Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Упоминание программной книги розенкрейцеров в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Филология, лингвистика
31.10.2022
131
Поделиться
Библиографическое описание
Королев, К. А. Упоминание программной книги розенкрейцеров в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» / К. А. Королев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 378-379. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95888/.


Цель данного исследования — поиск в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя отсылок к популярному розенкрейцеровскому произведению о самопознании.

Ключевые слова: Гоголь, Ревизор, самопознание.

Поскольку сюжет программной комедии Гоголя «Ревизор» известен большинству ещё со школьной скамьи, многие нюансы комедии становятся нечёткими, что затрудняет исследование произведения.

Итак, в доме городничего собираются, чтобы обсудить совместные действия к приезду инкогнито из Петербурга следующие действующие лица: попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных и сам городничий.

Несмотря на то, что «Ревизор»— это комедия, для читателя, знакомого с Евангелием, произведение можно трактовать и как «увещание к бодрствованию». Блаженный Иероним Стридонский говорит, толкуя евангелие от Матфея: «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал подкопать дома своего» [1].

Явление чиновника — проверяющего, представляющегося частным лицом, по мнению исследователя Гоголевской эсхатологии, связано также и с самозванством. Хлестакову двадцать три года, и Лжедмитрию I тоже было 23, — внимательные читатели этот фрагмент из истории Государства Российского знали хорошо.

Судья Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин, «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумный», произносит фразу, где упоминается книга, очень популярная в кругах русских тайных обществ XIX в.

«Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? — ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона» ... [2]

Книга, упомянутая Аммосом Фёдоровичем Ляпкиным-Тяпкиным, была очень почитаема среди розенкрейцеров в России и за её пределами. Автор книги— Джон Мейсон (John Mason, 1706–1763). В русской транскрипции XVIII в. фамилия автора была обозначена как «Масон», что соответствовало роду занятий и образу жизни автора книги: Джон Мейсон был розенкрейцером. Н. И. Новиков, один из крупнейших представителей московского розенкрейцерства, в 1783 г. издал популярную в этих кругах книгу Джона Мейсона «Познание самого себя» в переводе И. П. Тургенева. До этого времени текст бытовал среди розенкрейцеров в рукописных свитках на английском и немецком языках.

Огромное внимание в книге Мэйсон уделяет внутренней психологической работе: познание себя, самоусовершенствование. Целью такого испытания было постепенное «одержание верха над своими страстями». В трактате он заложил основы «науки самопознания». Трактат этот использовался как учебник по психологии самопознания для учеников лож.

Перевод книги осуществил Иван Петрович Тургенев (1752–1807), соратник Новикова, привлечённый к следствию по делу Новикова в 1792 году, и сосланный в своё родовое поместье.

Исследователем Соколовской Т. О. была достаточно подробно описана работа по первоначальному обучению неофитов в российских ложах:

Для каждого новопосвященного ложей определялся опытный куратор, который руководил учеником на этапе совершения им первых шагов в масонстве.

« Не теряя времени, поэтому руководитель вручал посвященному книгу Иоанна Масона «О самопознании», требуя внимательно прочесть и отметить все, что произведет впечатление и все, что покажется неясным, непонятным » [3].

Иоанн Масон рекомендовал в своей книге следующее: «Надо испытать себя, надо собрать свои блудящие мысли и сравнить со своим «предписанием…» [4].

Поскольку работу над своими «блудящими мыслями и страстями» неофит совершал вместе с наставником, можно предположить, что наставник, таким образом, мог иметь компромат на своего подопечного, что позволяло в будущем этим компроматом воспользоваться.

Однако, в процессе работы над статьёй, автор обнаружил, что профессор Борис Куркин детально исследовав комедию Гоголя «Ревизор», написал книгу «Оперативное дело «Ревизор». Опыт криминального расследования», в которой отразил связь гоголевских отсылок в комедии и тогдашнее положение с тайными обществами в России.

Дело в том, что после восстания декабристов масонские ложи в России были запрещены официально, и со всех членов тайных обществ были взяты подписки о том, что в политических тайных обществах они больше не будут иметь членство. Поэтому, с известной долей вероятности, можно предположить, что ссылка одного из персонажей комедии на книгу, которая являлась основной для членов запрещённых в России организаций, у Гоголя не случайна.

В нарушение указа императора Николая, изданного в 1826 году, политические тайные общества не прекратили своё существование, а просто перешли на нелегальное положение.

Поэтому, когда персонаж комедии, (между прочим, чиновник восьмого класса уездного города, судья), упоминает со сцены о литературе запрещённой организации спустя несколько лет после указа о запрещении подобных организаций в России, вполне можно предположить, что это намёк автора образованной публике на то, что запрещённые общества всё ещё функционируют [5].

Знаменитое «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» означает пристальное внимание со стороны властей к судье, состоящему в тайной организации. Внимание, которое повлечёт за собой либо ссылку, либо каторгу, — в зависимости от тяжести содеянного.

И поскольку «Деяния И. Масона» Аммос Федорович вспоминает в критический момент в кругу единомышленников, можно сделать вывод о том, что практически весь нобилитет уездного города, где происходит действие комедии, состоит в локальном тайном обществе и замешан в политических преступлениях.

Литература:

  1. Иероним, Стридонский Евангелие по Матфею 24:42 / Стридонский Иероним. — Текст: электронный // azbyka.ru: [сайт]. — URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.24:42&r (дата обращения: 29.10.2022).
  2. Гоголь, Н. В. Ревизор / Н. В. Гоголь. — Москва: Детская литература, 1970. — 158 c. — Текст: непосредственный.
  3. Соколовская, Т. О. В масонских ложах. (1817–1822 гг.) / Т. О. Соколовская. — Петроград: тип. П. П. Сойкина, 1914. — 54 c. — Текст: непосредственный.
  4. Иоана Масона А. М. Познание самого себя / Иоанн Масон. — Текст: электронный // НЭБ: [сайт]. — URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_005458431?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 18.09.2022).
  5. Куркин, Борис Оперативное дело «Ревизор». Опыт криминального расследования / Борис Куркин. — Москва: Эльф ИПР, 2011. — 201 c. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
Гоголь
Ревизор
самопознание
Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 378-379):
Часть 5 (стр. 317-401)
Расположение в файле:
стр. 317стр. 378-379стр. 401

Молодой учёный