Рассмотрение вопроса о возможности регистрации юридических лиц с одинаковыми наименованиями и юридическими адресами в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.10.2022

Статья просмотрена: 365 раз

Библиографическое описание:

Будзинский, А. Б. Рассмотрение вопроса о возможности регистрации юридических лиц с одинаковыми наименованиями и юридическими адресами в Российской Федерации / А. Б. Будзинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95593/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящей статье рассматривается вопрос правомерности и практического правоприменения норм Гражданского кодекса Российской Федерации при использовании юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения

Ключевые слова: Гражданский кодекс РФ, регистрация юридических лиц, фирменное наименование юридического лица.

Вопрос о возможности и правомерности регистрации юридических лиц-двойников, с полностью идентичными наименованиями, а порой и адресами местонахождения постоянного исполнительного органа, затрагивается многими правоведами довольно давно, и мнения их абсолютно полярны.

Так, одни коллеги утверждают, что в ходе поиска ответа на данный вопрос в качестве приоритетных должны рассматриваться положения части 3 статьи 1474 и часть 1 Статьи 1475, которые, казалось бы, однозначно указывают на недопустимость использования юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. При этом, некоторые коллеги дополняли это обязательным условием, об аналогичной деятельности рассматриваемых лиц, а также о том, что фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Другая часть сообщества, в том числе и автор статьи, утверждают, что статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица и оснований для отказа в регистрации по причине копирования наименования другого лица в нем нет.

Кроме того, стоит также обращать внимание на существующую широкую практику существования в едином государственном реестре юридических лиц пугающего своим объемом количества компаний-двойников, с одинаковыми не только наименованиями и организационно-правовыми формами собственностями, но и с одинаковыми адресами нахождения исполнительного органа, ФИО руководителей и учредителей, основными видами деятельности и так далее.

Так кто же прав? Разберемся.

На территории РФ действует исключительное право на фирменное наименование ЮЛ. Правоотношения, возникающие относительно фирменного наименования, регулируются Гражданским кодексом России.

Так, частью 1 статьи 1473, которая называется «Фирменное наименование», определено: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица».

Частью 4. Статьи 1473 вышеназванного Кодекса установлено, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

— полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

— полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— полные или сокращенные наименования общественных объединений;

— обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

При этом, фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 1473 установлено, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Исключительное право на фирменное наименование закрепляет Статья 1474 ГК РФ. Согласно части 1 указанной статьи, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».

При этом, в соответствии с частью 3 статьи 1474 использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица не допускается.

Важно обратить внимание на формулировку: «не допускается», а не «запрещено» .

Вместе с тем, юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 статьи 1474, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.

Действие исключительного права на фирменное наименование на территории Российской Федерации отражено в ст. 1475 ГК РФ, согласно которой на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц. При этом исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Вместе с тем, Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (пункт 151) разъясняется: В силу пункта 3 статьи 1474 ГК РФ защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности. Вместе с тем в защите права на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в ЕГРЮЛ, может быть отказано на основании статьи 10 ГК РФ, если будет установлено, что это лицо начало заниматься конкретным видом деятельности с целью воспользоваться репутацией лица, которое такую деятельность начало осуществлять ранее. Пунктом 152 Указанного Постановления установлено: Требование прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить фирменное наименование, а также возместить правообладателю причиненные убытки в силу пункта 4 статьи 1474 ГК РФ может заявить только правообладатель. В ходе рассмотрения соответствующего спора судом должно быть установлено, что истец и ответчик имеют тождественные или сходные до степени смешения фирменные наименования и фактически занимаются конкретными установленными судом аналогичными видами деятельности. Различие организационно-правовой формы как части фирменного наименования истца и ответчика само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование.

