Использование инструментов медиации в урегулировании споров по вопросу законности принятых должностными лицами решений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (436) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 11.10.2022

Статья просмотрена: 631 раз

Библиографическое описание:

Гостищева, О. С. Использование инструментов медиации в урегулировании споров по вопросу законности принятых должностными лицами решений / О. С. Гостищева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 41 (436). — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/archive/436/95362/ (дата обращения: 20.04.2024).



Впредлагаемой статье автор рассуждает о возможности применения инструментов медиации как альтернативной процедуры урегулирования споров, возникающих в общественных отношениях, складывающихся в сфере оказания государственных услуг, исследуя научные взгляды российских ученых и нормы действующего законодательства.

Ключевые слова: конфликт интересов, должностное лицо, досудебное разрешение споров, медиация, инструменты медиации, государственная гражданская служба.

В России все большую популярность приобретает такой способ урегулирования споров как медиация.

В связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившего в законную силу с 1 января 2011 года (далее — Закон о медиации) процедура медиации получила свое закрепление на законодательном уровне.

В соответствии с вышеназванным федеральным законом процедура медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиация дает возможность избежать временных потерь, характерных для судебных тяжб. Медиатор координирует коммуникативный процесс и анализирует личностные интересы конфликтующих субъектов, тем самым подталкивая стороны к выработке удовлетворяющего их решения по конкретному спору.

В практической деятельности при возникновении конфликта между государственными служащим, исполняющим свои прямые должностные полномочия, и третьим лицом (юридическим, физическим), медиация не может находить своего практического применения. Это связано с тем, что государственный служащий за время прохождения государственной гражданской службы может находиться в различных публичных отношениях, взаимодействуя с третьими лицами, в частности, теми, кому оказываются государственные услуги [5].

Однако применение инструментов медиации может стать эффективным механизмом урегулирования споров по вопросу законности принятых должностными лицами решений, наладить позитивную обратную связь между государственными служащими и теми, кому оказываются государственные услуги.

Как отмечается в юридической литературе, «медиация является институтом современного гражданского общества на пути к цивилизованному и гармоничному развитию общественных отношений в разных сферах жизнедеятельности» [4].

Но люди, столкнувшиеся с необходимостью разрешить свой спор, по-прежнему отдают решение по спору в инстанцию «первого выбора» — суд. Для них судебная власть является гарантом справедливости. Обращение в суд является неотъемлемым конституционным правом гражданина.

Но во многих случаях спор возможно и нужно попытаться урегулировать без обращения к судебной власти. Хочется верить, что в ближайшем будущем суд будет последней инстанцией в поисках справедливости.

Медиацию относят к системе альтернативных методов разрешения споров, имея ввиду альтернативу традиционной системе правосудия (судам).

Шамликашвили Ц. А. в своих трудах дает, на мой взгляд, самое глубокое и развернутое понятие рассматриваемому процессу: «медиация — это путь к осмысленному взаимоприемлемому решению, основанному на консенсусе между сторонами, вовлеченными в спор. При успешном исходе медиации нет ни победителей, ни побежденных — выигрывают все стороны, вовлеченные в конфликт.

В ходе процедуры медиации внимание спорящих не заостряется на изучении прошлой ситуации с целью определить, кто прав, а кто виноват. Главным ориентиром в процедуре медиации является ответ на вопрос о том, каким хотят видеть будущее стороны, вовлеченные в конфликт.

Вырабатываются решения, ориентированные на будущее, которые приемлемы и удовлетворяют потребностям всех сторон. Помимо разрешения спора, которое, происходит с наименьшими затратами и гораздо быстрее, нежели при использовании других способов, медиация сохраняет возможность диалога и даже улучшения партнерских отношений между спорящими сторонами» [6].

Облегчение доступа к справедливости является важной особенностью медиации. Справедливость категория относительная, у каждого существует свое представление о справедливости. А медиация, обращенная к интересам участников спора, и, одновременно, создающая условия для того, чтобы результаты урегулирования отвечали потребностям всех сторон, вовлеченных в спор, создает наилучшие условия для того, чтобы решение было справедливым для каждого из оппонентов.

Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора [1].

Все действия в работе медиативной системы решения конфликтных ситуаций и споров основаны на принципе добровольности.

