Аутизм как этап эволюции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.10.2022

Статья просмотрена: 1184 раза

Библиографическое описание:

Бутусова, О. С. Аутизм как этап эволюции / О. С. Бутусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95352/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются причины роста в мире числа людей с расстройствами аутистического спектра с точки зрения эволюционной теории.

Ключевые слова: аутизм, расстройство, процесс адаптации, эволюция, гипотеза.

До недавних событий в мире (связанных с пандемией COVID-19) аутизм называли эпидемий XXI века и «социальной катастрофой». Полагаю, что подобными «трагичными» эпитетами людям свойственно снабжать все непонятное, неизведанное, а потому пугающее. Ведь дело не в самом существовании расстройств аутистического спектра, а в неготовности и неумении социума взаимодействовать с его носителями.

Согласно МКБ-11 (международная классификация болезней 11 пересмотра, принятая в 2019 г.) под расстройствами аутистического спектра понимают состояние, которое характеризуется постоянным дефицитом в способности инициировать и поддерживать взаимное социальное взаимодействие и социальную коммуникацию, а также рядом ограниченных, повторяющихся и негибких схем поведения и интересов [1].

Специалистами выдвигается очень много различных теорий, гипотез относительно высокого прироста лиц с расстройствами аутистического спектра в современности. Существуют версии, что эта тенденция связана с эволюцией, с глобальным воздействием человечества на природу. «Безудержный рост аутизма связан с эволюцией, это несомненно. Связан с бурным развитием медицины, с появлением таких привычных для нас вещей, как, например, антибиотики. Мы воздействуем на природу, и при этом очень часто идем против природы», — считает Елена Багарадникова, РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» [2].

Согласно эволюционной теории Чарльза Дарвина «человек произошел от обезьяны», под влиянием среды претерпевая в своем развитии многочисленные изменения внешние и качественные. Биологические данные свидетельствуют о том, что «человек — неотъемлемая часть живой природы и его возникновение не исключение из общих закономерностей развития органического мира». Такими закономерностями является дивергенция (процесс расхождения признаков в процессе адаптации к разным условиям существования) и конвергенция (процесс эволюционного развития неродственных групп в сходном направлении и приобретение ими сходных признаков в процессе адаптации к одинаковым условиям среды).

В природе ничего не происходит просто так. Живой организм откликается на воздействие окружающего его мира мутациями, меняющими его первоначальные качества. Например, при переходе наземных животных в водную среду изменяется строение конечностей. Крупные человекообразные обезьяны не так активно скакали по деревьям, поэтому хвост им перестал быть нужен и в какой-то момент исчез совсем. Не является ли рост числа людей с расстройствами аутистического спектра еще одной загадкой природы, ответ на который мы сможем узнать только тысячи лет спустя… Ведь исследования уже подтверждают, что мозг детей, страдающих аутизмом, отличается структурными и функциональными особенностями.

Современный русский философ, А. К. Секацкий утверждает, что в современном обществе все ярче проявляются аутистические тенденции. Современный человек пытается избежать сильных экзистенциальных потрясений. Ему комфортнее находиться среди вещей и людей-автоматов, т. к. все понятно и в случае неисправности, все подлежит восстановлению. На него обрушивается огромный поток информации, который приручает не реагировать его на несчастья людей, голод, смерть, войну [3]. При таком подходе мозг человека с расстройством аутистического спектра возможно рассмотреть, как максимально адаптированный к современным жизненным реалиям. Он изначально спроектирован не принимать агрессивные сенсорные стимулы, сопровождающего среднестатистического современного человека в его ежедневном окружении. Происходит некая консервация человека внутри самого себя.

Елена Черенева, директор Международного института аутизма Красноярского государственного педагогического университета, предполагает, что «аутизм является некоей призмой эволюции человечества. И эта эволюция через какое-то время обязательно приведет к новому формату homo sapiens. Аутизм вообще, возможно, некий промежуточный, особый (переломный, а не патологический!) этап, который в будущем даст нам новые, удивительные перспективы развития личности и новые достижения» [2].

Рассматривает аутизм как ступень эволюции и израильский нейробиолог Генри Маркрам. По мнению ученого, расстройство развития является следствием распределения человечества на два класса. Одни могут справиться с неизбежными сенсорными нагрузками современного мира на мозг, другие — нет. «Эволюцию двигают «разведчики» — отдельные особи, которые отличаются от нормальной популяции. Большинство разведчиков не выдерживают испытаний окружающей средой, но те, кто справляются, прокладывают новый путь для остальной части человечества», — говорит Маркрам [4]. И эти «другие» — которые чаще всего не разговаривают, абсолютно не адаптированы, не приспособлены ко множеству самых элементарных вещей и отношений, ставят вызов всему обществу (чуть ли не всему миру!) самим своим способом мышления. Человек с аутизмом «требует от нас, чтобы мы посмотрели на мир совершенно другими глазами» (Роман Золотовицкий, консультант-психолог, философ) [2].