Требование о прекращении использования фирменного наименования может быть удовлетворено, если нарушение имеет место на момент вынесения судом решения. При этом выбор способа прекращения нарушения исключительного права — прекращение использования фирменного наименования в отношении конкретных определенных судом видов деятельности или изменение фирменного наименования в силу пункта 4 статьи 1474 ГК РФ — принадлежит не истцу, а ответчику. В связи с этим в резолютивной части решения суда, установившего факт нарушения права на фирменное наименование истца, указывается на запрет ответчику осуществлять определенные виды деятельности под определенным фирменным наименованием. Выбор способа исполнения такого решения суда осуществляется ответчиком на стадии исполнения решения суда. Исковая давность распространяется на требования о возмещении убытков, причиненных неправомерным использованием фирменного наименования. Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, на основании пункта 5 статьи 1473 ГК РФ предоставлено право предъявить в суд только иск о понуждении к изменению фирменного наименования и только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям пунктов 3 или 4 этой статьи. Такой иск может быть предъявлен в суд, пока действует исключительное право на фирменное наименование. Иным лицам право требования от юридического лица прекращения нарушения положений параграфа 1 главы 76 ГК РФ не предоставлено.

Надо кстати отметить, что в Российской Федерации подлежит охране исключительное право на фирменное наименование в том числе иностранных юридических лиц, в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод: регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями и одним адресом места нахождения не противоречит закону.

Регистрирующие органы не могут отказать в регистрации юридического лица в связи с совпадением его наименования с наименованием уже существующего юридического лица. Органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, п. 5 ст. 1473 ГК РФ предоставлено право предъявить в суд иск о понуждении к изменению фирменного наименования только в том случае, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям п. п. 3, 4 ст. 1473 ГК РФ (требуют выражения фирменного наименования на русском языке и запрещают включать в него наименований публично-правовых образований и их органов, общественных организаций, обозначений, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали).

Дальнейшее существование зарегистрированных ранее «двойников» зависит, как минимум, от трех факторов:

1) Одинаковые виды деятельность компаний и в одинаковых регионах

2) Наличие воли компании-правообладателя к понуждению «дублера» на прекращения нарушения прав;

3) соответствующее решение суда о понуждении двойника к устранению нарушений, либо его добровольное волеизъявление.

При этом единственным негативным последствием нарушения исключительного права на фирменное наименование, в силу п. 4 ст. 1474 ГК РФ, является то, что юридическое лицо, нарушившее указанным п. 3 ст. 1474 ГК РФ образом, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

С учетом изложенного выше, вынужден констатировать, по смыслу ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, указанных в данной статье, иных оснований для отказа в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица действующим законодательством не предусмотрено.

Однако, субъективное мнение автора заключается в следующем:

в целях оздоровления рынка и исключения возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных участников рынка, равно как лиц, нарушающих антимонопольные нормы и законы здоровой конкуренции, так и откровенных мошенников, пользующихся невнимательностью сотрудников на местах в противоправных целях, считаю, что в часть 3 ст. 1474 необходимо внести изменения следующего характера — слова «Не допускается» заменить на «запрещено» и далее привести в соответствие остальные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 (дата обращения: 19.10.2022).
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 23 апреля 2019 г. О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. — Текст: электронный www.vsrf.ru [сайт]. URL: https://www.vsrf.ru/documents/own/27773/ (дата обращения: 17.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): фирменное наименование, юридическое лицо, ГК РФ, Российская Федерация, государственная регистрация, Единый государственный реестр, лицо, вид деятельности, наименование, фирменное наименование правообладателя.


Ключевые слова

Гражданский кодекс РФ, регистрация юридических лиц, фирменное наименование юридического лица

Похожие статьи

Последствия противоречия сделки правовому акту, не относящемуся к гражданскому законодательству (иному правовому акту)

В статье рассматривается вопрос о круге не являющихся федеральными законами правовых актов, противоречие которым влечет недействительность сделки, в том числе вопрос об отнесении к таковым ведомственных актов, законодательства субъектов РФ, актов орг...

Субъекты исключительных прав на товарный знак: новеллы гражданского законодательства

В статье раскрываются и анализируются новеллы гражданского законодательства по вопросу круга лиц, который может быть правообладателем товарного знака. Действующее законодательство называет в качестве таковых лишь юридических лиц и индивидуальных пред...

Недостатки действующего законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной ответственностью

В настоящей статье рассмотрены недостатки существующего законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, на примерах показаны противоречия между нормами права и сложившейся практикой.