Принцип конфиденциальности заключается в следующем — все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

Принцип сотрудничества заключается в том, что субъекты конфликта не состязаются друг с другом, не противостоят в ходе примирительной процедуры, а с учетом имеющейся у них информации стремятся к достижению соглашения, устраивающего обоих, стремятся сотрудничать друг с другом.

Стороны равноправны. Ни одна из них не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения.

Медиатор должен остерегаться пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социального происхождения или поведения на медиации. В этом и заключается суть принципа беспристрастности и независимости медиатора.

Для достижения поставленных целей, а именно урегулирование спора, в процессе медиации используются различные коммуникативные инструменты и техники.

Основными инструментами медиации являются:

  1. Активное слушание — способ обеспечения эффективного слушания, ориентированный на понимание смысла в целом и интерес к человеку.
  2. Эмоциональный повтор — пересказ услышанного с проявлением эмоций.
  3. «Петля понимания» — инструмент уточнения и прояснения смысла сказанного, помогающий обеспечить насколько возможно полное, глубинное понимание собеседника, через которое сказанное становится не только услышанным, но и принятым, понятым.
  4. Техника задавания вопросов — это умение задавать определенные типы вопросов вовремя и к месту, с целью получения более широкого взгляда на ситуацию, проблему.
  5. Деконструкция — это демонтаж старой структуры, предпринятый с целью показать, что ее претензии на безусловный приоритет являются всего лишь результатом человеческих усилий и, следовательно, могут быть подвергнуты пересмотру.

Функции деконструкции:

— Иррационализация текста.

— Критика структур и институтов, лежащих в основе текста.

— Демонстрация демонтированного.

— Демонстрации неизбежной ошибки в понимании текста.

— Поиск скрытых понятий.

  1. Логическое следствие — попытка выдвинуть предположения о мотивах сказанного, развитие будущего или ситуации.
  2. Вербализация — продолжение разговора и указание, что вы его слушаете.
  3. Зеркальное отражение — выражение тех же эмоций, что и у собеседника.
  4. Обобщение (резюмирование) — многофункциональный инструмент обеспечивающий конструктивный подход и структурирование в процессе диалога.
  5. Перефразирование — пересказ значимых и важных фраз своими словами. Помогает услышать собственные высказывания со стороны или смысл, который ими передается.
  6. Рефреминг — инструмент медиатора, позволяющий изменить свое представление о проблеме, взглянув на нее под другим углом, тем самым совершить переход от позиций к интересам. Такой переход позволяет достичь подлинного разрешения разногласий и полностью исчерпать конфликт между спорящими сторонами.
  7. Медиационный коучинг («сoaching» — наставлять, воодушевлять, тренировать) — это индивидуальная беседа со стороной конфликта. Проходит в форме консультирования и потому идеально подходит к подготовительной стадии медиации, когда происходят индивидуальные беседы со сторонами.
  8. Эхо-техника — повторение слов собеседника в ходе которого говорящий уверен, что: слушающий ему сопереживает, слушающий его слышит, слушающий его слушает.

Возможности эхо-техники:

— удержание эмоционального фона

— прояснение понимания

— побуждение к высказываниям.

Объективно отмечая, что Закон о медиации не предоставляет никаких эффективных и продуктивных практических механизмов при использовании содержащихся в нем правовых норм для урегулирования конфликтов права в государственных организациях, однако использование инструментов медиации может послужить эффективным механизмом взаимодействия с гражданами, повышения лояльного отношения граждан к системе органов государственной власти, снижения социальной напряженности в обществе, принятия законных решений.

Несмотря на указанные положения закона, многие эксперты считают возможным и эффективным использование инструментов медиации в сфере деятельности государственных служащих.

Ситуации, в которых должностные лица при принятии решений сталкиваются с конфликтами и спорами зачастую возникают:

— при осуществлении профессиональной деятельности при взаимодействии с гражданами и представителя юридических лиц;

— на этапе процессуального взаимодействия при разрешении споров в суде и иных уполномоченных органах.

Главными проблемами в коммуникации с гражданами является низкий уровень лояльности граждан к системе органов исполнительной власти, несоответствие действий государственных служащих интересам заявителей, использование формального, доступного не каждому гражданину, стиля взаимодействия.