Аутизм генетически обусловлен, при этом он не является генетическим заболеванием и может возникнуть у любого ребенка вследствие нарушения нейронных связей головного мозга, и причина такого нарушения на данный момент научному сообществу неизвестна. Наука на современном этапе грандиозными шагами движется в понимании того, что лежит в основе аутизма. Ведутся исследования в области генетики, нейропсихологии, медицины, биохимии. Однако обилие теорий и отсутствие единой точки зрения относительно причин аутизма является предпосылкой для продолжения многочисленных исследований в этой области. А может, действительно, «аутизм — это просто одно из свойств человека» (Святослав Довбня, детский невролог, эксперт фонда «Обнаженные сердца») [2].

Литература:

  1. МКБ-11 | Международная классификация болезней 11-го пересмотра. — Текст: электронный // МКБ-11: [сайт]. — URL: https://icd11.ru/ (дата обращения: 07.10.2022).
  2. Финочка, И. Российские ученые рассказали о загадках аутизма / И. Финочка. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://sn.ria.ru/20170125/1486421856.html (дата обращения: 07.10.2022).
  3. Авдашкина, К. В. АУТИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ / К. В. Авдашкина. — Текст: электронный // КиберПедия: [сайт]. — URL: https://cyberpedia.su/6xd24.html (дата обращения: 07.10.2022).
  4. Аутизм может быть результатом эволюции человека. — Текст: электронный // Медицинские новости: [сайт]. — URL: http://s-p-a.com/item/564/ (дата обращения: 07.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): аутизм, процесс адаптации, расстройство, спектр, эволюционная теория, эволюция.


Похожие статьи

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Теории возникновения депрессии: биологические, социально-психологические и интегративные подходы

В статье рассматриваются различные теории возникновения депрессии, включая биологические, социально-психологические и интегративные подходы. В работе приводится обзор современных научных исследований, выявляющих взаимосвязь между генетическими фактор...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Особенности коммуникативного поведения лиц с расстройством аутистического спектра

В статье представлено теоретическое изучение коммуникации лиц с расстройством аутистического спектра.

Медицинская генетика в современном мире и генетические заболевания

В статье рассматривается медицинская генетика, её развитие, специализированные дисциплины и новейшие методы исследования. Также в статье рассматривается патология, её причины. Приводятся результаты исследований и наблюдений.

Болезнь Альцгеймера: факторы риска, клиника, патогенез

В статье авторы пытаются выделить характерные клинические признаки болезни Альцгеймера, определить основные факторы риска, а также раскрыть патогенез данного заболевания.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении

В настоящее время изученность психических заболеваний, в частности шизофрении вышла на относительно более серьезный уровень, по сравнению с опытом прошлых лет [3]. Внутренняя картина болезни [1] как субъективные переживания больного имеют огромное зн...

Вероятность развития биолого-социальных опасностей в XXI веке

Статья посвящена потенциальным биологическим угрозам, поднята проблема сохранения биосферы, затронуты вопросы предупреждения эпидемий.

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Похожие статьи

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Теоретический обзор исследований агрессии в контексте проблемы развития самосознания личности на примере теории Р. Кигана

В статье рассматриваются подходы различных учёных к феноменам агрессии, также выдвигается предположение о взаимосвязи агрессии уровнем развития самосознания

Теории возникновения депрессии: биологические, социально-психологические и интегративные подходы

В статье рассматриваются различные теории возникновения депрессии, включая биологические, социально-психологические и интегративные подходы. В работе приводится обзор современных научных исследований, выявляющих взаимосвязь между генетическими фактор...

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье исследуются и анализируются когнитивные нарушения у детей с аутизмом.

Особенности коммуникативного поведения лиц с расстройством аутистического спектра

В статье представлено теоретическое изучение коммуникации лиц с расстройством аутистического спектра.

Медицинская генетика в современном мире и генетические заболевания

В статье рассматривается медицинская генетика, её развитие, специализированные дисциплины и новейшие методы исследования. Также в статье рассматривается патология, её причины. Приводятся результаты исследований и наблюдений.

Болезнь Альцгеймера: факторы риска, клиника, патогенез

В статье авторы пытаются выделить характерные клинические признаки болезни Альцгеймера, определить основные факторы риска, а также раскрыть патогенез данного заболевания.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении

В настоящее время изученность психических заболеваний, в частности шизофрении вышла на относительно более серьезный уровень, по сравнению с опытом прошлых лет [3]. Внутренняя картина болезни [1] как субъективные переживания больного имеют огромное зн...

Вероятность развития биолого-социальных опасностей в XXI веке

Статья посвящена потенциальным биологическим угрозам, поднята проблема сохранения биосферы, затронуты вопросы предупреждения эпидемий.

Связь уровня эмпатии личности и стратегий поведения в конфликте

В статье автор исследует связь уровня эмпатии личности со стратегиями поведения в конфликте.

Задать вопрос