В статье рассмотрены основные проблемные вопросы функционирования единых дежурно-диспетчерских служб на территории Пермского края.
Ключевые слова: единая дежурно-диспетчерская служба, чрезвычайная ситуация, МЧС России, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации.
Количество чрезвычайных ситуаций, происшествий на водных объектах, дорожно-транспортных происшествий, техногенных пожаров и пожаров в лесах с каждым годом становится все больше и больше. В связи, с чем нагрузка на единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований возрастает. Именно ЕДДС первыми получают информацию о ЧС, происшествиях. От действий дежурного персонала ЕДДС зависит эффективность реагирования служб РСЧС[1] на возникшие ЧС, происшествия.
Всего на территории Пермского края создано 45 ЕДДС муниципальных образований. Процесс образования ЕДДС начался в 2010 году, после подписания Распоряжения Правительства Пермского края от 05.07.2010 № 100-рп «О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Пермского края» [1].
Первые ЕДДС создавались на базе дежурно-диспетчерских служб «01», центральных пунктов связи в пожарных частях.
На сегодняшний день процесс переезда в помещения (здания) администраций муниципальных образований завершен. Все 45 ЕДДС располагаются в отдельных зданиях, либо в помещениях при администрациях муниципальных образований, либо в иных помещениях.
МЧС России уделяет огромное внимание развитию ЕДДС муниципальных образований. Именно поэтому в 2021 году ВНИИ ГОЧС (ФЦ) провел работу по актуализации ГОСТа и был утвержден новый стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» (далее — ГОСТ) [2].
Новый ГОСТ устанавливает состав решаемых задач, структуру, порядок создания и функционирования единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС), определяет требования к персоналу ЕДДС, залу оперативной дежурной смены ЕДДС, перечню оборудования и программно-технических средств ЕДДС.
В целях разработки рекомендаций муниципальным образованиям Пермского края был проведен анализ функционирования ЕДДС муниципальных образований Пермского края по итогам 9 месяцев 2022 года который выявил ряд проблемных вопросов по функционирования ЕДДС.
- Организационно-штатная структура ЕДДС соответствует ГОСТ на 57,8 % от общего количества ЕДДС.
- В 9 ЕДДС организовано дежурство всего одним специалистом, который в свою очередь не в состоянии выполнить все возложенные на него задачи.
- Обучение по программе дополнительного профессионального образования прошли 76,7 % от списочного состава ЕДДС муниципальных образований. При этом во всех ЕДДС разработаны программы подготовки, согласно утвержденной программе [3].
- Низкий уровень профессиональной подготовки дежурных оперативных ЕДДС. В 48 % от общего числа проведенных тренировок выставлена оценка «хорошо» и в 52 % от общего числа проведенных тренировок выставлена оценка удовлетворительно.
Ежедневно оперативной дежурной сменой Главного управления МЧС России по Пермскому краю (далее — ОДС) проводятся тренировки с ЕДДС. На тренировке отрабатывается информирование руководства администрации, взаимодействие со службами РСЧС на муниципальном уровне, отработка формализованных документов и заслушивание дежурного оперативного ЕДДС по тренировке. ОДС готовится анализ по тренировке с указанием основных замечаний и направляется в муниципальное образований.
- Техническое оснащение ЕДДС муниципальных образований находится на среднем уровне. Обеспечение техническими средствами управления составляет 70,2 %. Это осложняет работу с информационными системами: «Личный кабинет ЕДДС», ИСДМ «Рослесхоз», МКА «ЖКХ», АПК «Безопасный город».
В 2021 году в рамках «Круглого стола» на международном салоне «Комплексная безопасность — 2021" заместитель главы ведомства Виктор Ничипорчук сообщил, что МЧС уже внедрило систему цифровой трансформации данных для прогнозирования ЧС. Введен в эксплуатацию атлас рисков, который станет новой технологической платформой для участников РСЧС, также специалистами ведомства разработано приложение «Термические точки» для глав муниципальных образований [5]. Информация приходит им на смартфон, что сокращает время от момента обнаружения лесного пожара до выезда лесопожарных формирований к месту вызова.
- В рамках информационного взаимодействия между ЕДДС и органами управления функциональной и территориальной подсистемы РСЧС заключено 72,9 % соглашений от общего количества органов управления. В ряде ЕДДС есть проблемные вопросы по заключению соглашений об информационном взаимодействии с органами управления функциональной и территориальной подсистемы РСЧС.
- Средняя заработная плата по ЕДДС муниципальных образований немного превышает 20 000 рублей. А средняя заработная плата по Пермскому краю на январь 2022 года составляет 45 151 рубль, что существенно выше.
Основные проблемные вопросы — низкая заработная плата, низкая штатная численность ЕДДС, низкая квалификация персонала, устаревшее оборудование, неудовлетворительные условия труда. Эти проблемы носят в первую очередь финансовый характер.
Большинство муниципальных образований на сегодняшний период дотационные и не могут решить проблемы самостоятельно. Необходимы региональные программы, в рамках которых будет возможна финансовая помощь на развитие ЕДДС муниципальных образований.
Литература:
- Распоряжение Правительства Пермского края от 05.07.2010 № 100-рп «О создании единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Пермского края»
- Новый стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01–2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения».
- Программа подготовки дежурно-диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Утверждено протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 02.06.2020 № 2.
- Электронный документ: https://tass.ru/obschestvo/11377551 .
[1] РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.