Санкт-Петербург как город федерального значения имеет разветвленную сеть учреждений здравоохранения. Согласно сведениям комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга в 2022 году в данном субъекте РФ действует около 300 региональных учреждений здравоохранения. Особенностью является отсутствие единого учредителя. Юридически учредителем является Санкт-Петербург, но в лице администраций районов и комитетов.
Координация и контроль за деятельностью учреждении осуществляется в зависимости от ведомственной принадлежности. В связи с тем, что здравоохранение является важной сферой жизни общества контроль за качеством оказания медицинской помощи и результативностью осуществления расходов находится в приоритете для государства.
В сфере здравоохранения можно выделить следующие направления контроля учредителя:
— контроль за выполнением государственного задания, достижением количественных и качественных показателей;
— контроль за целевым расходованием средств, выделенных в виде субсидий на иные цели и осуществление капитальных вложений;
— контроль в сфере закупок;
— контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
— контроль в сфере трудового законодательства.
В ведении администрации Калининского района Санкт-Петербурга находится 12 учреждений здравоохранения, в отношении которых осуществляется ведомственный контроль в финансовой сфере по следующим направлениям:
— контроль за целевым расходованием средств, выделенных в виде субсидий;
— контроль в сфере закупок.
Администрация Калининского района в 2021 году в лице отдела внутреннего финансового и ведомственного контроля произвела проверки в финансовой сфере всех 12 подведомственных ей учреждений здравоохранения. В отношении 10 учреждений осуществлялся контроль целевого использования средств субсидий. 4 учреждения были проверены на соблюдение законодательства в сфере закупок. Во всех 4 проверках соблюдения законодательства в контрактной сфере были обнаружены нарушения. Факт нецелевого использования средств субсидий обнаружен в 1 учреждении, в настоящее время ведется работа по устранению нарушения и принятия мер по недопущению возникновения в дальнейшем.
На сегодняшний день законодательство Санкт-Петербурга на наш взгляд недостаточно регулирует осуществление контроля за целевым использованием средств, что создает поводы для признания контроля учредителя неудовлетворительным и требующим принятия мер по совершенствованию.
Вопрос издания правового акта о назначении проверки является достаточно дискуссионным, поскольку обязанность учредителя осуществлять проверки соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии установлена Типовыми формами соглашений о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга, утвержденными Распоряжением Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 16.03.2017 № 21-р (далее — Распоряжение № 21-р). Таким образом, учредитель вынужден самостоятельно принимать решение об издании правового акта о проведении проверке, форме его оформления, включении какой бы то ни было дополнительной информации. Учитывая, что проведение проверки использования субсидий из бюджета Санкт-Петербурга является юридически значимым действием, которое может повлечь за собой требование о возврате средств субсидии, факт проведения проверки кажется рациональным отразить в правовом акте, который принимается учредителем. Имеет смысл в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2016 № 1271 «О порядке предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» указать на необходимость его принятия, обязательные пункты содержания, порядок доведения до проверяемых учреждений. Также стоит учесть, что на сегодняшний день нет никакого указания по поводу срока проведения проверки, фактически, он не ограничен ничем. Данная юридическая особенность создает возможность учредителю на постоянной основе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность подведомственной организации, в случае здравоохранения, финансы которого помимо учредителя на постоянной основе контролирует Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, кажется правильным ограничить количество плановых проверок до 1 раза в год по каждой из предоставленных субсидий, установив срок проведения проверки не более 3 месяцев. Ознакомление с актом о проведении проверки можно организовать с помощью курирующего отдела, установив срок не позднее 7 рабочих дней до начала проверки.
Неурегулированность вопроса о проведении проверок по отраслевому признаку ставит учредителя в положение, когда нет понимания, нужно ли оформлять правовой акт о проведении проверки, акт по каждому учреждению по отдельности, или можно сделать это комплексно. В случае администрации Калининского района речь идет о 12 учреждениях здравоохранения, но у Комитета по здравоохранению подведомственная сеть состоит из 110 учреждений, что делает вопрос отдельного оформления более актуальным. Согласно Распоряжению № 21-р по результатам проверки составляется акт, который не направляется учреждению. Форма акта не утверждена, информация, подлежащая размещению также не уточнена. В связи с тем, что акт не вручается учреждению, а в случае выявления нарушений направляется уведомление о нарушении условий предоставления субсидии, возникает вопрос необходимости написания акта по каждому отдельному учреждению в случае отсутствия нарушений.
Вопрос вручения акта связан с тем, что форма акта не утверждена в связи с чем не ясно какая именно информация должна быть в нем отражена есть риски, что уведомление о нарушении условий предоставления субсидии будет дублировать акт проверки с нарушениями. Такая ситуация создает дополнительную работу должностным лицам администрации, осуществляющим контроль, и задваивает документы. В связи с тем, что составленный по окончании проверки акт не направляется в учреждение, для упрощения работы проверяющих можно предусмотреть два варианта документа об окончании проверки: в случае выявления нарушения — индивидуальный акт по учреждению с описанием выявленного нарушения, в случае отсутствия нарушений — уведомление о проведении проверки, в котором перечислить все учреждения отрасли здравоохранения, не имеющие нарушений. Также уточнение вопроса содержания уведомления о нарушении условий предоставления субсидии позволит избежать создания двух практически идентичных документов. Выходом из ситуации будет добавление в акт о проведенной проверке раздела о выводах проверяющих лиц, в котором будет указываться требование о возврате средств, потраченных нецелевым образом.
Таким образом, предложенные нами направления совершенствования ведомственного контроля учреждений здравоохранения позволит повысить эффективность контрольных мероприятий в данной сфере в Санкт-Петербурге.
Литература:
- О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ
- О порядке осуществления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.02.2012 № 107
- О порядке предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ): Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2016 № 1271
- Об администрациях районов Санкт-Петербурга: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098
- Об утверждении типовых форм соглашений о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга субсидий государственным бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга: Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 16.03.2017 № 21-р