Проблемы развития единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований на территории Пермского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.10.2022

Статья просмотрена: 603 раза

Библиографическое описание:

Тиунова, Н. П. Проблемы развития единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований на территории Пермского края / Н. П. Тиунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 168-170. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95321/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье рассмотрены основные проблемные вопросы функционирования единых дежурно-диспетчерских служб на территории Пермского края.

Ключевые слова: единая дежурно-диспетчерская служба, чрезвычайная ситуация, МЧС России, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации.

Количество чрезвычайных ситуаций, происшествий на водных объектах, дорожно-транспортных происшествий, техногенных пожаров и пожаров в лесах с каждым годом становится все больше и больше. В связи, с чем нагрузка на единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований возрастает. Именно ЕДДС первыми получают информацию о ЧС, происшествиях. От действий дежурного персонала ЕДДС зависит эффективность реагирования служб РСЧС[1] на возникшие ЧС, происшествия.

Всего на территории Пермского края создано 45 ЕДДС муниципальных образований. Процесс образования ЕДДС начался в 2010 году, после подписания Распоряжения Правительства Пермского края от 05.07.2010 № 100-рп «О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Пермского края» [1].

Первые ЕДДС создавались на базе дежурно-диспетчерских служб «01», центральных пунктов связи в пожарных частях.

На сегодняшний день процесс переезда в помещения (здания) администраций муниципальных образований завершен. Все 45 ЕДДС располагаются в отдельных зданиях, либо в помещениях при администрациях муниципальных образований, либо в иных помещениях.

МЧС России уделяет огромное внимание развитию ЕДДС муниципальных образований. Именно поэтому в 2021 году ВНИИ ГОЧС (ФЦ) провел работу по актуализации ГОСТа и был утвержден новый стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» (далее — ГОСТ) [2].

Новый ГОСТ устанавливает состав решаемых задач, структуру, порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС), определяет требования к персоналу ЕДДС, залу оперативной дежурной смены ЕДДС, перечню оборудования и программно-технических средств ЕДДС.

В целях разработки рекомендаций муниципальным образованиям Пермского края был проведен анализ функционирования ЕДДС муниципальных образований Пермского края по итогам 9 месяцев 2022 года который выявил ряд проблемных вопросов по функционирования ЕДДС.

  1. Организационно-штатная структура ЕДДС соответствует ГОСТ на 57,8 % от общего количества ЕДДС.
  2. В 9 ЕДДС организовано дежурство всего одним специалистом, который в свою очередь не в состоянии выполнить все возложенные на него задачи.
  3. Обучение по программе дополнительного профессионального образования прошли 76,7 % от списочного состава ЕДДС муниципальных образований. При этом во всех ЕДДС разработаны программы подготовки, согласно утвержденной программе [3].
  4. Низкий уровень профессиональной подготовки дежурных оперативных ЕДДС. В 48 % от общего числа проведенных тренировок выставлена оценка «хорошо» и в 52 % от общего числа проведенных тренировок выставлена оценка удовлетворительно.

Ежедневно оперативной дежурной сменой Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее — ОДС) проводятся тренировки с ЕДДС. На тренировке отрабатывается информирование руководства администрации, взаимодействие со службами РСЧС на муниципальном уровне, отработка формализованных документов и заслушивание дежурного оперативного ЕДДС по тренировке. ОДС готовится анализ по тренировке с указанием основных замечаний и направляется в муниципальное образований.

  1. Техническое оснащение ЕДДС муниципальных образований находится на среднем уровне. Обеспечение техническими средствами управления составляет 70,2 %. Это осложняет работу с информационными системами: «Личный кабинет ЕДДС», ИСДМ «Рослесхоз», МКА «ЖКХ», АПК «Безопасный город».

В 2021 году в рамках «Круглого стола» на международном салоне «Комплексная безопасность — 2021" заместитель главы ведомства Виктор Ничипорчук сообщил, что МЧС уже внедрило систему цифровой трансформации данных для прогнозирования ЧС. Введен в эксплуатацию атлас рисков, который станет новой технологической платформой для участников РСЧС, также специалистами ведомства разработано приложение «Термические точки» для глав муниципальных образований [5]. Информация приходит им на смартфон, что сокращает время от момента обнаружения лесного пожара до выезда лесопожарных формирований к месту вызова.

  1. В рамках информационного взаимодействия между ЕДДС и органами управления функциональной и территориальной подсистемы РСЧС заключено 72,9 % соглашений от общего количества органов управления. В ряде ЕДДС есть проблемные вопросы по заключению соглашений об информационном взаимодействии с органами управления функциональной и территориальной подсистемы РСЧС.
  2. Средняя заработная плата по ЕДДС муниципальных образований немного превышает 20 000 рублей. А средняя заработная плата по Пермскому краю на январь 2022 года составляет 45 151 рубль, что существенно выше.