Правовое положение акционерных обществ

Статья посвящена актуальным вопросам правового статуса публичных и непубличных акционерных обществ в РФ. Автором рассмотрены положения действующего гражданского законодательства, определяющие понятие, природу и признаки указанных хозяйствующих субъек...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Гражданско-правовая характеристика юридического статуса субъектов права на товарный знак

В данной статье раскрывается роль субъектов права на товарный знак. Раскрываются понятия юридического лица, государственных учреждений и физических лиц, обладающих правом на товарный знак.

Проблемы правового регулирования статуса иностранного агента в Российской Федерации

Статья посвящена проблемам правового регулирования статуса иностранного агента в Российской Федерации. На основе анализа законодательства автор отмечает несовершенство легальной дефиниции иностранного агента и законодательно установленных признаков, ...

Открытая лицензия: понятие и правовая природа

Предметом исследования данной статьи являются нормы Гражданского кодекса РФ об открытой лицензии с целью выявления пробелов и неточностей, которые не всегда позволяют правильно оценивать те или иные правоотношения и применять к ним соответствующие по...

Основные критерии признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации

В данной статье приводится анализ основных критериев, необходимых для признания товарного знака общеизвестным, описываются проблемы с которыми можно столкнуться при регистрации общеизвестного товарного знака, а также приводится судебная практика по д...

О некоторых вопросах представительства юридических лиц в налоговых правоотношениях в части включения в договор соответствующих полномочий

Настоящая статья посвящена институту уполномоченного представительства в налоговых правоотношениях в части видов документов, где это представительство закрепляется. В частности, рассмотрена возможность оформления полномочий представителя в налоговых ...

Похожие статьи

Последствия противоречия сделки правовому акту, не относящемуся к гражданскому законодательству (иному правовому акту)

В статье рассматривается вопрос о круге не являющихся федеральными законами правовых актов, противоречие которым влечет недействительность сделки, в том числе вопрос об отнесении к таковым ведомственных актов, законодательства субъектов РФ, актов орг...

Субъекты исключительных прав на товарный знак: новеллы гражданского законодательства

В статье раскрываются и анализируются новеллы гражданского законодательства по вопросу круга лиц, который может быть правообладателем товарного знака. Действующее законодательство называет в качестве таковых лишь юридических лиц и индивидуальных пред...

Недостатки действующего законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной ответственностью

В настоящей статье рассмотрены недостатки существующего законодательства, регулирующего правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, на примерах показаны противоречия между нормами права и сложившейся практикой.

Правовое положение акционерных обществ

Статья посвящена актуальным вопросам правового статуса публичных и непубличных акционерных обществ в РФ. Автором рассмотрены положения действующего гражданского законодательства, определяющие понятие, природу и признаки указанных хозяйствующих субъек...

Особенности административно-правового статуса гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

В рамках настоящей статьи проводится комплексный анализ особенности правового статуса гражданина, который осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Анализируется современное законодательство, проводится современ...

Гражданско-правовая характеристика юридического статуса субъектов права на товарный знак

В данной статье раскрывается роль субъектов права на товарный знак. Раскрываются понятия юридического лица, государственных учреждений и физических лиц, обладающих правом на товарный знак.

Проблемы правового регулирования статуса иностранного агента в Российской Федерации

Статья посвящена проблемам правового регулирования статуса иностранного агента в Российской Федерации. На основе анализа законодательства автор отмечает несовершенство легальной дефиниции иностранного агента и законодательно установленных признаков, ...

Открытая лицензия: понятие и правовая природа

Предметом исследования данной статьи являются нормы Гражданского кодекса РФ об открытой лицензии с целью выявления пробелов и неточностей, которые не всегда позволяют правильно оценивать те или иные правоотношения и применять к ним соответствующие по...

Основные критерии признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации

В данной статье приводится анализ основных критериев, необходимых для признания товарного знака общеизвестным, описываются проблемы с которыми можно столкнуться при регистрации общеизвестного товарного знака, а также приводится судебная практика по д...

О некоторых вопросах представительства юридических лиц в налоговых правоотношениях в части включения в договор соответствующих полномочий

Настоящая статья посвящена институту уполномоченного представительства в налоговых правоотношениях в части видов документов, где это представительство закрепляется. В частности, рассмотрена возможность оформления полномочий представителя в налоговых ...

Задать вопрос