Правовое регулирование государственных границ в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 22.10.2022

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Девятерикова, В. А. Правовое регулирование государственных границ в Российской Федерации / В. А. Девятерикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95635/ (дата обращения: 23.04.2024).



Территория любого государства является одной из основных характеристик государства, определяющей пространство, на которое распространяется государственный суверенитет и власть. Каждое государство заинтересовано в наиболее точном определении своих границ, так как территориальные споры с соседними государствами порождают множество трудностей и зачастую чреваты военными конфликтами.Встатье автор попытается разобраться в правовом регулировании государственных границ на примере Российской Федерации.

Ключевые слова: территориальный международный спор, государственная граница, принцип мирного разрешения международных споров, международная ситуация, переговоры, примирение, посредничество, международное судебное разбирательство, арбитраж, судебное разрешение споров.

Территория Российской Федерации включает в себя субъекты, внутренние воды и моря, а также воздушное пространство над ними. Несмотря на сложный состав территории Российской Федерации, она представляет собой единое целое. Обеспечение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации является важнейшим элементом государственной безопасности, необходимым условием реализации суверенитета.

Для таких федеративных государств как Российская Федерация, правовое закрепление его территории имеет не только международно-правовое значение, но и внутригосударственное и государственно-правовое. От этого зависят пределы федерального суверенитета, то есть поле действия федерального законодательства, исполнительной и федеральной судебной власти [1].

Правовые основы охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства закреплены в положениях Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах (законах РФ).

Правовые основы защиты Государственной границы содержатся, прежде всего, в Конституции РФ [5]:

— конституционная модель единства защиты суверенитета, независимости и целостности государства является основным принципом обеспечения безопасности Российской Федерации в пограничной зоне, составной частью которой является охрана Государственной границы;

— Конституция РФ, провозглашая ценности демократического строя, создает единую систему их безопасности;

— Конституция РФ четко определяет объекты защиты: Государственная граница, территориальное море, воздушное пространство, исключительная экономическая зона и континентальный шельф. Российская Федерация несет ответственность за установление их статуса и защиту;

— Конституция РФ также определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны Государственной границы. Установление режима пограничной зоны на приграничной территории относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, особую актуальность на Государственной границе приобретает защита прав и свобод человека и гражданина, как российских граждан, так и иностранных лиц и лиц без гражданства, обеспечение законности, правопорядка общественной безопасности в приграничных территориях [3].

Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому федеральными законами, законами приграничных субъектов РФ устанавливается административная ответственность лиц, виновных в нарушении правил режима Государственной границы, пограничного режима, а также режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

— ч. 2 ст. 15 Конституции РФ закрепляет важнейший принцип государственного руководства и управления — принцип законности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Субъекты охраны Государственной границы действуют в соответствии с установленной ими компетенцией, в пределах возложенных на них полномочий, при строгом и неукоснительном соблюдении Конституции РФ, законов и иных нормативных актов, изданных на их основании;

— главным субъектом защиты Государственной границы является гражданин Российской Федерации, именно поэтому конституционная норма об обязанности защищать свою территорию приобретает особую важность;

— приоритетное значение в сфере охраны Государственной границы имеет конституционное положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Основополагающими в сфере защиты Государственной границы РФ также являются:

— Федеральный конституционный закон РФ от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

— Закон РФ от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»;

— акон РФ от 01.04.1993 № 4730–1 «О Государственной границе Российской Федерации»;

— Федеральный закон РФ от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;

— Федеральный закон РФ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;

— Федеральный закон РФ от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

— Федеральный закон РФ от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

— Федеральный закон РФ от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

— Федеральный закон РФ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», и др.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения исключительно в пограничной сфере, является Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Настоящий Закон отражает значение пограничного государства как важнейшего конституционно-правового института, выражающего принципиальную позицию государства в обеспечении его суверенитета, независимости и территориальной целостности, кроме того, регулирует правовые, экономические и организационные основы деятельности государства, закрепляет полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов [4].