Конфликт возникает из-за непонимания. Непонимание существует с обеих сторон конфликта.

Граждане ищут справедливости и открытости государства к их проблемам и потребностям, а должностное лицо, при принятии решения, руководствуется «буквой закона», соблюдая формальные установки.

В конфликте зачастую стороны охвачены злостью, чересчур резко судят о себе и о других, возникает феномен «туннельного видения». В результате стороны не готовы и не способны к общению и, как следствие, к сотрудничеству.

За агрессивным поведением могут скрываться страх, недоверие, незнание или неумение, боязнь потерять лицо и т. д. Цель использования медиативных техник и инструментов — определение источника гнева и принятие мер, которые необходимы для исправления ситуации.

Сегодня государство ведет активную работу по повышению лояльности граждан к системе органов государственной власти в целом, применению клиентоцентричного подхода в работе с обращениями заявителей, повышению качества предоставляемых услуг.

Для достижения большего эффекта от проделываемой работы, считаю целесообразным внедрение использования инструментов медиации при разрешении конфликтных ситуаций, связанных с решениями, принимаемыми должностными лицами, так как любые методы урегулирования конфликта необходимо сочетать и комбинировать.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"// http:// base.garant.ru.
  2. Исакова Ю. И. Перспективы развития медиации в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. № 9, pp. 27–30.
  3. Криволапова А. С. Тимофеев Н. С. Основные проблемы подготовки специалистов медиативных служб. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы конфликторазрешения в мире», Курск, 2022
  4. Минкина Н. И. Медиация в России: правовые основы становления и развития / Н. И. Минкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. № 32. С. 62. (дата обращения: 15.03.2022 г.).
  5. Самохвалов Н. А. Медиация как инновационный способ урегулирования конфликтов в сфере государственной политики и управления // Журнал «Актуальные проблемы современности: Наука и общество» — № 2 /2014 (дата обращения: 27.01.2022 г.).
  6. Шамликашвили Ц.А Медиация — современный метод внесудебного разрешения споров / Ц. А. Шамликашвили. — М.: Издательство ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2017. — 77 с
Основные термины (генерируются автоматически): процедура медиации, сторона, медиация, инструмент медиации, система органов, государственная власть, государственная гражданская служба, должностное лицо, индивидуальная беседа, судебная власть.


Похожие статьи

Правовые особенности реализации примирительной процедуры...

Говоря же о главном субъекте проведения процедуры медиации — медиаторе, укажем, что

Этим медиация отличается, например, от судебной процедуры, когда отказ истца от иска

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о медиации медиатор — физическое лицо, отвечающее

Если о медиации будет информировать сторону ее процессуальный оппонент, да еще и в ситуации...

Судебная медиация | Статья в журнале «Молодой ученый»

 В настоящее время судебная медиация не рассматривается как альтернатива судебному разбирательству правовых конфликтов, при этом она успешно вписывается в судебный порядок защиты гражданских прав, взаимодействует с судебной формой защиты права.

Судебная система как один из источников формирования...

Библиографическое описание: Курбатова, И. М. Судебная система как один из источников

Судебная система функционирует в условиях реализации реформ в сфере гражданского

С одной стороны, информируя стороны о праве обратиться к процедуре медиации, и разъясняя ее суть

У российской судебной власти нет отрицания медиации, хотя в самом начале и...

Медиация как технология социальной работы | Статья в журнале...

Ключевые слова : медиация, социальная работа, технология социальной работы

характер и может быть использоваться в работе с семьями, детьми, лицами группы риска.

процедура медиации, Россия, альтернативная процедура урегулирования споров, участие

Медиация — это процедура разрешения конфликта, в которой спорящие стороны сначала проводят.

Институт медиации в российском гражданском процессе...

 В статье рассматривается примирение сторон в гражданском процессе посредством медиации. Автором проанализированы понятие, признаки и основные недостатки медиации, а также обозначены перспективы ее дальнейшей реализации в гражданском процессе.

Понятие и преимущества процедуры медиации | Молодой ученый

В медиации стороны направлены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта и стараются предпринять все возможные усилия для

Ещё одним плюсом в медиации является быстрое урегулирование разногласий.

