1. Вейзе А. А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учеб. пособие.

Функциональное чтение и работа с текстом как одно из...

Чтение как вид речевой деятельности на начальном этапе... Ключевые слова: чтение, навык, обучение, начальный этап, русский язык.

чтение, начальный этап, иностранный язык, английский язык, умение, текст, самостоятельное чтение, речевая деятельность, действие

Наиболее распространенный вид чтения в коррекционной школе — чтение вслух.

Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе

В статье предлагаются примеры использования разных видов чтения на различных этапах урока русского языка. Ключевые слова: русский язык, основная школа, выбор вида чтения, поисковое, просмотровое, ознакомительно, изучающее чтение.

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном...

Чтение — не только цель обучения как самостоятельного вида речевой деятельности, но и средство формирования навыков.

В этом случае нельзя говорить о чтении в собственном смысле слова.

4. По форме процесса чтения, автор выделяет два вида чтениячтение вслух (громкое чтение) и

Вопросы обучению устной речи и чтению на иностранном языке.

Задать вопрос