В статье рассматривается значение спорта и физической активности для людей с ограниченными физическими возможностями.
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, реабилитация, спорт, физическая активность, движение.
Состояние человека с ограниченными возможностями здоровья приводит к стойким изменениям организма, появлению физических, социальных и психологических барьеров в достижении достойного уровня и качества жизни. Современные тенденции гармонизации общественных взглядов в отношении инвалидов определили рост значимости социализирующих реабилитационных практик. Одним из ведущих направлений этой деятельности является физическая культура и спорт. Участие людей с ограниченными возможностями здоровья в занятиях физической культурой и спортом является не только средством лечения и реабилитации, но и важнейшим условием повышения самооценки, осознания себя потенциально полезным членом общества, а также обеспечения достойного уровня и качества жизни людей с инвалидностью в целом [5, с. 52].
Ведущей целью реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является достижение уровня жизни, самореализации своих потенциальных возможностей в основных жизненных сферах: социальном взаимодействии и социальных условиях, межличностных отношениях и персональных психологических состояниях [4, с.31].
Движение является естественной частью человеческой жизни с самого начала человеческого существования. Спорт возник вполне естественно из труда людей. Он основан на человеческой конкурентоспособности, стремлении показать лучшие результаты, чем другие. Подтверждение этому можно проследить уже в рисунках доисторических людей. Только спортивные инструменты тогда были другими, они соответствовали тем инструментам, которыми пользовалось человеческое общество на разных уровнях своего развития. Были созданы первые игры и состязания, нередко результаты состязаний решали судьбы целых групп людей. Так прошел спорт через период первобытнообщинного строя, матриархата, патриархата, рабовладельческого строя, античности, феодализма, через период промышленной революции и до настоящего времени.
Упражнения, двигательная активность и физическое воспитание всегда должны осуществляться на уровне, соответствующем возрасту, физическим и психологическим возможностям. Влияние физических упражнений и спорта можно наблюдать как на оздоровительном, так и на психологическом уровне.
В настоящее время спорт рассматривается как часть национальной культуры. В современном обществе спорт является не просто средством развлечения, но в то же время понимается как элемент воспитания, который, особенно у современной молодежи, стимулирует соревновательность, целеустремленность, помогает моделировать характер человека. С соматической точки зрения целенаправленное движение позволяет поддерживать здоровое состояние. Так как повседневное напряжение через определенное время сменяется усталостью, спорт является источником желанной релаксации.
Спорт можно рассматривать и как терапевтическое средство, позволяющее реабилитироваться и постепенно восстановить здоровье. С течением времени досуговая деятельность населения естественным образом меняется вместе с развитием общества в соответствии с условиями, ценностями и приоритетами этого общества. На статус спорта влияет тот факт, что роль, которую спорт и спортивная деятельность играли в данном обществе, до сих пор имеют демографические, политические и экономические влияния [3, с.205].
Влияние спорта проявляется не только в физическом аспекте, но и в психологическом аспекте он играет не менее важную роль. И так же, как влияние спорта зависит от физической линии возраста, не менее значима и психологическая потребность в спорте и физическом движении каждого человека. Он соответствует возрасту каждого человека в зависимости от его индивидуальных особенностей и мотивации [2, с. 238].
Следует отметить, что для здоровых людей спорт — это обычная потребность, а для лиц с ограниченными возможностями физические упражнения жизненно необходимы, так как это ключ к физической, социальной и психической адаптации [1, с. 120].
В ходе выполнения физических упражнений, происходит развитие личности спортсмена, который имеет жизненные ограничения, в результате инвалидности, а именно, формируется разумное восприятие собственного «Я» и окружающего мира, способность адаптироваться в новую окружающую среду и эффективно взаимодействовать с объектами, находящимися в ней, стойко реагировать на стрессы.
Адаптивная физическая культура позволяет:
– осваивать новые двигательные навыки и умения для того, чтобы компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;
– решить проблемы изолированности, преодолеть комплекс неполноценности, например, пассивность, уровень повышенной тревоги, отсутствие веры в собственные силы или, с другой стороны, работа над собственной самооценкой;
– средства и методы адаптивной физической культуры способствуют комплексному и всестороннему развитию физических возможностей, улучшению координации и поддержанию самочувствия в целом.
Таким образом, в жизни каждого человека спорт, физические упражнения и движение играют незаменимую роль. Физическая культура и спорт являются важнейшим фактором социализации человека с ограниченными возможностями, способствуя расширению пространственной мобильности, достижению социального успеха, которые, в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, были бы не доступны для данного состояния.
Литература:
- Головихин Е. В., Жуков Ю. Ю. Тхэквондо для лиц с ПОДА (раздел керуги): учебно-методическое пособие. — М.: Ridero, 2019. 134 с.
- Китова Я. В., Деговцев Н. С. Мотивационный климат: проявление в спортивной деятельности // Тезисы докладов XLVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа. Материалы конференции. — Краснодар: КГУФКСТ, 2020. С. 238.
- Позняк А. С., Лавриченко С. П., Деговцева А. В. Поиск и привлечение людей с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивным спортом // Материалы научной и научно–методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. — Краснодар: КГУФКСТ, 2021. № 1. С. 204–206.
- Лавриченко С. П., Пономарева Т. В., Зуб М. А. Формы и методы организации профориентационной работы среди инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся по УГСП «Физическая культура и спорт» Методические рекомендации. — Краснодар: КГУФКСТ, 2019. 36 с.
- Лавриченко С. П., Иващенко Е. А. Адаптивное физическое воспитание / учебно-методическое пособие. — Краснодар: КГУФКСТ, 2019. 127 с.