Для решения конфликта необходима третья сторона или лицо, не...

процедура медиации, судебная система, РФ, урегулирование...

Медиация как альтернативная форма урегулирования споров.

 Ключевые слова: процедура медиации, внесудебная медиация, сторона конфликта, форма медиации

Медиация — это один из альтернативных способов урегулирования конфликтов [2, с. 49].

Сторонами являются лица, желающие урегулировать спор при помощи процедуры

от медиации, в таком случае, спор будет решаться в судебном порядке, гражданское...

Медиативные правоотношения: субъект, объект, содержание...

...и правоотношения в области медиации должны иметь гражданско-правовую природу.

Стороной спора, как следует из действующей редакции Закона о медиации, может быть

юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в

Так, между сторонами процедуры медиации может идти процесс совместной выработки...

Правовая природа судебной медиации как вида примирительных...

Особую роль среди видов примирительных процедур занимает медиация.

Стоит отграничивать процедуру судебной медиации от предложения судьи сторонам заключить мировое соглашение, даже, если в результате беседа привела к примирению сторон.

Важно отметить, что на судебную медиацию, как и на классическую процедуру медиации должны...

Похожие статьи

Правовые особенности реализации примирительной процедуры...

Говоря же о главном субъекте проведения процедуры медиации — медиаторе, укажем, что

Этим медиация отличается, например, от судебной процедуры, когда отказ истца от иска

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о медиации медиатор — физическое лицо, отвечающее

Если о медиации будет информировать сторону ее процессуальный оппонент, да еще и в ситуации...

Судебная медиация | Статья в журнале «Молодой ученый»

 В настоящее время судебная медиация не рассматривается как альтернатива судебному разбирательству правовых конфликтов, при этом она успешно вписывается в судебный порядок защиты гражданских прав, взаимодействует с судебной формой защиты права.

Судебная система как один из источников формирования...

Библиографическое описание: Курбатова, И. М. Судебная система как один из источников

Судебная система функционирует в условиях реализации реформ в сфере гражданского

С одной стороны, информируя стороны о праве обратиться к процедуре медиации, и разъясняя ее суть

У российской судебной власти нет отрицания медиации, хотя в самом начале и...

Медиация как технология социальной работы | Статья в журнале...

Ключевые слова : медиация, социальная работа, технология социальной работы

характер и может быть использоваться в работе с семьями, детьми, лицами группы риска.

процедура медиации, Россия, альтернативная процедура урегулирования споров, участие

Медиация — это процедура разрешения конфликта, в которой спорящие стороны сначала проводят.

Институт медиации в российском гражданском процессе...

 В статье рассматривается примирение сторон в гражданском процессе посредством медиации. Автором проанализированы понятие, признаки и основные недостатки медиации, а также обозначены перспективы ее дальнейшей реализации в гражданском процессе.

Понятие и преимущества процедуры медиации | Молодой ученый

В медиации стороны направлены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта и стараются предпринять все возможные усилия для

Ещё одним плюсом в медиации является быстрое урегулирование разногласий.

Для решения конфликта необходима третья сторона или лицо, не...

процедура медиации, судебная система, РФ, урегулирование...

Медиация как альтернативная форма урегулирования споров.

 Ключевые слова: процедура медиации, внесудебная медиация, сторона конфликта, форма медиации

Медиация — это один из альтернативных способов урегулирования конфликтов [2, с. 49].

Сторонами являются лица, желающие урегулировать спор при помощи процедуры

от медиации, в таком случае, спор будет решаться в судебном порядке, гражданское...

Медиативные правоотношения: субъект, объект, содержание...

...и правоотношения в области медиации должны иметь гражданско-правовую природу.

Стороной спора, как следует из действующей редакции Закона о медиации, может быть

юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в

Так, между сторонами процедуры медиации может идти процесс совместной выработки...

Правовая природа судебной медиации как вида примирительных...

Особую роль среди видов примирительных процедур занимает медиация.

Стоит отграничивать процедуру судебной медиации от предложения судьи сторонам заключить мировое соглашение, даже, если в результате беседа привела к примирению сторон.

Важно отметить, что на судебную медиацию, как и на классическую процедуру медиации должны...

Задать вопрос