Основные проблемные вопросы — низкая заработная плата, низкая штатная численность ЕДДС, низкая квалификация персонала, устаревшее оборудование, неудовлетворительные условия труда. Эти проблемы носят в первую очередь финансовый характер.

Большинство муниципальных образований на сегодняшний период дотационные и не могут решить проблемы самостоятельно. Необходимы региональные программы, в рамках которых будет возможна финансовая помощь на развитие ЕДДС муниципальных образований.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства Пермского края от 05.07.2010 № 100-рп «О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Пермского края»
  2. Новый стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».
  3. Программа подготовки дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Утверждено протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.06.2020 № 2.
  4. Электронный документ: https://tass.ru/obschestvo/11377551 .

[1] РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Основные термины (генерируются автоматически): Пермский край, образование, единая дежурно-диспетчерская служба, заработная плата, орган управления, информационное взаимодействие, общее число, оперативная дежурная смена, территориальная подсистема, чрезвычайная ситуация.


Похожие статьи

Сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов по функционированию единых дежурно-диспетчерских служб

В статье приведен сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов по функционированию и развитию органов повседневного управления на муниципальном уровне.

Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

В статье автором рассматриваются основные аспекты функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. Выделяются ключевые особенности данной системы, а также перспективы ее развития в современных условиях на основ...

Исследование теоретических аспектов функционирования дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан

В статье проведен анализ нормативно-правовых основ и теоретических положений, регламентирующих повседневную деятельность дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.

Организация и осуществление деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

В статье рассмотрены аспекты взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации со специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на примере города Москвы.

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

Разработка рекомендаций по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением

В статье предлагаются пошаговые рекомендации по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением в г. Волгограде. Раскрыто понятие единой диспетчерской службы и ее основные задачи. Перечислены результаты внедрения автоматизирован...

Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона

Рассмотрена организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и интеграция в общество. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современны...

Место и роль МЧС России в механизме современного российского государства

В статье рассматривается актуальные вопросы, связанные с существованием и функционированием МЧС России в действующей системе федеральных органов исполнительной власти, а также рассматриваются вопросы, связанные с развитием указанного государственного...

Совершенствование организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизона

В статье рассмотрены правовые проблемы деятельности территориального пожарно-спасательного гарнизона, особенности управления и возможные направления развития и совершенствования организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизон...

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...

Похожие статьи

Сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов по функционированию единых дежурно-диспетчерских служб

В статье приведен сравнительный анализ основных нормативно-правовых документов по функционированию и развитию органов повседневного управления на муниципальном уровне.

Особенности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

В статье автором рассматриваются основные аспекты функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в России. Выделяются ключевые особенности данной системы, а также перспективы ее развития в современных условиях на основ...

Исследование теоретических аспектов функционирования дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан

В статье проведен анализ нормативно-правовых основ и теоретических положений, регламентирующих повседневную деятельность дежурных служб пожаротушения местных пожарно-спасательных гарнизонов Республики Татарстан.

Организация и осуществление деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

В статье рассмотрены аспекты взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации со специальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на примере города Москвы.

Правовые основы взаимодействия подразделений пожарной охраны в Российской Федерации

Рассматриваются организационные основы взаимодействия подразделений пожарной охраны на примере Удмуртской Республики. Показана необходимость разработки дополнительных нормативных правовых актов по вопросам организации взаимодействия пожарных подразде...

Разработка рекомендаций по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением

В статье предлагаются пошаговые рекомендации по формированию автоматизированной системы управления дорожным движением в г. Волгограде. Раскрыто понятие единой диспетчерской службы и ее основные задачи. Перечислены результаты внедрения автоматизирован...

Безопасность населения на территории местного пожарно-спасательного гарнизона

Рассмотрена организационная структура местного пожарно-спасательного гарнизона, теоретические, законодательные принципы построения и интеграция в общество. Определены возможные пути повышения эффективности деятельности местного гарнизона в современны...

Место и роль МЧС России в механизме современного российского государства

В статье рассматривается актуальные вопросы, связанные с существованием и функционированием МЧС России в действующей системе федеральных органов исполнительной власти, а также рассматриваются вопросы, связанные с развитием указанного государственного...

Совершенствование организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизона

В статье рассмотрены правовые проблемы деятельности территориального пожарно-спасательного гарнизона, особенности управления и возможные направления развития и совершенствования организации и управления территориального пожарно-спасательного гарнизон...

Профилактика в области пожарной безопасности на территории Кемеровской области — Кузбасса

В данной статье рассмотрены основные нормативные правовые акты и программы органов местного самоуправления по предотвращению и предупреждению пожаров, а также профилактические мероприятия в области пожарной безопасности на территории Кемеровской обла...

Задать вопрос