Положения Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» ориентированы на защиту интересов государства на Государственной границе, в основном средствами обмундирования и воинскими методами. Также, система пропуска людей, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации не соответствует сложившейся мировой практике и создает значительные трудности в развитии торгово-экономических отношений России с другими странами.

На сегодняшний день существует острая необходимость в разработке нового проекта Федерального закона «О состоянии Государственных границ в Российской Федерации».

С учетом этого, также необходимо модернизировать действующий в настоящее время Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Такая необходимость заключается в том, что Закон был принят Верховным Советом Российской Федерации 1 апреля 1993 года, в период действия Конституции СССР, то есть в разные правовые, политические и социально-экономические условия, отличные от реальности [5].

Разработка нового Федерального закона «О состоянии Государственных границ Российской Федерации» вызвана необходимостью:

— формирования нового облика государственной границы, являющегося адекватным откликом на изменения в политической, экономической и социальной жизни страны и способствующим развитию международных отношений;

— совершенствование единой системы охраны и защиты долгосрочных национальных интересов Российской Федерации на государственной границе и в ее пограничной зоне;

Новый Федеральный закон о состоянии и защите Государственной границы Российской Федерации должен быть направлен на реализацию положений, закрепленных в ст. 4, 27 (ч.2), 55 (ч.3), 71 (п.«а»-«г», «е», «к», «м» и «н2), 72 (п.«б» и «к» ч.1), 76 (ч.1 и 2) Конституции РФ.

Закон будет иметь большое значение для правовой системы РФ, так как направлен на обеспечение справедливого баланса частных и публичных интересов посредством установления эффективных механизмов реализации прав и законных интересов человека и гражданина в данной сфере, в области правоотношений, связанных с пересечением государственных границ, при условии обеспечения пограничной безопасности государства, его всестороннего взаимодействия с сопредельными государствами, реализации иных направлений пограничной политики России [2].

Таким образом, нормативно-правовая база источников в области охраны и защиты государственных границ Российской Федерации состоит из ряда актов, начиная с Конституции РФ и заканчивая ведомственными актами. Вместе с тем, как показывают результаты исследования, в настоящее время необходимо изменение законодательства о Государственных границах РФ.

Литература:

  1. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 47.
  2. Левин Д. Б. Принцип мирного разрешения международных споров. М., 1977. С. 56, 60.
  3. Лукашук И. И. Международное право. Особенная часть: учебник. — М.: БЕК, 1998. — С. 121.
  4. Анисимов JI. H. Международно-правовые средства разрешения межгосударственных споров (конфликтов) / JI. H. Анисимов. — Л., 2019.
  5. Международное право: учебник для вузов / Г. В. Игнатенко [и др.]; под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова. — М.: Норма: Инфра-М, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Государственная граница, РФ, Конституция РФ, пограничная зона, совместное ведение, воздушное пространство, Государственная граница РФ, исключительная экономическая зона, континентальный шельф.


Похожие статьи

К вопросу исторического развития защиты государственной...

...граница, защита государственной границы, порядок въезда в РФ, порядок выезда из РФ.

Обеспечение защиты государственной границы представляет собой важнейшее условие сохранения

Как отмечалось выше, экономическая направленность защиты государственной границы

Страницы истории пограничной стражи Российского государства. Москва, 1992.

Порядок применения оружия к нарушителям границы...

Нарушитель границы в воздушном пространстве — это воздушные суда, пересекшие

Оба Постановления ссылаются на ст. 35 Закона РФ «О Государственной границе

Осуществляют защиту границПограничные органы и Вооруженные Силы РФ. В ст. 31 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» войскам ПВО предоставлено право

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, государственный суверенитет, национальная автономия, орган, Российское государство.

О форме государственного устройства России в широком и узком...

государственная территория, указывающая на часть пространства планеты Земля, которая

Как видно из вышесказанного в соответствии с действующей Конституцией РФ и текущим

Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, государственная

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Термин «собственное» означает, что субъекты Федерации по вопросам их ведения издают свои законы и

Справедливо отмечено, что «именно за границами совместного ведения поле

Следует отметить, что в Комментарии к Конституции РФ под редакцией В. Д. Зорькина

247 с. Кокотов Н. А. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов Федерация и их...

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

По Конституции 1993 года Россия является федеративным государством.

‒ приведение законодательства субъектов в полное соответствие с Конституцией РФ

[2. С. 10–31]. Современное российское государственно-территориальное устройство является...

Деятельность Комиссии ООН по границам континентального...

Иркутский государственный университет. Комиссия ООН по границам континентального шельфа (далее

56], зона эксклюзивных экономических интересов — 200 мирских миль [2, ст. 76] и

Границы и состав Арктической зоны определены решением Государственной комиссии при

прибрежное государство, континентальный шельф, Российская Федерация, Комиссия...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

В статье рассматривается порядок пропуска через Государственную границу, который регулируется Законом РФ О Государственной границе РФ и ФЗ О порядке выезда из РФ и въезда в РФ. Согласно Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и...

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской...

...РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ.

По мнению автора, основополагающие государственные документы по национальной

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ, Федерального Собрания и других

и единого экономического пространства. Действующие на данный момент нормативно...

Похожие статьи

К вопросу исторического развития защиты государственной...

...граница, защита государственной границы, порядок въезда в РФ, порядок выезда из РФ.

Обеспечение защиты государственной границы представляет собой важнейшее условие сохранения

Как отмечалось выше, экономическая направленность защиты государственной границы

Страницы истории пограничной стражи Российского государства. Москва, 1992.

Порядок применения оружия к нарушителям границы...

Нарушитель границы в воздушном пространстве — это воздушные суда, пересекшие

Оба Постановления ссылаются на ст. 35 Закона РФ «О Государственной границе

Осуществляют защиту границПограничные органы и Вооруженные Силы РФ. В ст. 31 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» войскам ПВО предоставлено право

Система государственного устройства России | Статья в журнале...

Российская Федерация, государственное устройство, государственная власть, Конституция РФ, правовая система, государство, государственный суверенитет, национальная автономия, орган, Российское государство.

О форме государственного устройства России в широком и узком...

государственная территория, указывающая на часть пространства планеты Земля, которая

Как видно из вышесказанного в соответствии с действующей Конституцией РФ и текущим

Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, государственная

Российская Федерация, государственная власть, конституция РФ, Конституция, субъект...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Термин «собственное» означает, что субъекты Федерации по вопросам их ведения издают свои законы и

Справедливо отмечено, что «именно за границами совместного ведения поле

Следует отметить, что в Комментарии к Конституции РФ под редакцией В. Д. Зорькина

247 с. Кокотов Н. А. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов Федерация и их...

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

Также отражены особенности государственного устройства в Российской Федерации.

По Конституции 1993 года Россия является федеративным государством.

‒ приведение законодательства субъектов в полное соответствие с Конституцией РФ

[2. С. 10–31]. Современное российское государственно-территориальное устройство является...

Деятельность Комиссии ООН по границам континентального...

Иркутский государственный университет. Комиссия ООН по границам континентального шельфа (далее

56], зона эксклюзивных экономических интересов — 200 мирских миль [2, ст. 76] и

Границы и состав Арктической зоны определены решением Государственной комиссии при

прибрежное государство, континентальный шельф, Российская Федерация, Комиссия...

Порядок пересечения государственной границы Российской...

В статье рассматривается порядок пропуска через Государственную границу, который регулируется Законом РФ О Государственной границе РФ и ФЗ О порядке выезда из РФ и въезда в РФ. Согласно Федерального закона О порядке выезда из Российской Федерации и...

Правовое обеспечение национальной безопасности Российской...

...РФ 1997 года, Военная доктрина РФ 1998 года, Концепция национальной безопасности РФ.

По мнению автора, основополагающие государственные документы по национальной

Так, в Конституции РФ указаны полномочия президента РФ, Федерального Собрания и других

и единого экономического пространства. Действующие на данный момент нормативно...

Задать вопрос